Научные публикации

Коллекция музыкальных инструментов К. А. Ямилова (продолжение)


В Государственный исторический музей Южного Урала поступила небольшая коллекция музыкальных инструментов — часть собрания челябинского коллекционера Кабира Абдулловича Ямилова. В 1988 году на основе его коллекции во Дворце культуры ЧТЗ был открыт Музей национальных музыкальных инструментов и этнографии. В настоящее время музей ликвидирован, коллекция распродана, часть ее в 2006 и 2017–2018 годах передана в Государственный исторический музей Южного Урала. В первой статье мы рассказали об уникальных инструментах из этой коллекции. Сейчас продолжим рассказ.

Существенной частью коллекции, отражающей музыкальную культуру сельского и городского населения России конца XIX — XX века, является собрание, которое включает гармоники: две вятские (тальянки), петербургскую, елецкую рояльную, хромку, венскую, хроматическую (баян). Все они, кроме хромки, кустарного изготовления, все датируются первой половиной XX века. Распространившиеся в конце XIX века гармоники в этот период становятся одним из самых популярных музыкальных инструментов в деревнях и городах России. Представленная коллекция отражает различные территориальные варианты конструкции гармоней, сформировавшиеся в указанный период, однако все они в том или ином варианте бытовали на Южном Урале.

Две из представленных в коллекции гармоник можно отнести к вятским (тальянкам). Вятская гармонь на Среднем Урале называется также «простушкой», у татар и башкир — «тальян гармун». Кустарное производство в Вятской губернии началось в середине XIX века, позднее на основе вятских гармоник возникли уральские, сибирские, татарские, кавказские гармоники. Стандартная схема тальянок выражена в формуле 12×3, то есть 12 рояльных клавиш в правой клавиатуре и 3 клавиши-лопатки в левой. При смене движения меха звуки правой клавиатуры одинаковые, три клавиши в левой клавиатуре на разжим образуют тонику, на сжим — доминанту. В пятиголосной гармони две планки строились на октаву выше, две — основные и одна — на октаву ниже1. Гармони этого типа долго сохраняли популярность в среде татарского и башкирского населения. Около трети гармонистов Башкирии в середине 1980-х годов играли на тальянках2. И в настоящее время, по подсчетам П. Куйвинена, на северо-западе Татарстана более трети бытующих гармоник составляют тальянки3.

Особенно интересна одна из тальянок с формулой 10×3. Она имеет тисненое клеймо «Гармонный мастерѢ МалыхѢ» и пять регистровых движков, из которых два ложных и три действующих, использующихся для смены тембра инструмента с помощью изменения подачи воздуха на комбинации планок. В данном случае хорошо видна отмеченная П. Куйвиненом трансформация элемента от прямой функции к индикативной (обозначение пяти планок) и просто декоративной. К настоящему времени тальянки с регистровыми переключателями практически вышли из употребления4.

В коллекции представлена трехрядная петербургская гармоника мастера Сережникова, изготовленная в апреле 1914 (или 1917) года. Такие инструменты стали появляться в Петербурге в конце 1880-х годов. Формирование их внешнего вида складывалось под влиянием многочисленных заграничных образцов. Эти гармоники всегда богато украшены инкрустациями с изображением бабочек, лир и другими рисунками, что мы видим и на представленном образце. Существовали двух-, трех- и четырехрядные гармоники. Такой тип гармоник был распространен по всему северо-западу Российской империи5.

В коллекции имеется елецая гармоника, которая появилась в Орловской губернии в 1860–70-е годы. Сейчас елецкие гармоники распространены в районах Центральной России. Инструмент имеет клавишные клавиатуры на правой и левой стороне, причем левая расположена с обеих сторон грифа: спереди — клавиши басов, с тыльной стороны — клавиши аккордов6. Представленный экземпляр кроме прочего интересен и тем, что его правая клавиатура — однорядная, с двумя дополнительными клавишами — переделана из двухрядной. Левая клавиатура выполнена по образцу от однорядной гармоники.

Очень типичным инструментом в коллекции является гармоника-хромка. Первые гармоники, появившиеся в конце 1890-х годов, назывались «северянка», к началу 1920-х годов распространилось название «хромка». Хромка — двухрядная диатоническая гармоника, звуки при смене движения меха не меняются. К середине XX века установился стандарт расположения кнопок — 25×257. Кустарные гармоники обычно богато украшались инкрустацией. Ныне хромка — самый распространенный вид диатонической гармоники, вытесняющий все остальные типы. В нашей коллекции находится инструмент с формулой 23×12 Шуйской гармонной фабрики выпуска 1946–1952 годов, однако выполненный в традициях мастеровых гармоник 1930–50-х годов, с инкрустацией, хоть и простой, кнопками-пуговицами и расположением басов в виде буквы «Г».

В коллекции представлена венская гармоника русского строя. Венские гармоники были сконструированы в Вене и появились в России в 1890-е годы. Распространялись они главным образом через торговые фирмы Циммермана и Мюллера. Затем эти гармоники широко изготавливались в России и оставались популярными до середины XX века. При смене движения меха звуки обеих клавиатур разные8.

Интересным образцом в коллекции является четырехрядный баян кустарного производства, изготовленный в первой половине XX века. В 1891 году в городе Зилетуе (Бавария) была сконструирована хроматическая трехрядная гармоника с последовательным расположением звуков по косым рядам кнопок. В 1890-е годы такая система стала известна и в России, а с начала XX века такие гармоники стали делать мастера в Москве, затем в Туле и других городах Центральной России. Эта система получила вначале название «заграничная», затем стала известна как «московская». Со временем такие трехрядные хроматические гармоники стали называться баянами московской системы9.

В коллекции представлены и различные духовые музыкальные инструменты. Интересна труба оркестровая, изготовленная мастером Альбертом Вольфрамом (город Маркнойкирхен Германской Демократической Республики) не ранее 1960 года. Труба выполнена из медного сплава и имеет серебряное покрытие. По некоторым данным, подобные трубы в ограниченном количестве поступали в СССР в 1960-е годы и использовались в сфере профессионального музыкального образования, в джазовых оркестрах и ансамблях, которые были чрезвычайно популярным явлением в городской повседневной культуре середины XX века.

В коллекцию музыкальных инструментов входит также флейта малая (или флейта-пикколо), изготовленная мастером Альфредом Вундерлихом (1883–1969) в кооперативе «Мигма» (г. Маркнойкирхен, ГДР), очевидно, в 1950–60-е годы. Малая флейта применяется в малом и большом симфоническом оркестре, в большом эстрадном и большом смешанном духовом оркестре. В духовом оркестре ее основная функция — верхнее октавное удвоение партии первой флейты и малого кларнета.

Еще один импортный инструмент — кларнет малый (или кларнет-пикколо). Он изготовлен, по-видимому, в Европе в начале XX века из гренадильного дерева и нейзильбера.

В группе саксофонов представлены сопрано, тенор и баритон. Саксофон-сопрано изготовлен, по-видимому, в Европе в 1950–60-е годы. Саксофон-тенор выпущен Ленинградским заводом духовых музыкальных инструментов в 1966 году. Очень интересен саксофон-баритон, изготовленный на московской фабрике «Пятилетие Октября» в середине 1920-х годов: это один из первых советских саксофонов (имеет заводской номер 95).

Изобретенный Адольфом Саксом в начале 1840-х годов, саксофон стал появляться в симфонических оркестрах с 1844 года и преимущественно во Франции — в основном эпизодически и изредка как постоянный инструмент. Устойчивой тенденцией XX века является увеличение одновременного применения инструментов этого семейства до трех-пяти. Однако саксофон не стал постоянным инструментом в составе симфонического оркестра из-за широкого и параллельного развития с рубежа XIX–XX веков эстрадного оркестра. В нем саксофоны стали выполнять единую функцию. В результате широкого распространения саксофонов в джазовых и эстрадных оркестрах в 1960-е годы в СССР они внедрялись и в военные духовые оркестры10.

Остальные музыкальные инструменты из коллекции представляют собой типичные образцы массовой продукции различных заводов СССР. Например, пятиочковый кларнет выпущен Тульским производственным объединением «Мелодия» в 1970-е годы. На Киевском заводе духовых и ударных музыкальных инструментов в 1969 и 1983 годах произведены две разные модели теноровых тромбонов. На Ленинградском заводе духовых музыкальных инструментов изготовлены: корнет-а-пистон (1958), гобой (1964), туба (1967), альт (середина 1970-х — 1980-е).

Малая флейта, кларнет, малый кларнет, гобой, тромбоны, корнет, туба и альт традиционно используются в симфоническом оркестре. Саксофоны, малая флейта, кларнет, гобой, тромбоны и туба использовались в эстрадном оркестре в середине XX века. Однако стоит принять во внимание, что состав инструментов эстрадного оркестра не вполне устоялся. Если в отношении состава групп медных духовых и саксофонов в различных эстрадных оркестрах существуют какие-то общие закономерности, то количество струнных и деревянных духовых не регламентировано11.

Все инструменты из коллекции К. А. Ямилова включались в состав большого смешанного духового оркестра, характерного для СССР середины — второй половины XX века. В силу особых динамических свойств медных широкомензурных инструментов (большая сила звучания и возможность использования при игре на ходу) духовой оркестр применялся прежде всего во время различных шествий на открытом воздухе, а также на танцевальных площадках. Его участие в праздничных и массовых мероприятиях стало обычным явлением. Большое применение нашел духовой оркестр и в концертной деятельности12.

Таким образом, все инструменты из коллекции К. А. Ямилова являются подлинными предметами, бытовавшими в конце XIX — XX веке. Ценность этого собрания заключается еще и в том, что часть музыкальных инструментов — кустарного производства, то есть они являются не тиражными образцами, а изготовлены индивидуально мастерами. Они, безусловно, представляют интерес при разработке различных программ и проектов музея, посвященных материальной и духовной культуре различных групп населения Урало-Поволжья, а также могут быть использованы в программах, посвященных политической истории Урала и России в целом. Большинство их имеют краеведческое значение, поскольку бытовали на Южном Урале, а некоторые, возможно, были изготовлены в нашем крае.

Несомненно, Государственный исторический музей Южного Урала нуждается в дальнейшем пополнении коллекции музыкальных инструментов.




Примечания

1. Мирек А. М. Справочник по гармоникам. М. : Музыка, 1968. С. 48–49.


2. Рахимов Р. Г. Напевы тальянки: фольклор. муз. сб. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1985. С. 13.


3. Куйвинен П. У. Гармонь в традиционной культуре казанских татар : дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2015. С. 165.


4. Там же. С. 57–58.


5. Мирек А. М. Указ. соч. С. 73.


6. ам же. С. 52–54.


7. Там же. С. 75.


8. Там же. С. 69–71.


9. Там же. С. 87.


10. Сух-Очир Б. Трактовка саксофона в произведениях для симфонического и духового оркестров : дис. … канд. искусствоведения. М., 2018. С. 15, 31, 45, 47–48, 58, 79, 97, 129, 133.


11. Киянов Б. П., Воскресенский С. И. Практическое руководство по инструментовке для эстрадных оркестров и ансамблей. М. ; Л. : Музыка, 1966.


12. Анисимов Б. И. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. М. : Музыка, 1979. С. 107–108.




01.08.2018

Возврат к списку