Новости

К 135-летию Сергея Аркадьевича Головина


К 135-летию актера, режиссера и педагога Сергея Аркадьевича Головина



1.jpg

С. А. Головин. Изображение c интернет портала Малого тетра


Сергей Аркадьевич Головин родился 27 марта 1879 года на станции Биссерт Уральской железной дороги в семье инженера — представителя дворянского рода Головиных. Детство будущего актера прошло в Москве. С раннего возраста Сергей Головин проявил интерес к актерской игре, участвуя в сценических постановках. Считается, что артист выступал на сцене с 15 лет. 

В 1898–1902 годах учился на драматических курсах Московского филармонического общества, которыми руководил В. И. Немирович-Данченко. Одновременно с учебой Головин выступал на профессиональной сцене, в т. ч. в Московском художественно-общедоступном театре (МХАТ). Закончив с отличием учебу в 1902 году, Головин поступил в труппу Малого театра, сцене которого посвятил почти всю свою жизнь.

Довольно скоро Головин стал одним из ведущих актеров театра. Он много выступал в Москве и гастролировал, организовал выездную труппу. В 1909 году труппа выступала в Челябинске. В годы Первой мировой войны актер был призван на военную службу. После революции занимал разные административные должности в театре, на которые его избирал коллектив. Однако он не прекращал работу на сцене. Описывая Головина, театровед Ю. А. Дмитриев отмечал его как замечательного острохарактерного актера, искусно передававшего характер персонажа через его внешний вид и манеру поведения. В 1927 году творческий вклад Головина был оценен присвоением ему звания заслуженного артиста РСФСР.


2.jpg

С. А. Головин в роли Скалозуба в «Горе от ума». 1915 г. Изображение из открытых источников


В 1935 году труппа Малого театра с гастролями прибыла в Челябинск. В городе, недавно ставшем областным центром, выступления Малого театра имели большой успех и получили горячее признание публики. С. А. Головин в ходе гастролей часто встречался с жителями города, в том числе с областными руководителями М. А. Советниковым и К. В. Рындиным, предложившими актеру наладить дела в местном драмтеатре. Артист согласился и подписал контракт на два года.

К 1936 году театральная жизнь в Челябинском драматическом театре шла непросто или, как отмечается в историографии, «переживала стадию становления». Хотя театр получил статус областного, в нем отсутствовала постоянная труппа, многие спектакли шли при полупустом зрительном зале. Об «ошибках и художественных срывах» театра писала главная областная газета «Челябинский рабочий». Как показали гастроли Малого театра, спрос на театральное искусство у челябинцев был, но требовалось поднять творческий уровень драматического театра.

С. А. Головин работал в Челябинске в 1936–1938 годах. В преддверии театрального сезона 1936 года в статье «Накануне театрального сезона» Головиным была озвучена амбициозная цель превратить областной драмтеатр в один из лучших периферийных театров страны. Для реализации этой цели был усилен кадровый состав, намечены постановки лучших произведений дореволюционных, советских и зарубежных драматургов. Ряд спектаклей, в первую очередь из классического репертуара, Головин поставил сам («Стакан воды», «Горе от ума», «Бешеные деньги» и др.). Дебютным спектаклем нового руководителя драмтеатра осенью 1936 года стал «Ревизор», получивший признание зрителей и критиков.


3.jpg

Афиша спектакля «Ревизор». 1936 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


Уже в работе над первой постановкой («Ревизор») Головин требовал от актеров отказаться от утрирования образов и настаивал на том, чтобы на сцене изображались живые люди с их настоящими страстями. При осуществлении постановки он стремился передать авторские видение, ярче показать быт изображаемой эпохи, раскрыть внутреннее содержание и характерные черты каждого персонажа, достичь как можно более глубокого понимания зрителем сущности оригинального произведения.

Спектакли ставились в традициях Малого театра: с сочными бытовыми характеристиками, яркой формой, хорошей сценической речью, высокой общей культурой исполнения, проникновением в глубину характера персонажей. Репертуар театра включал как русскую и зарубежную классическую драматургию («Мещане» Горького, «Тартюф» Мальера, «Коварство и любовь» Шиллера), так и актуальные произведения советских драматургов («Любовь Яровая» К. Тренева, «Далекое» А. Афиногенова и др.). В репертуаре учитывались и политическая конъюнктура, и международные события. Весной 1937 года был поставлен посвященный гражданской войне в Испании «Альказар» Г. Мдивани, а летом — «Очная ставка» братьев Тур, призывающая к бдительности против внутренних врагов, «яростно ненавидящих нашу могучую цветущую страну». В постановках художественная выразительность сочеталась с социальной заостренностью, образы персонажей и общественно-политическая направленность спектаклей коррелировали с духом эпохи. На страницах «Челябинского рабочего» неоднократно отмечалась «правильность» раскрытия персонажей, передача «духа эпохи» в спектаклях.


4.jpg

Афиша спектакля «Горе от ума». 1937 г. Из фондов Государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина


Поставленные произведения пользовались зрительским успехом, по-новому раскрывая потенциал Челябинского драматического театра. Под руководством Головина труппа стала постоянной, в нее пришло множество талантливых артистов, включая И. Е. Рагозина, А. С. Лескову, В. А. Виннова, С. С. Прусскую и др. Ярким примером актерской игры выступал сам руководитель, создававший колоритные, убедительные, проработанные до мелочей образы городничего в Ревизоре, Фамусова в «Горе от ума», Болингброка в «Стакане воды», Хрюкина в «Шутниках» и др. Новые постановки театра становились значимым событием в культурной жизни города.

Успехи театрального коллектива вряд ли были бы возможны, если бы Головин не взялся за переустройство атмосферы внутри театрального коллектива. Была установлена строгая дисциплина (в основном силой авторитета руководителя). Головину удалось выстроить добрые отношения с актерами, которые по воскресеньям с удовольствием собирались у него на квартире, чтобы послушать истории из театральной жизни, и чувствовали себя единой творческой семьей. В период руководства Головина опытные актеры труппы пробовали себя в качестве режиссеров с постановками собственных спектаклей (Е.И. Прейс, О. М. Ничке).

 Сплоченность и успехи коллектива были тем важнее, что руководство Головина пришлось на период массовых политических репрессий, затронувших в том числе театральную среду. Творчество получало политическую оценку, например, С. А. Головина на страницах «Челябинского рабочего» в январе 1938 года упрекнули в том, что он «не поставил ни одного советского спектакля и не сыграл ни одной роли в произведениях советского репертуара». Последнее, впрочем, не совсем корректно. В спектакле 1937 года «Банкиры» у актера была вполне советская роль, а в постановке «Любови Яровой» Головин оказал весомую помощь.

В 1938 году по окончании контракта Головин покинул Челябинск и вернулся в московский Малый театр, но установленные им традиции надолго определили направление развития драматического театра и поддерживались впоследствии.

Сергей Аркадьевич Головин скончался 9 октября 1941 года.


В. А. Филимонов,

научный сотрудник научно-исследовательского отдела

Государственного исторического музея Южного Урала


Литература


  1. Белова, Л. И. Первые послевоенные гастроли Малого театра в Челябинске (по материалам периодической печати) / Л. И. Белова // Архив в социуме — социум в архиве : материалы третьей региональной научно-практической конференции. — Челябинск, 2020. — С. 317–318.

  2. Вениаминов, В. «Ревизор» в Челябинском драмтеатре / В. Вениаминов // Челябинский рабочий. — 1936. — 4 октября. — С. 3.

  3. Вениаминов, В. «Шутники» (постановка Челябинского драмтеатра) / В. Вениаминов // Челябинский рабочий. — 1936. — 11 декабря. — С. 3.

  4. Веньяминов, В. «Стакан воды» (Комедия Скриба в Челябинском драмтеатре) / В. Веньяминов // Челябинский рабочий. — 1937. — 1 марта. — С. 3.

  5. Веньяминов, В. «Любовь Яровая» / В. Веньяминов // Челябинский рабочий. — 1936. — 21 ноября. — С. 4.

  6. Головин, С. А. Накануне театрального сезона / С. А. Головин // Челябинский рабочий. — 1936. — 27 августа. — С. 4.

  7. Кожевников, А. «Горе от ума» (Постановка комедии А. С. Грибоедова в Челябинском драмтеатре) / А. Кожевников // Челябинский рабочий. — 1937. — 24 ноября. — С. 4.

  8. Лебедев, Л. Театральный Челябинск / Л. Лебедев // Челябинский рабочий. — 1938. — 2 февраля. — С. 3.

  9. Палагина, Т. В. Головин Сергей Аркадьевич / Т. В. Палагина [Электронный ресурс] // Челябинская область : [сайт]. — URL: http://chel-portal.ru/enc/Golovin_Sergey_Arkadevich (дата обращения: 26.03.2024).

  10. Палагина, Т. В. Головин Сергей Аркадьевич. Актер, режиссер. 125 лет со дня рождения 1879–1941 / Т. В. Палагина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. — Челябинск : Челябинская областная универсальная научная библиотека, 2003. — С. 80–82.

  11. Палагина, Т. В. Челябинский государственный академический театр драмы им. Наума Орлова. 85 лет со дня открытия / Т. В. Палагина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. — Челябинск : Челябинская областная универсальная научная библиотека, 2005. — С. 239.

  12. Самутин, Ф. Театры области перед новым сезоном / Ф. Самутин // Челябинский рабочий. —1936. — 30 июля. — С. 3.

  13. Скрыльников, Н. Путь, исчисленный десятилетиями / Н. Скрыльников // Челябинский драматический театр имени С. М. Цвиллинга. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1983. — С. 10–12.


27.03.2024

Возврат к списку