Научные публикации

К 100-летию со дня рождения Б. А. Нехорошкова


Борис Александрович Нехорошков родился 6 апреля 1923 г. в городе Оренбурге в семье педагогов. Его отец, Александр Дмитриевич (1894–1932), происходил из казаков Каратабанской станицы Оренбургского казачьего войска и, выучившись, стал учителем математики. В августе 1932 г., когда сыну было девять лет, он умер от брюшного тифа. Мать, Евгения Евлампиевна (1898–1972), родом из станицы Рассыпной — преподаватель русского языка и литературы, проработавшая в школе более 40 лет: учителем, завучем, директором. Награждена орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Рис. 1.jpg


В 1930 г. Борис пошел в школу, а в 1939 г. стал членом ВЛКСМ. Окончив учебу в 1940 г. поступил в Тульский механический институт на специальность «Автоматическое оружие». После первого курса 26 июня 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Военную подготовку проходил на курсах радиотелеграфистов в Елабуге. В марте 1942 г. он был направлен старшим радистом в 260-й отдельный гвардейский минометный дивизион 43-го гвардейского минометного полка Южного фронта. В августе получил ранение и до января 1943 г. пролежал в эвакогоспитале № 1273 города Ашхабада.

После излечения Борис Александрович попал в 563-й стрелковый полк 153-й стрелковой дивизии Калининского фронта, где стал помощником командира радиовзвода. В сентябре 1943 г. его ждало второе ранение: он горел в танке, получил ожоги лица и рук второй степени. Находился на лечении в санчасти, после выписки в октябре месяце был направлен начальником радиостанции в 10-й отдельный лыжный батальон 1-го Прибалтийского фронта.


Рис. 2.jpg



В марте 1944 г. Б. А. Нехорошкова тяжело ранило осколком гранаты в левое предплечье. Руку хотели ампутировать, но пожилая врач-хирург сказала: «Сынок, ты родился под счастливой звездой, на фронте затишье, мы тебя направим в госпиталь в тыл, там, может быть, тебе спасут руку». В мае, по стечению обстоятельств, он попал в эвакогоспиталь № 4409 города Чкалова (ныне Оренбург), размещавшийся в здании школы № 22, директором которой в то время была мама — Евгения Евлампиевна. Вышел оттуда Борис Александрович уже инвалидом третьей группы, но главное — руку сохранили, ведь ему шел тогда только 22-й год. Уволился в запас армии по состоянию здоровья. В 1945 г. уехал в Москву, где поступил в Электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «Электровозы». В июне 1949 г. решением государственной экзаменационной комиссии Борису Нехорошкову присвоена квалификация инженера-электромеханика путей сообщения.

После окончания института Бориса Александровича направили в Челябинск на литейно-механический завод Народного комиссариата путей сообщения. Строительство началось в мае 1941 г., а 1 апреля 1943 г. предприятие по производству запасных частей для подвижного состава железных дорог вступило в строй. В 1945 г. принимается решение создать на его базе паровозоремонтный завод. В марте следующего года вместо него началось проектирование электровозоремонтного предприятия, к сооружению которого приступили в июне 1947 г. Предусматривалась постройка ремонтного корпуса, ремонтно-механического, инструментального и электроремонтного цехов. На заводе должен был осуществляться ремонт электровозов (ежегодная проектная мощность — 250 машин серии ВЛ), двигателей, колесных пар, изготовление запасных частей. Срок окончания строительства и пуск первой очереди запланировали на середину 1947 г., а выход на полную мощность — к концу 1948 г.


Рис. 3.jpg


Однако строительство затянулось, и лишь в декабре 1957 г. удалось ввести во временную эксплуатацию главный корпус. 15 мая 1958 г. руководителем предприятия стал Л. В. Лисицын. Окончательно завод принят государственной комиссией спустя 12 лет после начала работ — в октябре 1959 г. Вскоре здесь освоили капитальный ремонт электровозов ВЛ-22, к концу года выпустили первые девять машин. В последующие годы ремонтировались уже все серии грузовых магистральных электровозов (ВЛ-8, ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-15, ВЛ-22, ВЛ-23), пассажирские электровозы ЧС-7, тяговые агрегаты для горнорудной промышленности ПЭ-2М и ОПЭ-1А. Впервые их ремонт был поставлен на промышленно-индустриальную основу именно в Челябинске.


Рис. 4.jpg


К моменту прихода Бориса Нехорошкова на завод в полном разгаре шло строительство предприятия. В сентябре 1949 г. его приняли на должность бригадира в колесно-механический цех, затем перевели мастером, инженером, а в августе 1951 г. назначили главным механиком завода. В 1952 г. он вступил в ряды КПСС, а в апреле следующего года стал начальником колесно-механического цеха. Женился на Таисии Григорьевне Осиповой (1924–2016), после окончания института ставшей инженером в Челябинском отделении ЮУЖД. В 1954 г. в семье родился сын Валентин.


Рис. 5.jpg


В 1955 г. Борис Александрович был освобожден от работы на заводе в связи с назначением на должность заведующего промышленно-транспортным отделом в Сталинский РК КПСС Челябинска. Однако в январе 1957 г. его перевели обратно на предприятие начальником планово-производственного отдела. В декабре 1958 г. Б. А. Нехорошков стал главным инженером завода.

С первых лет существования предприятия велось строительство жилья и объектов соцкультбыта для сотрудников. В 1943 г. были построены два двухэтажных деревянных дома по ул. Островского. В 1950–1960-х гг. продолжилась застройка капитальными зданиями ул. Островского и Свердловского проспекта. Здесь в доме № 19 сначала и жила семья Нехорошковых, а в 1961 г. они переехали на новый адрес — ул. Каслинская, 19.


Рис. 6.jpg.


Не раз Борис Александрович получал благодарности, награждался почетными грамотами, денежными премиями и памятными подарками. Неоднократно заносился на заводскую доску почета (в 1952 г. — трижды, 1953, 1958). Награжден знаками «Отличный паровозник» (29.04.1952), «Почетному железнодорожнику» (10.03.1967).

24 апреля 1970 г. Министерство путей сообщения приказом № 202 назначило Б. А. Нехорошкова начальником Челябинского электровозоремонтного завода. В июле того же года на предприятии состоялось отраслевое совещание по проблемам механизации и автоматизации процессов ремонта электрических машин локомотивов, где Борис Александрович выступил с докладом на тему методов их внедрения на заводе. За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени (04.05.1971). Позже, за успехи в десятой пятилетке, получил еще один орден — «Дружбы народов» (02.04.1981). К 40-летию победы награжден орденом Отечественной войны I степени (11.03.1985). Также имел множество медалей, в том числе «За отвагу» и «За победу над Германией».

После выхода на пенсию в 1983 г. Борис Нехорошков с завода не ушел, а перевелся в заводоуправление на должность инженера-технолога, проработав до 1989 г. Совместным постановлением администрации и профкома от 30 марта 1998 г. за большой вклад в становление и развитие предприятия, укрепление его материально-технической базы, освоение ремонта электровозов серии ВЛ-10 как самой массовой в парке МПС Б. А. Нехорошков занесен в Книгу почета ЧЭРЗ. Скончался он 31 января 2003 г. в возрасте 79 лет, не дожив двух месяцев до своего 80-летия.


Рис. 7.jpg


Борис Александрович был образованным и культурным человеком, хорошо разбирался в технике, экономике, политике, литературе и искусстве. В свободное от работы время предпочитал слушать классическую музыку, особенно оперу, посещал театр, стараясь не пропускать ни одной премьеры. Играл в шахматы, читал книги — дома имелась богатая библиотека, особенно любил мемуары военачальников. Вместе с семьей путешествовали по стране: в отпуск ездили в Сочи на заводскую базу отдыха «Зеленая дубрава», в Крым, в круизы на теплоходах по Волге, в столицы союзных республик. Увлекаясь фотографией, Борис Александрович брал с собой в эти поездки фотоаппарат и много снимал.

В апреле 2023 г. исполняется 80 лет Челябинскому электровозоремонтному заводу и 100 лет со дня рождения Б. А. Нехорошкова, отдавшего предприятию около 40 лет своей жизни, из них большая часть — на руководящих должностях. К сожалению, сегодня обе эти памятные даты оказались незаслуженно забыты и данная публикация призвана в некоторой степени восстановить историческую несправедливость.

Автор выражает признательность семье В. Б. Нехорошкова за предоставленные материалы из личного архива, а также Музею трудовой славы ЧЭРЗ в лице художника-оформителя И. Я. Старковой.

                                                           В. Г. Демаков, сотрудник научно-исследовательского отдела музея


04.04.2023

Возврат к списку