Научные публикации

Навершие в зверином стиле из раскопок под Варной: новый взгляд


Предметы из фондов Государственного исторического музея Южного Урала активно изучаются разными исследователями. Это позволяет более полно атрибутировать предмет, выяснить его функциональное назначение, место изготовления и другие аспекты. Результаты исследований публикуются в разных научных журналах и сборниках. О новом взгляде на функциональное назначение костяного предмета из раскопок курганов у села Варна в сборнике «Уральский исторический вестник» в 2022 году была опубликована статья искусствоведа Влады Витальевны Берсеневой и кандидата исторических наук Светланы Викторовны Прищенко.

Навершие в зверином стиле из кургана у села Варна (фонды Государственного исторического музея Южного Урала)


Уникальный костяной предмет был обнаружен при исследовании курганов у села Варна экспедицией Челябинского областного краеведческого музея под руководством В. С. Стоколоса в 1960 году. Во время раскопок кургана 2 в насыпи на глубине 1,78 м, в слое, насыщенном углями, был найден разрушенный и обгорелый костяной предмет тонкой работы. Кроме него, в насыпи были расчищены фрагменты глиняной оградки и ритуальная площадка с большим количеством костей лошади и барана, а также разбросаны кости не менее двух человекi. Памятник относится ко второй половине VI в. до н. э.ii




Рис. 1..JPG


Рис. 1. Навершие в зверином стиле. ЧОКМ ОФ-5610/33. Кость, резьба. Курган № 2 у с. Варна. Вторая половина VI в. до н. э. Раскопки В. С. Стоколоса, 1960 г. Фото О. Г. Ивановой


Изделие имеет клыкообразную форму темно-коричневого цвета, размеры 21,1×4,6×2,4 см. Выполнено в технике резьбы по кости. Оформлено в зверином стиле (рис. 1). Основные образы: центральное место занимают медведь, волкоподобный хищник, а в силуэты вписаны кошачий хищник и хищные птицы. Все элементы в навершие взаимосвязаны, один образ вырастает из другого. Животные изображены в реалистичной манереiii.

Образ медведя ярко выражен: крупная морда, массивная пасть, длинные передние клыки, небольшие коренные зубы, линия губ, которая обрамляет всю челюсть зверя. Глаза и уши округлой формы (рис. 2,1). Изображение медведя плавно переходит в изображение волкоподобного хищника (рис. 2,2). Контуры изделия повторяют изгибы голов животных. Видовую принадлежность определить сложно, но можно трактовать как изображение волка с сочетаем черт медведя. Морда вытянута и акцентирована двумя параллельными линиями, которые характерны для семейства собачьих. Глаза каплевидной формы, уши крупные, округлые с глубоким рельефом, по мнению авторов, похожи на уши медведя. Челюсть медведя показана с акцентированием губ и имеет сквозные прорези между зубами, изображение клыков отсутствует. По мнению авторов, это тоже образ медведя, который трансформирован для помещения в клыкообразную форму.

Головы хищных птиц встроены в изображения главных фигур и располагаются внутри нижних челюстей хищников. Они имеют длинную и тонкую шею, изогнутый клюв, большие круглые глаза. Образ схож с представителем ястребиных — черным грифом.

Другой образ кошачьего хищника сохранился фрагментарно. С одной стороны видна голова, с другой — тело хищника. Он изображен сидящим на задних лапах. Хвост присутствует с одной стороны и намечен двумя параллельными линиями. Морда животного прижата к телу, глаза широкие, пасть разомкнута. Образ кошачьего хищника находится в центре и вписан между двумя главными образамиiv.

Под руководством В. С. Стоколоса предмет был склеен, недостающие детали залиты гипсом. В ходе последнего изучения В. В. Берсеневой было выявлено, что позже один из фрагментов вклеен неправильной стороной. Форма центрального отверстия изначально была овальнойv. Из-за покрытия поверхности предмета клеем и лаком трасологическое исследование провести не удалось.


Рис. 2.jpg

Рис. 2. Детали образов на варненском навершии: 1 — изображение медведя; 2 — изображение волкоподобного хищника; 3, 4 — изображение головы и тела кошачьего хищника; 5 — изображение голов хищных птиц


Аналогий данному изделию не найдено. Его функциональное назначение до сих пор вызывает вопросы у исследователей. Существует несколько версий. Одни авторы считают, что это подвеска-клык или рогvi, но изделие довольно большого размера и подвешивать его довольно сложно. Автор раскопок В. С. Стоколос считал, что это псалий — деталь конской упряжиvii. Размеры известных псалиев варьируются от 10 до 18 см, ширина — 2 см. Ширина изделия из варненского кургана в два раза больше. Размеры отверстий у псалиев для крепления ремней широкие, а на варненском предмете они округлые; местонахождение, скорее всего, имеет декоративный характер. Таким образом, это изделие не могли использовать в качестве псалияviii.

По мнению В. Берсеневой и С. В. Прищенко, размер центрального отверстия идеально подходит под трость диаметром 4–5 см. Авторы определяют это как костяное навершие жезла. Вероятно, жезл с навершием в зверином стиле был связан с социальной ролью погребенного. Ученые связывают выбор хищных животных с символизмом власти древних кочевников VIIV вв. до н. эix.




iСтоколос В. С. Отчет археологической экспедиции Челябинского краеведческого музея в районе села Варна / башня Тамерлана / 1960 г. Фонды ГИМЮУ. Оп. 4. Д. 248. Л. 5.

iiТаиров А. Д., Боталов С. Г. Курган у с. Варна // Проблемы археологии Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1988. С. 100–125.

iiiБерсенева В. В., Прищенко С. В. К вопросу о функциональной интерпретации костяного предмета из кургана у села Варна (Челябинская область) // Урал. ист. вестн. 2022. № 2 (75). С. 162. DOI: 10.30759/1728-9718-2022-2(75)-161-166.

ivТам же. С. 163–164.

vТам же. С. 162.

viСмирнов К. Ф. Савромато-сарматский звериный стиль // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 83. Рис. 3, 4.

viiСтоколос В. С. Археологические исследования Челябинского областного музея // ВАУ. Свердловск, 1962. Вып. 2. С. 25.

viiiБерсенева В. В., Прищенко С. В. К вопросу о функциональной интерпретации костяного предмета из кургана у села Варна (Челябинская область) // Урал. ист. вестн. 2022. № 2 (75). С. 162. DOI: 10.30759/1728-9718-2022-2(75)-164-165.

ixТам же. С. 165.

З. А. Валиахметова,

главный специалист по научно-фондовой работе

Государственного исторического музея Южного Урала




29.02.2024

Возврат к списку