Научные публикации

«Слово о полку Игореве» в палехском искусстве


В фондах Исторического музея Южного Урала хранится немало книг, имеющих большую библиографическую и историко-культурную ценность. Один из таких книжных раритетов — известный памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова", выпущенный издательством "Academia".

Эта редкая по красоте оформления книга поступила в фонды музея ориентировочно в 1930-е годы, то есть это один из предметов, попавших в музей в первый период формирования музейных коллекций.
Это издание "Слова о полку Игореве" можно по праву назвать одним из наиболее известных, красивых и редких книг издательства "Academia". Издательство существовало в 1921-1937 годах и выпустило множество изданий русской и зарубежной литературы, а также книг по истории и теории литературы и искусства. Оно известно тем, что уделяло особое внимание оформлению своих книг, большинство из которых выходило довольно небольшим тиражом.

Уникальный памятник древнерусской литературы вышел в свет в 1934 году. Древнерусский текст был подготовлен к печати литературоведами В. Ф. Ржигой и С. К. Шамбинаго. Особенность этого издания в том, что оно было написано и иллюстрировано палехским мастером Иваном Голиковым. 


Рис. 1.jpeg
Иван Иванович Голиков. Фото из открытых источников



Иван Иванович Голиков (1887-1937) — русский художник-иконописец, один из основоположников палехской миниатюры, чей талант проявился во многих направлениях — он занимался реставрацией живописи, расписывал храмы в Казани, участвовал в росписи Грановитой палаты и Новодевичьего монастыря. Он долгие годы оттачивал свое мастерство — в создании монументальных панно, театральных декораций, агитационного плаката, в росписи фарфора. Но наиболее полно и ярко Голиков продемонстрировал своё искусство в живописной миниатюре на папье-маше. Начало новому искусству было положено в 1922-1924 годах в Москве, когда Голиков вместе с палешанами Глазуновым и Вакуровым нашел применение древней темперной живописи по лаку.

Таким образом, Голиков стал основоположником палехской лаковой миниатюры, организатором и вдохновителем нового вида искусства. Инициатор и учредитель "Артели древней живописи Палеха" (1924), Голиков написал около 1000 произведений лаковой миниатюры.

Помимо этого, одним из направлений его творчества являлось оформление книг. И одной из вершин творчества Голиков достиг именно в работе над "Словом о полку Игореве".

Сначала работу над "Словом" хотели поручить разным художникам, но А. М. Горький, бывший в то время председателем редакционного совета издательства "Academia", настоял, чтобы все миниатюры были выполнены только Голиковым, чьё творчество было очень высоко оценено писателем.

Работа над книгой заняла у Голикова два года. И создание уникального издания "Слово о полку Игореве" стало одной из жемчужин творчества палехского мастера. Книгу без преувеличения можно назвать шедевром книжного искусства. 


Рис. 2.JPG

Верхняя крышка издания



Каждый элемент книги отличается высоким уровнем исполнения. При этом для всего декора книги характерно единство художественного решения. Это и выполненные в цвете с золотыми вкраплениями хромолитографированные форзацы с различными сюжетными картинами в окружении орнамента, и тройной торшонированный обрез, и титульный лист, украшенный стилизованным растительным орнаментом, и отличного качества бумага. Книга отпечатана на слоновой бумаге в лучшей советской типографии Госзнака, что гарантировало высокое качество печати. Особого упоминания заслуживает работа Голикова над текстом "Слова". Художник кистью написал весь текст, стилизовав шрифт под древний рукописный полуустав. При этом были переданы такие особенности оформления средневековой рукописи, как заставки, концовки, буквицы, колофон — так называется особое фигурное завершение текста. Даже технические сведения об издании переданы с помощью стилизованного полуустава.


Рис. 3. Титульный лист и миниатюра  'Боян, Игорь и Ярославна'.jpg

Титульный лист и миниатюра "Боян, Игорь и Ярославна"



Переплёт по своему оформлению напоминает поверхность палехской лаковой шкатулки. В центре верхней крышки, в медальоне — сцена битвы конных воинов, на остальной поверхности золотом изображены летящие стрелы и по четырём углам - сражающиеся воины. Сопровождаются рисунки богатым стилизованным золотым орнаментом.

Как известно, сюжет "Слова" повествует о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году и содержит призыв разобщённым князьям объединиться против врага.

В книге десять миниатюр, отражающих важнейшие эпизоды древнерусского текста:

1. Боян, Игорь и Ярославна.

2. Встреча Игоря с Всеволодом.

3. Затмение солнца.

4. Поход.

5. Битва.

6. Пленение Игоря.

7. Святослав рассказывает боярам о своем сне.

8. "Злато слово" Святослава.

9. Плач Ярославны.

10. Бегство Игоря из плена.


Рис. 4. Миниатюра 'Встреча Игоря с Всеволодом'.jpg

Миниатюра "Встреча Игоря с Всеволодом"



Все миниатюры лакированы и окружены различным по рисунку стилизованным растительным орнаментом. Страницы были покрыты экспериментальным лаком, который со временем потемнел, отчего сегодня совсем не видно тех цветов, которые использовал мастер.

Иллюстрации Голикова всегда отличались тонкостью письма, прекрасным композиционным решением и необычным подходом к литературным сюжетам. И иллюстрации к "Слову о полку Игореве" не исключение. Несмотря на свойственные палехскому стилю декоративность и условность, Голикову удалось передать драматизм сюжета.

В связи с этим особого внимания заслуживает цвет. Текст памятника отличается богатством красок — как в плане яркости и выразительности эпитетов и иносказаний, так и относительно цветового решения. Голиков глубоко прочувствовал древнерусский текст. Поэтическая символика, переведенная на живописный язык, приобрела множество смысловых оттенков. С помощью живописных приемов передается целая гамма чувств, выражаемых динамикой композиции, контрастом цветов и форм, чтобы в полной мере продемонстрировать силу и могучий дух защитников Руси. Голиков использует символический смысл и эмоциональное воздействие красок — синий как символ злого начала, красный — цвет радости и победы, "звенящий" золотой и т. д.


Рис. 5. Миниатюра 'Злато слово Святослава'.jpg

Миниатюра "Злато слово Святослава"



В иллюстрациях чувствуется влияние средневековой книжной миниатюры и особенно иконописи. И это не случайно. Иван Голиков родился в семье потомственных палехских художников-иконописцев, сохранивших память о высоких традициях древнерусского искусства. Он рос в особом мире, нераздельно связанном с патриархальным бытом крестьян, впитал историю и культуру Владимиро-Суздальской земли, где из поколения в поколение передавался нравственно-эстетический идеал Древней Руси, что нашло воплощение в его работах.

Сейчас эта книга является большой редкостью — её тираж в 1934 году составлял всего 3 300 экземпляров. И один из них является украшением книжной коллекции нашего музея.

Хранитель фонда «Редкая книга» О. Н. Василенко


Источники:

1. Антикварные книги : [Электронный ресурс]. — URL: https://antiquebooks.ru/category.php?ch=book&book=113906. (Дата обращения: 28.11.2023)

2. Палех. Художник Иван Голиков /М. Некрасова, доктор искусствоведения [Электронный ресурс] URL: http://oldchest.ru/painting/paleh-ivan-golikov. (Дата обращения: 30.11.2023)

3. "Слово о полку Игореве" в книжной графике / Е. Гудкова. - Интернет-ресурс: "Культура.РФ". — URL: https://www.culture.ru/materials/209082/slovo-o-polku-igoreve-v-knizhnoi-grafike. (Дата обращения: 28.11.2023)



20.12.2023

Возврат к списку