Вчера, 2 июня, состоялся спектакль «Франц и Фелиция» в Доме Покровского. Начинающие актёры с чувством сыграли драму, развернувшуюся в письмах Франца Кафки к Фелиции Бауэр.
Противоположности и контрасты составили сценографию, сюжет, смыслы спектакля.
«При расставании Кафка и Фелиция условились сжечь письма друг друга, — поясняет режиссёр Андрей Ваганов, — Фелиция не смогла этого сделать, но Кафка сдержал обещание: не сохранилось ни одного письма к нему от Фелиции». Из этих обстоятельств сложился контраст «говорит — молчит». Франц в исполнении Виктора Яковлева мечется от эмоций: он то встаёт на колени, то держится за голову и клянёт себя. Фелиция — Милана Власова — сдержана в движениях и почти нема: её голос звучит изредка, когда читает вслух строки писем Кафки.
В дополнение герои облачены в чёрное и белое, таких же цветов стол и стул, где они пишут те самые письма.
«То, что вы увидите здесь, никогда не было в реальности, это театральная фантазия на тему почтового романа», — предупреждает Андрей Ваганов перед спектаклем. Пространство реальности и фантазии здесь удачно считывается через разъединенность и единство. Далекие, разобщенные по стороны сцены, как и было в реальности, герои все время стремятся друг другу. И в моменты редкого единения — взаимопонимания в письме или помолвке — вдруг притягиваются и самозабвенно танцуют. Современники Кафки свидетельствовали, что он был крайне робким и танцевать не умел.
Это спектакль о сложной любви людей с разными темпераментами, укладами жизни и стремлениями. Фелиция не отняла у Кафки его одиночество, но сохранила для нас память об их истории.
Зрители с теплом приняли спектакль — одарили актеров долгими аплодисментами и цветами. После спектакля режиссёр и гости пообщались, и выяснилось, что «Франц и Фелиция» последняя постановка в рамках Театрального проекта Андрея Ваганова. Но в новом сезоне появится «ЛА театр» (заглавные буквы — имена двух авторов проекта: Лидии Самохваловой и Андрея Ваганова).