Новости

Навстречу Дню российской науки



О первых академиях, о разнице между академией и университетом (и о том, как Френсис Бэкон связан с Днем российской науки) размышляет заведующий научно-исследовательским отделом Алексей Опейкин.


8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки. Это один из новых праздников, которые учреждались администрацией президента Бориса Ельцина в 1990-е годы. Впервые этот день появился в российском праздничном календаре в 1999 году и поводом для его введения стало празднование юбилея Российской Академии наук.

Петербургская академия наук появилась на свет Божий благодаря распоряжению Императора Петра I и указу Правительствующего сената 8 февраля (28 января стар. ст.) 1724 года. И сегодня не просто день Российской науки. Сегодня Государственный исторический музей Южного Урала присоединяется к громогласному хору поздравляющих Российскую Академию наук с ее 300-летним юбилеем!

Что же такое академия, какой исторический путь прошла эта форма организации научной деятельности и правда ли, что Петербургская академия – первая в России?

Практически всем известно, что само слово «академия» (Ἀκάδημος) греческого происхождения и происходит от названия оливковой рощи близ Афин, в которой знаменитый Платон учил своих последователей. Авторитет античной философии в европейском Средневековье продолжал оставаться высоким, подпитываясь арабскими переводами и интерпретациями античных авторов. Крестовые походы и Великая чума сильно изменили картину мира, открыли дорогу Ренессансу и гуманизму. Городское право, подъем экономики, Реформация, Великие географические открытия стали почвой первой научной революции в Европе, наступала эпоха Просвещения.


Рисунок 1.jpg

Рисунок 1. Гюстав Доре. Царь Соломон. 1877. Изображение из свободных источников.


Актуальный в Средние века Экклезиаст царя Соломона («во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь») уже не моден. Университеты (stadium universitas, всеобщие школы (лат.)) с их схоластикой и умозрительными диспутами находились в глубоком кризисе.

Первым и самым ярким пророком новой эпохи стал Френсис Бэкон, гуманист, философ, основоположник классического эмпирического метода в исследованиях. Главная идея всего его творчества – научно-техническое могущество человечества. Знание – сила, и нет в мире большей силы, чем сила научного познания. Прогресс науки может дать человеку все, что ему необходимо для счастливой жизни, благодаря ей наступит, наконец, «Золотой век». В «Новой Атлантиде» Бэкон описывал идеальное, по его мнению, мироустройство, где власть принадлежит технократам, наука не имеет границ, ученые мужи постоянно общаются между собой и работают сообща, а все научные изыскания щедро финансируются государством.



Рисунок 2.jpg

Рисунок 2. Пол ван Сомер. Портрет Фрэнсиса Бэкона. 1617. Изображение из свободных источников


В то же время популярность науки и доступность книжного образования и книжной грамотности приводит к тому, что появляется множество кружков и объединений, поддерживаемых донаторами из аристократической среды, и самой королевской властью. Эти кружки согласно модной в то время ассоциации с периодом античности, назывались «академиями». Так, в Риме в 1609—1630 существовала «Accademia dei Lincei», знаменитейшим представителем которой был Галилей. Другая находилась во Флоренции в 1657—1667 гг. В Германии одно из первых научных обществ возникло в Ростоке в 1622 г. «Академии наук» стали очень популярны и престижны, власть берет их под свою защиту и покровительство, заботиться о привлечении известных учёных и обеспечивает им содержание. В Лондоне рождается знаменитое «Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе» (1662 год), в Париже – «Королевская академия наук» (1666), в Берлине Академия наук была основана в 1700 году. Основным отличием академий от университетов было то, что первые стали местом развития в первую очередь прикладных и естественных наук и непосредственных исследований, накопления знаний путем эксперимента. Академии издавали свои периодические журналы – «Труды» или «Записки», в которых публиковали результаты своей работы.



Рисунок 3.jpg

Дж. Б. Пиранези (?) Палацо Корсини после 1740 года. Во дворце Корсини располагалась Академия деи Линчеи


Уже к концу XVIII столетия академическая форма науки переживает кризис: звания академиков начинают массово раздаваться меценатам, которые были далеки от науки. Количество «академиков» растет лавинообразно, серьезные эмпирические исследования начинают проводить научные центры в модернизированных университетах. Шириться количество академий, которые концентрируются на гуманитарной и художественной области знания и культуры.

В конце концов, академии не привели человечество в Золотой век, о чем резко высказался в свое время Руссо («развитие наук и искусств, способствовало не улучшению, а ухудшению нравов»). Тем не менее к началу XIX столетия установился определенный баланс между университетской и академической формой науки.



Рисунок 4.jpg

Церковь Заиконоспасского монастыря в Китай-городе (Москва), где располагалась Славяно-греко-латинская академия. Изображение из свободных источников


В России впервые слово «академия» прозвучало в названии Славяно-греко-латинской академии, основанной в Москве в 1687 году. Несмотря на академический статус, это был классический университет, занимавшийся в основном ретрансляцией знаний по старинным методам.

И лишь Петр I в Петербургской академии наук реализовал современные для того времени принципы организации научного исследования, и включил Россию в пространство европейской науки. От членов Академии наук требовалось: 1) изучать материалы по своей дисциплине, составлять и готовить к изданию выдержки из самых значительных сочинений; 2) развивать свою науку и делать в ней открытия; 3) участвовать в еженедельных заседаниях и во время них обсуждать с коллегами новые идеи, опыты и эксперименты; 4) проводить экспертизу изобретений, сделанных сторонними лицами, содействовать техническому оснащению мануфактур и ремёсел; 5) выполнять специальные исследования государственной важности; 6) писать учебники; 7) читать публичные лекции; 8) обучать своих помощников из числа студентов, которые, в свою очередь, потом сами станут профессорами.



Рисунок 5.jpg

Иоган Антинг. Императорская академия наук в Петербурге. 1806. Оригинал в коллекции Итонского колледжа. Изображение из свободных источников


Далее последовала великая и славная история российской академической науки, экспедиционные исследования, взлеты и кризисы, слияние с Императорской Российской академией княгини Дашковой. В 1925 году Российская академия превратится в могучую Академию Наук СССР, расширилась за счет множества профильных институтов и региональных отделений и стала средоточием величия и мощи советской науки.







Использованная литература:


1. Девятова С.В., Купцов В.И., Возникновение первых академий наук в Европе, журнал «Вопросы философии», 2011 г., N 9

2. Ю. С. Осипов. Академия наук в истории Российского государства. Москва: Наука, 1999

3. Есаков Е. Д. От Императорской к Российской: Академия наук в 1917 г. // Отечественная история. 1994. № 6.

4. Российская Академия Наук: история и современность: краткий очерк / редакционный  совет: Ю.С. Осипов (председатель) и др. - Москва: Наука, 1999


08.02.2024

Возврат к списку