Научные публикации

Сакрализация археологических памятников Южного Урала


(на примере заповедника «Аркаим», острова Веры, национального парка «Зюраткуль»)

С 19 октября 2017 г. по 21 января 2018 г. в Государственном историческом музее Южного Урала работала выставка «Аркаим. Страна городов», посвященная тридцатилетию открытия поселения. На ней впервые наиболее полно были представлены результаты исследований двадцати археологических памятников, известных под названием «Страна городов». Экспонаты для выставки предоставили ведущие музейные и научно-исследовательские учреждения Челябинска и Екатеринбурга: заповедник «Аркаим», Челябинский государственный университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Уральский федеральный университет и Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук.

Предметы, принадлежавшие древним индоевропейцам Южного Урала — оружие, детали конской упряжи, керамические сосуды и украшения, орудия охоты, рыболовства и ремесла,— помогли посетителям выставки познакомиться с различными сторонами материальной и духовной жизни населения эпохи бронзы. Но у некоторых из них была еще одна причина для визита в музей — в их представлении экспонаты, доставленные с Аркаима, обладают «чудодейственными» свойствами, а само городище считается одним из «мест силы». В данной работе мы проанализируем взгляды адептов новых религиозных культов и их связь с археологическими памятниками Южного Урала.

Нетрадиционная религиозность — феномен XX века. Новые духовные объединения известны под разными названиями: «новые религиозные движения», «религии Нового века», «тоталитарные секты», «деструктивные секты», «внеконфессиональные религии» и т. д. Для обозначения нетрадиционных религий широко употребляется термин «New Age». В настоящее время он используется для собирательного обозначения всех религиозных новообразований, возникших в канун третьего тысячелетия. Названное определение не является строго понятийным, поскольку не передает специфику данного феномена, а, скорее, носит образный, символический характер, обозначая проявления нетрадиционной религиозности в современном мире.

Мировоззренческая установка последователей современных неокультов на восстановление личного сакрального взаимодействия с миром в значительной степени реализуется через «святые места», притягивающие к себе тысячи паломников, жаждущих соприкоснуться с глубинами непознанного. В данном случае мы имеем дело не с возвращением к древнему языческому мировосприятию, а с перенесением функции храма на природный объект или археологический памятник. Тысячи паломников ежегодно приезжают в так называемые «места силы» в целях «духовного поиска». Как правило, эти места соответствуют крупным природным объектам: гора, холм, озеро, пещера, остров и т. д. 1Эзотериков притягивает современное мифотворчество: огромное количество вариантов псевдоистории, мифы о мистических явлениях, происходящих в этих местах, ощущение энергетических столбов и пр. «Места силы» — это территории для проведения различных телесных и духовных практик, медитаций, тренингов, семинаров. Такими на Южном Урале являются уже упомянутый Аркаим, остров Веры, национальный парк «Зюраткуль», гора Иеремель и Сикияз-Тамакский пещерный комплекс.

«Учителя» пребывают в постоянном поиске новых мест. Для этого организуются специальные выезды (как групповые, так и индивидуальные), замеры энергетики «рамками», массовые медитации и вхождения в транс и т. п. Часто выбираются именно археологические памятники. Возможно, это связанно с тем, что в местах раскопок древних поселений и могильников человек остро ощущает свою связь с предками, с духами умерших и древними цивилизациями, которые и помогают ему достичь небывалых высот мудрости и просветления. К примеру, на раскопках поселения Степное археологи часто замечали группы людей, которые вечером, по окончании работ, приезжали на раскоп, исследовали территорию, медитировали. На вопросы археологов: «Зачем вы это делаете?», отвечали, что на этой территории обнаруживается сильная энергетика, что это место, возможно, сакрально и мистично. «Учителя» также давали советы археологам, чтобы те были осторожны, говорили, что «мертвые просто так не отпускают… Если вы их тревожите — будьте аккуратны, они могут забрать вас к себе вниз. Относитесь к ним с почтением» 2.

Рост числа паломников ведет к умножению «сакральных объектов». К примеру, утверждалось, что забетонированная площадка недалеко от центра поселения Аркаим (использовалась как «условный ноль» при измерении высот во время геодезической съемки) — это истинный центр поселения, из которого выходит мощнейший энергетический столб 3. На острове Веры сакральное место для совершения религиозных ритуалов древними понимается как место, куда люди приезжали за тайными знаниями. Также существует мнение, что остров был учебным центром для подготовки жрецов 4. В одной из радиопередач высказывалась версия, что геоглиф в национальном парке «Зюраткуль» выкладывался в древности беременными женщинами, для того чтобы вызвать выкидыш — тем самым якобы контролировалась численность населения 5. Культовая деятельность эзотериков в данных сакральных местах также очень похожа. Всех их объединяет синкретизм, эклектизм, явно видна смесь христианской мистики, старообрядчества, индуизма и современного New Age. Техники тоже очень схожи: медитации, оставление записок, привязывание ленточек, подзарядка от энергетических столбов.

Активную деятельность сообщества эзотериков развернули на Аркаиме. Эти организации — «Новый Аркаим», «Школа Аркаим» — являются в первую очередь коммерческими, так как их основная цель — добиться как можно большего количества финансовых средств от своих адептов и простых туристов. Лидеры этих объединений ради собственной материальной наживы пропагандируют мистические свойства памятника. Приезжая на поселение, человек оказывается внутри мифа, который задает определенные стереотипы поведения, тем самым облегчая возможность манипуляции. Строго говоря, люди сами охотно отдают свои деньги подобным организациям и сами себе внушают эффективность их учения.

Катализатором роста числа псевдонаучных организаций служат успехи современной науки. Современный человек не хочет воспринимать все на веру, для него важно подкрепление научными данными. Этим умело пользуются псевдоучителя, придумывающие околонаучные теории. Ситуация, складывающаяся между учеными-археологами и туристами-эзотериками на острове Веры, идентична ситуациям с Зюраткулем и Аркаимом. Археологи часто обвиняются в умалчивании истиной истории острова, в сокрытии уникальных находок, которые якобы доказывают сакральность и мистичность места. В частности, ограничение въезда на остров Веры (присвоение ему статуса охраняемой территории — заповедника) вызвало массу недовольства со стороны туристов-эзотериков и «доморощенных» экскурсоводов, которые, пользуясь исторической и религиозной неграмотностью обывателей, зарабатывают на «эксклюзиве» большие деньги.

Эзотериков привлекают места, где ученые очень тесно контактируют с останками древних, свидетельствами существования древних городов и цивилизаций. Кроме того, сама наука археология, ее методы практического исследования очень привлекательны для обывателей — даже история раскопок оказывает сильное воздействие на мифотворчество. Стремление вернуться к древности возникает как потребность современного человека, осознающего недостаточность своей культурной среды и порожденных ею социальных институтов и форм деятельности для существования и развития людей. Оно вызвано нарастающими в современном обществе процессами отчуждения людей от природы, друг от друга и от своей собственной деятельности.

Кроме того, распространение в средствах массовой информации наукообразных мифов об Аркаиме, открытиях на Зюраткуле и острове Веры, безусловно, вызвало и вызывает интерес в обществе и обусловливает увеличение с каждым годом числа паломников. Среди них: объявление авторитетными в среде эзотериков людьми (например Тамарой Глобой) Урала «центром мира», теории о происхождении на Аркаиме славян (так называемый «арийский миф»), теории о высокой энергетике этих мест, «энергетических столбах» и пр.

Процесс сакрализации заповедника «Аркаим», острова Веры и национального парка «Зюраткуль» имеет как общие черты, так и серьезные различия. Это связано, во-первых, со временем открытия того или иного объекта. На Аркаиме эзотерический туризм начался в 1991 году после объявления Страны городов Тамарой Глобой «серединой Земли». Археологические экспедиции на острове Веры ведутся с 2004 года, что и послужило катализатором для мифотворчества (экскурсионные группы, освящение в СМИ и пр.). Геоглиф на Зюраткуле открыт в 2011 году, следовательно, мифотворчество и присваивание этому месту мистических свойств находятся пока на начальной стадии.

Также немаловажным фактором для развития мифа является географическое положение объекта. За двадцать лет существования заповедника для удобства туристов пущены специальные рейсовые автобусы, сюда легко добраться на автомобиле или автостопом. Территория вокруг Аркаима свободна, то есть туристам ничего не мешает приехать и разместиться здесь самостоятельно, без обращения в администрацию заповедника. Остров Веры отрезан от суши, и добраться до него можно исключительно по воде с помощью специальных средств. Самостоятельно это сделать нереально, и этот фактор играет положительную роль, по мнению ученых: поток туристов находится под контролем, что снижает возможность «учителей» пропагандировать свои псевдонаучные теории.

Таким образом, на сегодняшний день Аркаим, остров Веры и национальный парк «Зюраткуль» являются не только историческими памятниками, но и местами паломничества представителей различных религиозных организаций. При этом религия служит лишь прикрытием для жаждущих наживы и материального обогащения псевдоучителей. Они используют популярные ныне элементы восточных практик, часто смешивая их с традиционными религиями, получая в высшей степени эклектичное, но чрезвычайно яркое и привлекательное для современного обывателя учение.

Археологические памятники Южного Урала, мало затронутые индустриальными веяниями, позволяют индивиду ощутить его первоначальное бытие, тесную связь с природой и космосом. Это дает возможность людям в какой-то мере «очиститься» от их насущных проблем и забот, приобщиться к чему-то необычному, чудесному, тайному, попытаться решить свои личные, материальные и духовные проблемы. Представляется, что и в дальнейшем поток паломников будет увеличиваться. Процесс сакрализации археологических памятников сегодня все более приобретает характер мировоззренческой и социальной проблемы. В силу этого феномен «мест силы» должен привлекать внимание не только ученых, исследователей, но и органов государственной власти.

Обилие неоязыческих организаций на Аркаиме, увеличивающееся число паломников на остров Веры и в национальный парк «Зюраткуль» свидетельствуют о том, что сознание человека со временем мало изменилось, что в нем все-таки остались пережитки прошлого, стремление к истокам. Развитие современной науки не смогло до конца избавить людей от пережитков прошлого.

Примечания

1. Места силы. Памятка для эзотерика. URL: http://pozitivchik.info/2011/09/mesta-sily/ (дата обращения: 28.02.2014).

2. Из интервью с адептами от 15 июля 2012 г. (архив автора).

3. Куприянова Е. В. Аркаим: размышления о путях познания // Аркаим: между прошлым и будущим. Челябинск, 2011. С. 169.

4. Ural-resor. Остров Веры, Тургояк. URL: http://www.uralresort.ru/state/state_9.html (дата обращения: 10.04.2013).

5. Личный архив автора, май 2014 г.


08.02.2018

Возврат к списку