Повседневная жизнь рабочих Катав-Ивановска в 1953 г.
(по материалам этнографической экспедиции Челябинского областного краеведческого музея)
В 1953 году в Советском Союзе начались аресты по так называемому «делу врачей», ушел из жизни И. В. Сталин, была создана первая в мире водородная бомба, началось строительство первого атомного ледокола… А как в это время жили рабочие в небольшом промышленном уральском городке? Используя результаты этнографической экспедиции, которую осуществили сотрудники Челябинского областного краеведческого музея (ныне — Государственный исторический музей Южного Урала), мы познакомимся с повседневностью рабочих Катав-Ивановска.
Основанный в 17551 году при чугуно-литейном заводе как рабочий поселок Катав-Ивановск, расположился в 320 км от Челябинска в горах на берегу реки Катав. На протяжении XIX в. Катав-Ивановский завод являлся одним из лучших в России: его домны давали в год свыше 100 тысяч пудов чугуна каждая против 35 тысяч в среднем по России и превосходили по производительности, экономичности, качеству выпускаемого чугуна лучшие иностранные образцы. 6 июля 1919 г.2 в поселке была установлена Советская власть. В годы первых пятилеток катав-ивановский цемент и стальные конструкции поставлялись на строительство крупных промышленных объектов страны. Были возведены мастерские по оказанию помощи кустарям в обработке деталей сельскохозяйственных машин, позднее на их базе был построен весовой завод.
Город Катав-Ивановск. Вид с пруда. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Дома цементного и литйено-механического заводов. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Катав-Ивановск вырос за годы советской власти. Однако работы по строительству и благоустройству города ведутся еще недостаточно, многие требования рабочих еще не выполнены. В связи с этим перед городом Катав-Ивановском стоят большие неотложные задачи4.
Этнографический отчет другого исследователя Н. Овчинниковой позволяет познакомиться с населением города, которое в основном состоит из рабочих. В фабричных семьях до сих пор сохранилась религиозность. Во многих домах можно встретить иконы, которые весят рядом с портретами В. И. Ленина и И. В. Сталина. Люди еще охотно посещают церковь, особенно в религиозные праздники и по воскресеньям. Обычно в храм идут в праздничной одежде. Старушки же посещают церковь ежедневно. Часто венчаются и крестят детей5.
В городе есть школы. В основном образование заканчивается 7-ю классами, особенно у девушек. Улучшилось культурное обслуживание трудящихся, хотя нельзя сказать, чтобы оно было на высоком уровне. Почти в каждом доме есть радио, которое слушают все члены семьи. Многие выписывают газеты, преимущественно центральные («Правда», Гудок») и областные («Челябинский рабочий»). Местная газета «Авангард» не пользуется популярностью. Большинство школьников выписывает «Пионерскую правду». У многих жителей есть патефоны. Репертуар пластинок самый разноообразный, но преимущественно — классические народные песни и песни советских композиторов.
Участники экспедиции. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Заглянем в дом рабочих Прохоровых. Семья их состоит из 6 человек. Глава семьи – Владимир Капитонович, он работает на Южно-Уральской железной дороге (45 лет), его супруга Мария Петровна занимается домашним хозяйством (44 года). С ними живут дочери Римма (22 года) и Зина (9 лет), а также сыновья Геннадий (12 лет) и Виктор (5 лет). Римма учится на втором курсе в педагогическом институте г. Челябинска, до поступления девушка 3 года работала сверловщицей на литейно-механическом заводе, стала одной из лучших работниц-стахановок. В 1948 году Римма потребовала увольнения с предприятия, с целью получить профессиональное образование. Только с помощью прокурора ей удалось поступить в Казанское педучилище, которое она закончила в 1952 году.
Брат Риммы – Геннадий учится в 6-м классе, отличник. Увлекается фотографией. За отличную учебу ему родители подарили фотоаппарат «Любитель». Любит спорт, особенно футбол и плавание. Читает газеты и пионерские журналы «Затейник» и «Пионер». В пионерском отряде является председателем совета отряда. Младшая сестра Геннадия Зина учится во втором классе. Она очень хочет вступить в пионеры, чтобы носить галстук брата и учиться отдавать пионерский салют.
Дворовые постройки. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Интерьер дома. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Некоторые традиционные блюда перестали употреблять, не едят кулагу, из которой пекли пряники солодельники. Редко готовят овсяные блины. Любимый напиток – квас. Часто варят брагу («кислушку»), обычно к праздникам. Самогон из ржаной муки уже не гонят. Обрядовую пищу употребляют в основном в религиозные праздники8. У рабочих на заводе преобладает домашнее питание. Они берут с собой из дома хлеб и молоко, несмотря на наличие столовых. Общественное питание становится популярным у молодежи, однако рабочих одиночек, оно не обеспечивает полностью в связи с отсутствием условий9.
Местная жительница. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Местные жители. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Мебелировщик Анатолий Васильевич Шибанов. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Каждое из описаний характеризует тот или иной аспект жизни рабочих. Благодаря подробным сведениям, содержащимся в выбранных нами источниках, удается воссоздать «образ» жизни отдельного человека и соотнести его существование с ходом масштабных исторических событий целой страны.
Д.Е. Васильев,
сотрудник научно-исследовательского отдела
Примечания
1 Челябинская область: Энциклопедия в 7 томах. Челябинск : Каменный пояс, 2008. Т. 3. С. 143.
3ГИМЮУ. Ф. 1306/11. Оп. 4. Д. 290. Л. 5-6.
5ГИМЮУ. Ф. 1306. Оп. 4. Д. 292. Л. 2.
8ГИМЮУ. Ф.1306/1. Оп. 4. Д. 294. Л. 2-11.
10ГИМЮУ. Ф. 1306/11. Оп. 4. Д. 290. Л. 4.