Загрузка...

На снимке (справа налево) В.Д. Кузнецов, М.Г. Абрамзон, А.Д. Таиров. Фото: О. Астахов

 

Зоя Андреевна Валиахметова[1]: Сегодня в рамках открытия выставки из музея-заповедника «Фанагория», получившей название «Античность и Урал: культурная связь через века», мы проводим круглый стол, посвященный культурному и технологическому обмену между народами и цивилизациями на протяжении веков. Хотелось бы оценить, насколько эти связи были интенсивными.

Фанагория — один из крупнейших памятников античности на территории России. В 2014 году основан музей-заповедник. Сегодня у нас есть возможность принять выставку «Античность и Урал: культурная связь через века». На круглом столе мы обсудим коммуникации античного мира с Южным Уралом. Эти связи можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, Михаил Григорьевич Абрамзон, изучая историю археологии, поднимает проблематику коллекции Николая Кирилловича Минко, которая формировалась за счет находок античных монет. С другой стороны, важно рассмотреть, как осуществлялись связи в древности, насколько они были плотными между различными регионами.

«Античность и Урал: культурная связь через века»

Владимир Дмитриевич Кузнецов[2]: Сначала небольшая ремарка об открывшейся выставке. В рамках экспозиции мы стремились представить разные грани материальной культуры крупнейшей древнегреческой колонии на берегу Тамани: вазопись, монеты, терракотовые статуэтки и пр. Их подбор диктуется комплексом предметов, которые мы находим. Археологи ведь не могут заглянуть под землю и найти то, что им хочется.

Недавний пример. В 2023 году в планах музея было открытие христианской базилики, все факты говорили в пользу ее обнаружения. Наш медиевист, Лариса Алексеевна Голофаст, отмечала, что купель, крест и прочие находки должны привести к этому результату. Однако в январе 2023 года она звонит и говорит: «Я нашла маленькую мраморную фитюлечку, имеющую отношение к иудаизму». Я, мягко говоря, удивился, ведь была уверенность в обретении базилики. В итоге летом 2023 года мы открыли синагогу. И не просто синагогу, а древнейшую в диаспоре. Во всяком случае, пока таких находок нет. Есть предположительные датировки для других, а у нас они «железные». Письменный источник, который дает самую позднюю дату появления иудейской общины, — 55 год нашей эры. У нас есть абсолютно точная дата гибели — 545–554 годы. Она просуществовала ровно 500 лет.

Теперь что касается связей. Есть как минимум два аргумента, которые говорят о том, что мы не зря приехали в Челябинск. Во-первых, находок античных вещей на Южном Урале немного, но они есть. При этом нужно учитывать ряд обстоятельств. Не все раскопано и найдено. И второе: органика в земле не сохраняется. Соответственно привозили ли предметы органического состава — ткани, ковры, — мы не знаем. Есть такой факт в античной археологии — индекс торговли. Им выступает расписная керамика. Везти такую хрупкую красоту на расстоянии двух тысяч километров нет смысла: разобьется. Но тем не менее, ее везли: находки имеют место быть. Значит, возили в небольших количествах. Связи были. Но чем торговали? Это другой вопрос. Может быть, теми же самыми тканями или вином, которое представляло собой экзотику, символ богатства и власти. Мне понравился американский исследователь Майкл Дитлер, он работал в Южной Франции. Он привел очень правильный пример. Что такое Coca-Cola в Америке? Это напиток. Трамп запивает им свои бургеры. А что такое Coca-Cola в Европе? Это тоже напиток. Что такое Pepsi-Cola, когда в Новороссийске построили первый завод? Если вы посмотрите фильмы этого времени, это символ приобщенного к чему-то высокому. А что такое Cola в субтропической Африке? Это не просто символ, это престиж, показатель того, какой я великий и властный. Вот и античное вино было таким. Получить его было крайне трудно, практически невозможно. В амфорах транспортировка была бессмысленной, везли в бурдюках. Только где мы этот бурдюк сегодня найдем?

Александр Дмитриевич Таиров[3]: Амфоры встречаются в Приуралье.

В. Д. Кузнецов: Амфоры есть и на Нижней Волге, но это единичные экземпляры, которые показывают направление. Что из себя представляла торговля в период античности? Это бартер. Где происходили контакты? Они осуществлялись на стыке цивилизаций, культур, там, где образовывались ярмарки. Ярмарка — слово немецкое, переводится, для понимания, как «ежегодный рынок». В рамках ярмарочной торговли собирались товары с разных земель. Располагавшийся в устье Дона Танаис[4] — яркий тому пример. В одной боспорской надписи, посвященной местной торговле, указано, что в переговорах участвовали семь толмачей (переводчиков). Это означает, что собрались представители как минимум семи племен, и они не могли договориться без переводчиков. А таковые, в свою очередь, могли появиться только на стыке цивилизаций, на границе античной ойкумены, где бытовали прикубанские племена, покупавшие товары на этих ярмарках. В дальнейшем ушлые купцы, занимавшиеся перепродажей, могли довезти товар и до Южного Урала, но цена его при этом возрастала неимоверно. Такой товар способен купить только вождь, поэтому греческие предметы становились символом престижа.

Неархеологическое доказательство. Страбон (отец географии) писал, что товары, которые приходят из Средиземного моря в Черное, поступают в Пантикапей (в Керчи), крупнейший порт. А Фанагория, в свою очередь, являлась перевалочным пунктом для товаров внутренней области. Через Фанагорию товары шли в степи, Среднее Поволжье, Южное Приуралье. Вот причины того, почему Фанагория в Челябинске. Это доказанный факт.

А. Д. Таиров: Действительно, античные вещи доходили до Южного Урала. Например, римский набор из могильника Магнитного. Самая восточная находка римских предметов: кувшин, стеклянный сосуд, фибула, ковшик, ситечко. Предметы имеют прямые аналогии в археологических коллекциях Европы. Приглашаю вас в музей «Народы и технологии Урала». Интересно, что стакан датируется I веком, а все погребение датируется III веком нашей эры. Таким образом, двести лет стакан где-то бродил. Его передавали, он был трофеем.

В. Д. Кузнецов: Стеклянные сосуды очень тонкие. У нас в фондах хранятся фрагменты стеклянного кувшина. В свое время в ходе раскопок он рассыпался буквально на моих глазах, когда бульдозером снимали насыпь. Представьте: я вижу, как стоит очень красивый кувшин и как он распадается на осколки. Осталась нижняя часть горлышка, ручка. Реставрировали, но не из обломков стекла, поскольку оно супертонкое. К слову, информация об этом предмете опубликована. Мы выпускаем серию, которая называется «Фанагория. Результаты археологических исследований» в восьми томах. В Институте археологии РАН мы работаем совместно с М. Г. Абрамзоном над научно-популярной серией. Даже детские книги издаем. За последние десять лет издали около тридцати книг.

З. А. Валиахметова: Есть смысл обозначить в нашем разговоре Южный Урал как территорию пересечения коммуникаций. Слово директору Научно-образовательного центра евразийских исследований, профессору кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение» Южно-Уральского государственного университета, доктору исторических наук Александру Дмитриевичу Таирову.

А. Д. Таиров: Если говорить о связях с Западом, не касаясь эпохи бронзы, то необходимо начинать отсчет с раннего железного века. Мы фиксируем взаимодействия с Северным Причерноморьем, со скифскими племенами, начиная с первой половины VI века до нашей эры. Это период возвращения скифов из походов, освоения ими лесостепного Поднепровья и продвижения до Южного Урала. По моему мнению, продвижение скифского компонента в наш регион оказывает существенное влияние на образование савроматской культуры на Южном Урале. Оно было обусловлено во многом тем, что нужен был цветной металл. А на Южном Урале к этому времени начинает работать иткульская часть металлургии, хорошо вам известная. Иткульские племена плавили металл, и за ним скифские племена проникали в регион. По моему глубокому убеждению, задействуется тот торговый путь, который описывает Геродот, положив начало его изучения в Ольвии[5]. Этот торговый путь проходил через Поднепровье, затрагивал маршрут из Волжской Булгарии в Киев, потом он продолжался на Урал за металлом. Античные купцы шли сюда за металлом, золотом, мехами, слоновой костью, бобровой струей и т. д.

В. Д. Кузнецов: А где же золото?

А. Д. Таиров: По заключению Т. Б. Барцевой, 25–33 % всего металла Северного Причерноморья, Прикубанья, степной Скифии происходит из уральских источников или еще более восточных территорий. Треть цветного металла, который получали восточно-европейские кочевники, имеет происхождение или уральское, или поступало через Урал.

Что касается происхождения золота. Анализ предметов из раскопок памятников раннего железного века позволяет четко сказать, на основании присутствия микровключений осмия, иридия и рутения, что металл добывался из местных источников.

В. Д. Кузнецов: Меня пугает слово «скифы».

А. Д. Таиров: Я обобщенно говорю, имея в виду население степных и лесостепных районов Северного Причерноморья или Восточной Европы, от Дона на запад до Дуная.

В. Д. Кузнецов: Первым Б. Н. Граков написал статью по поводу торговли из Ольвии. Все базируется на зеркалах и Геродоте. Очень натянутые допущения. Вот представьте, где Ольвия, а где Восточная Европа. Это очень далеко. Кто доказал, что эти зеркала из Ольвии?

А. Д. Таиров: Я согласен. Они не из Ольвии. Имеется в виду «Ольвия» в кавычках. Картографирование находок ложится на путь из Волжской Булгарии в Киев. Через Самарскую Луку на Южный Урал. Кроме зеркал мы имеем костяные псалии с арамейскими надписями, мы имеем бляшки, выполненные в скифском зверином стиле. А что касается расстояний, то в первом тысячелетии нашей эры в районе Тюмени мы находим среднеазиатскую керамику.

В. Д. Кузнецов: Это другая история.

А. Д. Таиров: Расстояние то же самое.

В. Д. Кузнецов: Речь идет о том, что Вы связываете Ольвию и Южный Урал.

А. Д. Таиров: Если напрямую здесь идти, то пересекается много рек в их среднем сечении.

В. Д. Кузнецов: Я не об этом. Море — вот ключ. Самый дешевый путь проходит именно по морю. Существуют правила в торговле, которые многое предопределяют. Если мы нашли предмет определенного типа, это еще не является доказательством. Мне кажется, что такого рода аргументы должны быть поставлены на серьезную основу, в частности, включать анализ металла. Ведь зеркала могли производить где угодно, например, в Средиземноморье и затем привозить в Ольвию. А могли и в другом месте.

А. Д. Таиров: Абсолютно с вами согласен, я не настаиваю. Металл мог быть не из Ольвии. Мы условно его так характеризуем, предполагая путь из Северного Причерноморья через Приднепровскую лесостепь на Южный Урал.

В. Д. Кузнецов: Я много занимался экономикой, мне интересна эта тема. Мы с М. Г. Абрамзоном, анализируя монеты, столкнулись с тем, что устоявшиеся в науке выводы могут быть довольно быстро разрушены современными методами анализов. Мне кажется, что здесь требуется аналогичный подход для преодоления неведения.

А. Д. Таиров: Мы должны выдвигать предположения, для того чтобы знать, куда двигаться. Если мы хотим доказать существование торгового пути, мы должны знать, что мы ищем. И спорить.

В продолжение разговора. Существовала другая коммуникация — из Средней Азии в Сибирь. Она возникла (по Н. Б. Виноградову) еще в эпоху бронзы. Для раннего железного века уже можно говорить, что существуют торгово-обменные связи между Средней Азией и северными территориями. Контакты маркируются среднеазиатской керамикой, находками костей верблюдов глубоко в лесостепи (Тюменская область). Что везли отсюда: меха, слоновую кость, бобровую струю, кожу и пр. В свою очередь, на север везли металлы, ревень, вина во флягах.

Третье направление — Великий индийский путь, по которому в Среднее Поволжье, Прикамье поступали раковины каури. Согласно исследованиям В. С. Ясакова, раковины каури появляются на Северном Кавказе в VIII веке до нашей эры, на Южном Урале — в V веке до нашей эры. Вторая группа таких раковин — Турбинелла пурум (Turbinella pyrum) — появляется в I тысячелетии в Прикамье.

В. Д. Кузнецов: В раскопках Фанагории раковины каури фиксируются в VI веке до нашей эры. К нам, скорее всего, они привозились по морю.

А. Д. Таиров: Это сухопутный путь. На картах из военной энциклопедии показаны несколько сухопутно-морских путей через Каспийское море. И по Волге могли.

В. Д. Кузнецов: Феномен в том, что потом раковины каури резко исчезают. Они обнаруживаются только в интервале VI — начало V века до нашей эры.

А. Д. Таиров: Причиной их исчезновения могли выступить политические обстоятельства. Если продолжим характеризовать коммуникации, то позже возникает чайный путь через Челябинск, а в дальнейшем — трансевразийский путь по северу Челябинской области, который связывал Сибирь с Приуральем и Московским государством. Таким образом, со всех сторон света через Южный Урал, начиная с Орска, проходили различные коммуникации.

У нас есть все: бусы из Индии, раковины каури и пр.

В. Д. Кузнецов: У нас есть все, кроме Южного Урала. Завезли бы чего.

А. Д. Таиров: Вероятно, что завозили, просто органика не сохраняется.

В. Д. Кузнецов: Наверняка.

И. Ю. Банникова: Интересно называют торговые пути: Великий шелковый путь, Великий индийский путь и пр. А из Бухары и из Средней Азии путь назывался бумажным, так как по нему возили хлопчатобумажные ткани. Еще интересны товары –– семена полыни, которые возили с Урала. В одном из погребений принцессы раннего железного века обнаружена масса семян, которые привозные, они не произрастают на данной территории.

З. А. Валиахметова (Абрамзону): Предлагаю поговорить о связи Южного Урала с античностью через историю археологии и коллекционерство Николая Кирилловича Минко.

Михаил Григорьевич Абрамзон[6]: Изучение коллекции Минко началось с легкой руки Николая Борисовича Виноградова. Он попросил атрибутировать парфянские монеты из коллекции Н. К. Минко, хранящиеся в фондах Исторического музея Южного Урала. Я привлек к этой исследовательской процедуре недавно ушедшего Александра Борисовича Никитина. По итогу мы подготовили статью по восточным монетам из коллекции Н. К. Минко. Это античные монеты: Парфия, Селевкиды и Птолемеи. Совершенно захватывающая часть, потому что это уникальные вещи и нигде подобного нет. А здесь, на Урале, обнаруживается великолепная коллекция. А дальше мы начали с Еленой Петровой[7] работать с римскими и византийскими монетами из серебра.

С. Н. Дурылин[8] пишет, что Николай Кириллович коллекционировал монеты в молодости, покупал польские, русские и т. д. А когда мы начали работать, присоединились коллеги из Исторического музея и Института археологии РАН. Стало очевидно, что он не был таким коллекционером, который по монетке покупал. Он приобретал целые комплексы. Например, есть клад русских монет, который совершенно точно прослеживается. Евгений Юрьевич Гончаров[9] нашел — восточный. Есть крымский клад и т. д. Николай Кириллович не только раскапывал курганы близ Челябинска, он еще работал в Крыму, всем это известно.

Сейчас плотно работаем с документами, в том числе в архиве Института истории материальной культуры РАН. В архиве ФСБ в Краснодарском крае обнаружили дела с подробностями ареста Николая Кирилловича. Его личный дневник, который нам отсканировали. Сейчас готовим его к публикации. Замечательный сюжет для фильма о русском чиновнике, дворянине, который до конца выполнял свою миссию. До того момента, пока его не арестовала ЧК.

В 1909–1911 годах Минко работал в Крыму. Мы нашли его заявки на открытые листы, сопровождения открытых листов, переписку с градоначальником Севастополя. Николай Кириллович работал в Бахчисарайском районе. Когда я разбирал эти клады, там четко прослеживается комплекс: динарии и подвески, которые очерчены кругом некрополей в междуречье Альмы и Качи, куда он делал заявку. У кого он покупал? Конечно, у крестьян. В XIX веке было открыто пять кладов из восьми. Совершенно четко выделяется клад антонинианов, который связан с варварским населением Крыма. Еще один клад — 288 динариев, который связан с оплатой римских войск.

Потрясающе сокровище — это клад монет Алексея I Комнина, они вообще очень редкие. Есть похожий в Турции, другой в Закавказье. Но ни один музей не может похвастаться таким собранием, которое есть в фондах ГИМЮУ, поэтому задача стоит в изучении. В этой работе нам помог Игорь Николаевич Храпунов[10]. Ему удалось четко очертить район, где работал Николай Кириллович, где скупал эти клады в начале XX века. Нюанс в том, что все археологические материалы Минко передал в Московское археологическое общество, а то, что он купил лично, Николай Кириллович оставил у себя. Поэтому, в том числе, плотно изучаем книги из его личной библиотеки, где собрана литература по римским динариям, геммам. Михаил Юрьевич Трейстер[11] опубликовал информацию о гемме их коллекции Минко по моей просьбе. Она тоже могла быть куплена в Феодосии, Керчи или где-то рядом. Одним словом, коллекция уникальна, работа над ней предстоит объемная.

А. Д. Таиров: Есть ли в коллекции Минко монеты античные, которые привязаны к Южному Уралу?

М. Г. Абрамзон: Исключено, это комплексы цельные. Ничего сюда не заходило.

В. Д. Кузнецов: Смысла не было. Представьте: происходила огромная торговля Афин с Боспором хлебом. Но при этом ни одной афинской монеты в Боспоре нет, поскольку обмен носил бартерный характер. Деньги по морю не возили.

А. Д. Таиров: Откуда эти клады в Крыму?

М. Г. Абрамзон: Речь идет о Юго-Западном Крыме, там, где проходили дороги. Здесь квартировали римские легионы. Здесь были могильники и городища, которые в XIX веке грабили местные крестьяне. А их находки скупал, в том числе, Н. К. Минко.

***

З. А. Валиахметова: Благодарим вас за очень содержательный разговор, он очень полезен для осмысления истории. Кроме того, эта беседа многое объяснила для сотрудников музея в связи с подготовкой выставки «И шли века под звон колокольчиков».

 

29 апреля 2025 года

Государственный исторический музей Южного Урала, ул. Труда, 100, западная башня, библиотека.

Материал подготовили: З. А. Валиахметова, Д. В. Чарыков

[1] Заведующая научно-фондовым отделом Государственного исторического музея Южного Урала.

[2] Доктор исторических наук, директор музея-заповедника «Фанагория», начальник Фанагорийской комплексной экспедиции, заведующий отделом классической археологии Института археологии РАН.

[3] Доктор исторических наук, директор Научно-образовательного центра евразийских исследований, профессор кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение» ЮУрГУ.

[4] Танаис — город, основанный боспорскими греками в первой трети III в. до н. э. и просуществовавший до V в. н. э. Созданный как небольшой эмпорий (торговый поселок), он постепенно превратился в крупный торгово-ремесленный центр региона Подонья-Приазовья.

[5] Ольвия — античная греческая колония, основанная в первой четверти VI в. до н. э. на берегу Днепро-Бугского лимана. Геродот провел в Ольвии несколько месяцев, периодически совершая поездки вглубь скифской страны. Именно здесь он собрал большую часть сведений о Скифии и скифах, которые описал в IV книге своей «Истории».

[6] Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела классической археологии Института археологии РАН, директор НИИ исторической антропологии и филологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

[7] Начальник департамента научно-фондовой и реставрационной деятельности, хранитель коллекции драгоценных металлов Государственного исторического музея Южного Урала.

[8] С. Н. Дурылин занимал должность младшего научного сотрудника Челябинского краеведческого музея, в дальнейшем в 1920-е годы являлся заведующим археологическим отделом.

[9] Научный сотрудник Института востоковедения РАН.

[10] Доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков Крымского федерального университета и Университета Марии Складовской-Кюри. Один из самых известных крымских археологов.

[11] Доктор исторических наук, независимый исследователь (г. Бонн).

 

Заведующая научно-фондовым отделом ГИМ ЮУ З.А. Валиахметова Многовитковые кольца из могильника Кичигино-I Браслет из могильника Кичигино-I  Гривна большая звериная из могильника Кичигино I
Римские предметы из могильника Магнитный. 1- стеклянный стакан, 2- бронзовое ситечко, 3- кувшин, 4- ковш. III в. Фонды Музейно-выставочного комплекса «Народы и технологии Урала ЮурГУ (НИУ). Фото С.М. Арканова. Н.К. Минко на раскопе в окрестностях

г. Челябинска. 1925 г.

 

  Бусы (агат, сердолик). Минералы   происходят из Индии, Иран. Могильник     Кичигино I. V-IV  н.э. Фото А. Соколова.       Монеты из коллекции Минко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие конференции

Все конференции