26960
Историю отечественного машиностроения невозможно представить без легендарного ЧТЗ. Решение о строительстве тракторного завода в Челябинске было принято 29 мая 1929 года, а в ноябре в землю вбили первый колышек. В феврале 1930-го началось возведение опытного завода, который уже 7 ноября пущен в эксплуатацию. 15 мая 1933 года с конвейера сошел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, но официальное открытие предприятия состоялось чуть позже — 1 июня, когда из ворот сборочного цеха вышла первая партия этих машин. Тогда же оно было включено в список действующих заводов страны и получило наименование «ЧТЗ им. Сталина».
20 июня 1937 года на ЧТЗ был начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем (завод первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей). 30 марта 1940 года с конвейера сошел уже 100000-й трактор. 31 декабря того же года государственной комиссией был принят и первый челябинский танк — тяжелый танк КВ-1.
После начала Великой Отечественной войны на заводе продолжали выпускать трактора, артиллерийские тягачи и тяжелые танки КВ-1. В октябре 1941 года ЧТЗ, совместно с несколькими частично или полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали мощное танкостроительное объединение, получившее неофициальное название «Танкоград». 6 октября завод получил наименование «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» (завод № 100).
С августа 1942 года здесь был начат выпуск танков Т-34, массовое производство которых наладили всего за 33 дня, а с февраля 1943-го — самоходных артиллерийских установок, с сентября — тяжелых танков ИС-2. В августе 1944-го челябинский конструктор Михаил Балжи спроектировал новую машину — танк ИС-3.
Всего за годы войны было произведено: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тыс. танковых двигателей. Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, шесть типов танковых дизельмоторов.
Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелых танков поставлена на конвейер. За время войны заводу 33 раза присуждались переходящие Красные Знамена Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.
В послевоенный период завод переходит на мирные рельсы и начинает выпуск продукции, на которую изначально и был ориентирован — гусеничные тракторы для сельского хозяйства. Это знаменитые тракторы С-80 и С-100, принимавшие участие в освоении целины, инновационный для своего времени дизель-электрический трактор ДЭТ-250, удостоенный золотых медалей международных выставок, а также самый массовый трактор Т-100М, в дальнейшем Т-130, который выпускался в 22 модификациях. 22 мая 1966 года с конвейера предприятия сошел полумиллионный трактор.
10 ноября 1971 года было создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина». 3 ноября 1984 года здесь изготовили миллионный трактор. 1 октября 1992 года предприятие преобразовано в акционерное общество «Уралтрак» (с 1998 года — ООО «ЧТЗ-Уралтрак»). Резкое сокращение производства у традиционных потребителей, работающих в мелиорации, строительной, добывающей и других отраслях народного хозяйства, привело к обвальному падению выпуска тракторов.
Сейчас ЧТЗ удерживает за собой примерно 70 процентов российского рынка тракторов среднего класса и треть объемов продаж мощных бульдозеров. Также сегодня группа компаний «ЧТЗ-Уралтрак», входящая в состав концерна «Уралвагонзавод», является основным изготовителем дизельных двигателей для российской бронетанковой техники. Завод выполняет государственный оборонный заказ и поставляет свою продукцию для нужд танковых подразделений.
Фото: Михаил Петров и из свободного доступа