Новости

К 110-летию со дня рождения художника-графика Михаила Ткачева


Михаил Иванович Ткачев родился 4 ноября 1913 года в селе Абдулино Оренбургской губернии, учился в Пензенском художественном училище, которое покинул до окончания обучения. Во второй половине 1930-х художник приезжает в Челябинск для работы в газетах «Ленинские искры» и «Сталинская смена» в качестве фоторепортера и художника. Признание к Ткачеву пришло в начале 1940-х годов во время работы в газете «Челябинский рабочий». Молодой художник обратил на себя внимание емкими и хлёсткими патриотическими и антифашистскими плакатами, сатирическими рисунками. Одна из работ «Поступь людоеда» заняла первое место в объявленном газетой «Челябинский рабочий» конкурсе на лучший антифашистский и оборонный плакат. Художнику удалось обойти более опытных живописцев, например, Д. Ф. Фехнера. Успехи и гражданская позиция Михаила Ткачева были отмечены приемом в 1942 году в Челябинскую организацию Союза советских художников.

В 1943 году художник, имея «бронь» добровольцем ушел в Красную армию, воевал в пехоте, закончил войну в Кенигсберге, награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени. Урывками между боями занимался творчеством, зарисовки сделанные в ходе войны впоследствии лягут в основу нескольких монотипий. После войны Михаил Ткачев вернулся в Челябинск – город, с которым он свяжет свои дальнейшие жизнь и творчество. Из многообразия работ художника особенно примечательны первые несколько циклов картин, выполненных в технике монотипии: целинный и челябинский циклы, цикл работ о южных черноморских городах.



1.jpg

«В павшем Кенигсберге». 1945 год. Изображение из открытых источников


Целинный цикл (1954-1970) стал первым и самым объемным среди работ художника выполненных в технике монотипии. Великий созидательный порыв – освоение целинных земель с целью дать вдоволь еды исстрадавшемуся народу, освященный энтузиазмом молодежи, затронул сердце художника. Михаил Ткачев был на целине с первых дней. В целинном цикле главным героем творчества одарённого художника был «…человек, преобразующий природу, украшающий землю своим трудом» (В. Светлинцев).

Жизнь и быт целинников художник знал не со стороны, сказались и крестьянское детство, и труд на целине самого художника, сеявшего, жавшего, молотившего. Цикл принес художнику международную известность, работы выставлялись в КНДР, Бельгии и Канаде. 



4.jpg

«Повариха». 1968 год. Изображение из открытых источников



Следующим для художника стал цикл картин о Челябинске (1964 – 1980 – е). Тема цикла выбрана художником неслучайно, именно Челябинск стал для художника домом на протяжении пяти десятилетий. О городе Михаил Ткачев написал проникновенные строки: «Он достоин самых поэтических строк, самых мелодичных песен и красочных полотен, мой Челябинск, город красивых людей, величавых заводов, уютных улиц… Мой город — неиссякаемый источник для творческих размышлений, раздумий, поисков».

Работа над циклом началась еще в ходе написания «целинных» картин. Сам художник писал об этом так: «…делал наброски к большому рассказу о Челябинске. Мне хотелось, чтобы он получился искренним и правдивым, мне хотелось даже самые обыденные детали и бытовые сцены наделить поэтичностью, сердечностью». В челябинском цикле художника город не индустриальный гигант, а уютное место, полное жизни с ее простыми радостями.


5.jpg

«Городской двор. Зима». 1980-е. Изображение из открытых источников



Третий цикл работ художника (1964 – 1967) связан с интересом художника к красотам южных широт: субтропики Сочи, кубистическая белизна построек Гурзуфа и Бахчисарая - чеховских и коровинских мест, любимого художником периода в искусстве - модерна и Серебряного века.


11.jpg

 «Магазин в Гурзуфе». 1966 год. Изображение из открытых источников



Целинный и последующие циклы принесли художнику широкую известность, написанные им работы выставлялись на зональных, республиканских и общесоюзных выставках. В 1975 году многолетнее успешное творчество художника было отмечено званием заслуженного художника РСФСР. Творчество Ткачева получило признание и «из народа» - от простых людей, тех кто часто становился героем его картин.


8.jpg

«На новом участке».1969 год. Изображение из открытых источников



В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится благодарственной письмо, направленное Ткачеву от москвича С.А. Соколова, выигравшего картину художника «Голубая весна» в художественную лотерею. В письме автор благодарит художника за картину, которая ему и его семье «очень понравилась» и которую «с гордостью» показывали соседям. В перечне работ, созданных Михаилом Ивановичем Ткачевым за годы творчества свыше 600 наименований.

Михаил Иванович Ткачев, «художник с головы до ног» по описанию журналиста В. Вохминцева, на протяжении большей части своей творческой жизни был лирическим художником, руководствовавшимся своим внутренним эстетическим и нравственным чувством. Картины художника наполнены теплотой и оптимизмом, стремлением увидеть прекрасное в обыденном и познакомить с прекрасным других. Говоря словами П. Авилова: «Он <Ткачев> не вынуждает зрителя на спор с действительностью, на столкновение с ней. Он… увлекает ею». Человек вдохновленный и вдохновляющий Михаил Ткачев годами разрабатывал циклы картин, объединенных общей идеей: полтора десятилетия художник посвятил теме освоения целины, почти три десятилетия занял у художника цикл картин о Челябинске.


13.jpg

«Первый снег». 1978 год. Изображение из открытых источников



Авторское видение художника реализовывалось и в избранной им технике монотипии. Монотипия представляет собой оттиск нанесенного на металлическую пластину изображения на влажной бумаге, в монотипии в отличие от других техник гравировки возможен только один единственный оттиск. Не получившиеся, неудачные оттиски отбрасывались по словам искусствоведа Г.С. Трифоновой «со свойственной художнику бескомпромиссной категоричностью». Техника монотипии из-за сложности и «капризности» не была широко распространена в современной художнику советской живописи, но именно в ней он достиг высокого уровня мастерства, посвятив ей «почти тридцать лет».


3.jpg

Художник Михаил Иванович Ткачев. Изображение из открытых источников



За годы творчества художник Михаил Иванович Ткачев, как отметила искусствовед Г.С. Трифонова, «...достиг редкого равновесия жизненных тем войны, труда, сельского и индустриального, городского и чисто природного пейзажа, лирики и сатиры». Михаила Ивановича Ткачева не стало в январе 1995 года.



Источники:

  1. ВЫСТАВКА произведений трех художников. Комисарова Михаила Александровича, Ткачева Михаила Ивановича, Фоминых Паисия Яковлевича : каталог / Управление культуры Челябинского облисполкома, Челябинская организация Союза художников РСФСР, Челябинская картинная галерея ; ответственный за выпуск Н. И. Черкасов. — Челябинск, 1976. — 64 с.



  1. Графика художников Челябинска 1941-1945 гг. : искусствоведческий анализ // КиберЛенинка - научная электронная библиотека : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grafika-hudozhnikov-chelyabinska-1941-1945-gg-iskusstvovedcheskiy-analiz/viewer (дата обращения: 03.11.2023)



  1. Образ и стиль времени в гравюре челябинских художников-шестидесятников // КиберЛенинка - научная электронная библиотека : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-stil-vremeni-v-gravyure-chelyabinskih-hudozhnikov-shestidesyatnikov/viewer (дата обращения: 03.11.2023)



  1. Михаил Иванович Ткачев (1913-1995). Лирическое пространство графики. Посвящается 100-летию со дня рождения художника. Рисунок, акварель, гуашь, монотипия, этюды маслом. Из собраний музеев Челябинска, семьи художника, частных коллекций / авт. вступ. ст. и сост. Г. С. Трифонова. - Челябинск, 2013. - 36 с.

  2. Трифонова, Г.С. Михаил Иванович Ткачев. Дорогами жизни и искусства: [рисунок, акварель, монотипия]: монография к 100-летию со дня рождения художника / Г.С. Трифонова. – Челябинск : Книга, 2013. – 191 с.

6.Трифонова Г.С. Ткачев Михаил Иванович (85 лет со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1998. - Челябинск: Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения, 1998. - С. 123-126.



  1. Трифонова, Г.С. Челябинск 1960-70-х: оттиск образа города на бумажном листе / Г.С. Трифонова // Гороховские чтения: материалы седьмой Региональной музейной конференции . – Челябинск : ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала", 2016. – С. 141-148.



  1. Через войну – к победе и творчеству. Художники – фронтовики и победители М.И. Ткачев (1913-1995) и А.О. Григорян (1919 – 1995): Челябинск, Южный Урал // КиберЛенинка - научная электронная библиотека : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cherez-voinu-k-pobede-i-tvorchestvu-hudozhniki-frontoviki-i-pobediteli-m-i-tkachev-1913-1995-i-a-o-grigoryan-1919-1995-chelyabinsk?ysclid=loii4cs9sd272372558 (дата обращения: 03.11.2023)




07.11.2023

Возврат к списку