29 января 1891 года родился Игнатий Лукич Вандышев, по его же собственному определению, «казак, крестьянин и художник», один из старейших художников Южного Урала и основателей Челябинской организации Союза художников, самобытный живописец, написавший серию картин о дореволюционном Челябинске.
И. Л. Вандышев. Автопортрет. 1927 г.
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
И. Л. Вандышев родился на хуторе Вандышево Уйской станицы Оренбургского казачьего войска в семье казаков-староверов. Талант к рисованию и стремление к живописи проявились у него еще в детстве. Как впоследствии вспоминал художник: «Любовь к изобразительному искусству была страстная с малых лет… напала как болезнь страшная охота рисовать… носил в кармане огрызок карандаша и рисовал где ни придется, на чем не попадя».
Увлеченность молодого казака рисованием не находила поддержки в кругу семьи и среди односельчан: «…люди помогали мало, потому что не понимали… поддержки со стороны родственников не имел, наоборот, часто надо мной смеялись… жило поверье, что, если кого нарисуешь, тот умрет или заболеет и кликали меня не иначе как бездельником…».
Рано проявившееся стремление рисовать, внимательность к деталям, эмоциональное живое отношение к изображаемому художник пронесет через всю жизнь. К сожалению, не только это. Вероятно, в увиденном с детства непонимании, в чуждой среде, агрессивно не принимавшей рано и ярко проявившийся талант, кроются причины робости и застенчивости художника, его постоянных сомнений в себе и своем творчестве, прошедших с ним через всю жизнь.
Повзрослев, И. Л. Вандышев стремился получить художественное образование. Для простого казака из глубинки были предначертаны два пути: военная служба и хлебопашество. Сказывался и недостаток образования, связанный, как вспоминал художник, со строгим характером деда, не видевшего в образовании большой пользы. Были у художника «на балансе» и собственные семья и хозяйство. Но Игнатий Вандышев не оставлял попытки учиться рисовать. В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится переписка Вандышева с профессором Н. С. Самокишем, дававшем советы по самосовершенствованию, и переписка с преподавателем искусств Верхнеуральского реального училища В. С. Полтановым, согласившимся давать Вандышеву уроки частным образом. Однако, приступить к занятиям так и не удалось: сказались рождение второго ребенка и начало Первой мировой войны.
И. Л. Вандышев. На отдыхе. 1916 г.
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
С 1915 по 1921 год Игнатий Вандышев с небольшим перерывом служил в армии: царской, затем по мобилизации в Белой, а позднее в Красной. Большевистская власть открыла Игнатию Вандышеву дорогу к художественному образованию. И он был ей за это благодарен. Как писал в автобиографии в 1936 году художник: «…я впервые в Жизни нашел счастье на стороне Советов учиться художеству. Занимался в художественной студии в Омске… помогал организовать художественную школу имени Врубеля… учился в ней», несмотря на солидный возраст (29–30 лет), «чувствовал себя юношей». Доучиться Вандышеву не удалось, пришлось вернуться в родное село.
Новая возможность получить художественное образование представилась во второй половине 1920-х годов. Редакция свердловской «Крестьянской газеты» обратила внимание на самобытного живописца из народа, «мужика-художника». Стараниями журналиста А. И. Шубина по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Вандышев был принят на рабфак искусств, который окончил за два года, затем перешел на 2-й курс ВХУТЕИНа. Во время обучения в Москве Игнатий Вандышев пережил свою «минуту славы», участвуя в выставках художников-самоучек. Был замечен и приобрел на короткое время широкую известность, о нем писали крупные газеты. Но миг славы оказался скоротечен, и в очередной раз верх взяли обстоятельства: подорванное здоровье, невозможность переехать вслед за ВХУТЕИНОМ в Ленинград, стесненность в средствах, бедственное положение семьи. Игнатию Вандышеву пришлось вернуться в родную станицу. Впоследствии недостаток образования будет тяжело переживаться художником, станет удобным инструментом для критики со стороны коллег.
В 1934 году художник перебрался в Челябинск, с которым свяжет свою судьбу до самой смерти. В 1930-е годы оттачивается метод Вандышева, который искусствовед Л. Байнов описал как верность жизненной правде, простоту художественной формы, тщательную, иногда до натурализма передачу внешней фактурной материальности деталей. К правдивому изображению жизни стремился и сам художник: «правдиво-реально отражать замечательную окружающую жизнь, которую нужно наблюдать ежедневно, ежечасно, ежеминутно». Определились в 1930-е годы два основных направления творчества художника — прошлое и современность Южного Урала.
И. Л. Вандышев. Смотр сил бригады просвещенцев Уйской ШКМ
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
В 1930-е годы Вандышев принимает участие в создании Челябинской организации Союза советских художников и в выставке «Урало-Кузбасс в живописи». С 1930-х годов начинаются скитания И. Л. Вандышева с жильем в Челябинске, которые закончатся только за несколько лет до смерти. На протяжении двух с половиной десятилетий художник с семьей ютится на съемных квартирах, в холоде, сырости, духоте, плесени, подчас с клопами. Заработок художника был нерегулярным, в дневнике Вандышева тема безденежья проходит красной нитью на протяжении почти всех 30 лет жизни в Челябинске. В период Великой Отечественной войны художник востребован как карикатурист. Первая карикатура, как вспоминал И. Л. Вандышев, получилась у него еще в детстве сама по себе, случайно. Умный, ироничный и тонко чувствовавший, художник рисовал карикатуры на протяжении всей жизни.
И. Л. Вандышев. Псарня немецких банкиров. 1944 г.
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
После войны и до конца 1950-х годов в жизни Вандышева был непростой период. Самобытное, отвечающее внутреннему камертону творчество с трудом попадает в установившиеся рамки. Застенчивый и робкий художник, требовательный и критичный к себе, становится удобной мишенью для критики со стороны более молодых коллег, имеющих «профильное образование». Ему припоминают и технику работы, и «идеологическую незрелость» картин о старом Челябинске, и отсутствие образования. Груз критики, неустроенности и безденежья тяжело ложился на плечи художника. В этот период поддержку ему оказал директор областного краеведческого музея Иван Гаврилович Горохов. Для краеведческого музея яркое, самобытное, исторически выверенное, правдивое отражение жизни в дореволюционном и современном на тот момент Челябинске было не недостатком, а достоинством. Заказ музея позволил художнику создать наиболее памятную и узнаваемую серию работ о старой Челябе.
И. Л. Вандышев. Сенной (Заречный) рынок в зимний день в дореволюционном Челябинске. 1946 г.
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
В конце 1950-х годов Игнатий Вандышев пережил второй и последний миг славы. Осенью 1958 года в Челябинске была организована выставка «трех старейших» художников: И. Л. Вандышева, П. Г. Юдакова и Д. Ф. Фехнера. Творчество художника получило благоприятные отзывы. Прежде критикуемый и высмеиваемый за «лубок и примитив», Вандышев оказался в центре внимания: новые заказы, демонстрация по телевидению и приглашения в школы. Под занавес жизни решились денежно-бытовые проблемы — была назначена пенсия и предоставлен новый благоустроенный дом. Собиравшийся «уйти с дороги» художник «как путник запоздалый» наконец получил признание. Как и в 1920-е, миг славы оказался мимолетным: сказалось подорванное лишениями здоровье. Игнатия Лукича Вандышева не стало 2 марта 1964 года.
При всех трудностях и лишениях судьба была и по-своему благосклонна к уральскому живописцу: Вандышеву посчастливилось уцелеть в перипетиях Первой мировой и Гражданской войн, не сгореть в горячке тифа, не умереть от голода в начале 1920-х. Не скрывавший казачьих корней, служивший в Белой армии Вандышев благополучно пережил репрессии конца 1930-х. Самобытному художнику удалось встретить на жизненном пути не только неприятие, но и поддержку в лице Н. С. Самокиша, А. И. Шубина, А. В. Луначарского, И. Г. Горохова.
Художнику удалось не озлобиться, не уйти в цинизм, не опуститься на дно бутылки, в чем преуспели некоторые из его критиков. Он смог сохранить любовь к творчеству и искреннюю способность находить прекрасное в окружающем мире. «Эх! Кабы кисти чародейские! Создать бы картину радости, радости искренней, лучезарной, прозрачной». На страницах дневника Вандышева не найти гнева и ненависти к коллегам. Даже молодежи, получающей новые квартиры, художник, живший в «гнилой конуре», завидовал по-доброму, радуясь, что им «горькой чаши не придется испить».
Н. П. Рябов. Набросок с натуры. Портрет И. Л. Вандышева
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Игнатий Лукич не научился кривить душой и подстраиваться под обстоятельства. Старательный и внимательный к критике, строгий к самому себе, в конце жизни художник остался верен собственному мироощущению: «А я делаю по-своему, как могу и как представляю». Как мог, как представлял, но хотелось большего, почувствованная в детстве жажда творчества не отпускала до последних дней. В конечном счете сила искусства, которому жертвенно служил Игнатий Вандышев, оказалась сильнее гнета обстоятельств. На излете жизненного пути и после смерти художник получил заслуженное признание.
В. И. Филимонов,
научный сотрудник
научно-исследовательского отдела
Государственного исторического музея
Южного Урала
Литература
-
Дневник И. Л. Вандышева / публ. О. В. Субботиной и Е. Л. Степановой // Челябинск неизвестный : краевед. сб. Челябинск, 2002. Вып. 3. С. 566–668.
-
Кочнева, И. Как жаждал он солнца… (о жизни и творчестве нашего земляка Игната Лукича ВАНДЫШЕВА) / И. Кочнева // Колос. 1993. № 76 (6565). 13 сент. С. 3.
-
Кочнева, И. Как он жаждал солнца! О жизни и творчестве нашего земляка Игната Лукича Вандышева (1891–1964 гг.) / И. Кочнева // Колос. 1993. № 76 (6566). 16 сент. С. 3.
-
Кочнева, И. «Работать буду, пока дышу» (из дневника И. Л. Вандышева) / И. Кочнева // Колос. 1993. № 87 (6576). 21 окт. С. 3.
-
Самобытный живописец Игнатий Лукич Вандышев / сост.: Н. Буторина. Уйское: центральная библиотека, 2016. С. 16–19, 37–39, 41–50.