26356
2 февраля мы отмечаем День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 г. Это величайшее сражение в истории, победа Красной армии в котором послужила началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. 
К моменту, когда враг вышел к Волге, в Челябинской области был завершен переход экономики на военный лад — восстановлены эвакуированные заводы, а все гражданские предприятия перешли на выпуск продукции для фронта. Известный южноуральский поэт Михаил Львов 26 ноября 1942 г. опубликовал в «Челябинском рабочем» проникновенные строки под заглавием «Поддержим сталинградцев»: 


Сердце советского жителя радо:
Наши войска наступают опять,
Черные полчища у Сталинграда
Выбиты, смяты, отброшены вспять.
Пленные. Трупы. Машины. Орудья.
Падает фриц, опрокинутый, ниц.
Слушая сводку, целуются люди,
Радости нету конца и границ.
Снова и снова, стране поклянемся:
Через железо к победе пробьемся.
Дружно поддержим суровый и милый
В битву идущий родной Сталинград, 
Чтобы фашистские темные силы
Знали одну лишь дорогу: в могилу,
Знали одно направленье — назад. 


Челябинский Кировский завод поставлял фронту танки КВ, а к началу контрнаступления советских войск под Сталинградом выпустил модернизированный танк КВ-1С с уменьшенным весом и увеличенной скоростью. Группа его создателей во главе с Ж. Я. Котиным была удостоена Сталинской премии. Тогда же предприятие завершило переход на выпуск танка Т-34, который тоже поставлялся на Сталинградский фронт. Большой вклад в развитие танкового производства внесли более двух тысяч эвакуированных в Челябинск работников Сталинградского тракторного заводаi.


Рис. 1.jpg
Танки КВ-1С в сборочном цехе Челябинского Кировского завода. 1942 г.


Пиротехнические средства и трассеры, впервые в мире изготовлявшиеся на конвейере, поставлял эвакуированный из Подмосковья завод «Сигнал». Это предприятие выпускало также капсюли, которыми снабжались боеприпасы. Промышленность области производила для фронта снаряды, бомбы, мины, гранаты и пр. Их выпускали десять патронных заводов Челябинска, цеха Магнитогорского металлургического комбината, машиностроительные заводы Златоуста, Кыштыма, Кусы, Сима и др. Впервые под Сталинградом были применены во время артподготовки контрнаступления установки БМ-13 («катюши»), производившиеся на заводе им. Колющенкоii. Снаряды к ним выпускал завод им. Серго Орджоникидзе. Сборку моторов и коробок скоростей наладили на эвакуированном из Москвы в Миасс автомобильном заводеiii


Рис. 2.jpg
Поточное производство снарядов 122-мм калибра на заводе им. С. Орджоникидзе в Челябинске. 1943 г. 


Выпуск точных приборов и часов для военной техники осуществлял эвакуированный в Златоуст 1-й Московский часовой завод. Свыше 90% танков и самолетов были оснащены часами златоустовского производстваiv. Также предприятия этого города поставляли на фронт 7,62-мм станковый пулемет «максим», 12,7-мм авиационный пулемет УБ, автоматы Шпагина, крупнокалиберные пулеметы, пистолет-пулемет Шпагина (ППШ-41). Каждый второй штурмовик Ил-2 вооружался авиационной пушкой ВЯ, изготовленной в Златоустеv. Авиаброню для самолетов изготавливали на сверхсекретном челябинском заводе «К-4». Ей оснащалась половина всех боевых самолетов в странеvi. Производство военной техники обеспечивалось за счет наличия в области собственной металлургической отрасли. Крупнейший в Европе Магнитогорский металлургический комбинат обеспечивал выпуск легированных марок стали и прокат бронелиста. Газета «Правда» называла ММК «металлургической опорой фронта», так как каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был изготовлен из магнитогорской стали, а каждый второй танк одет в его бронюvii.


Рис. 3.jpg
Вручение переходящего Красного знамени Челябинского обкома ВЛКСМ лучшей фронтовой комсомольской бригаде ММК. 1943 г. 


К началу Сталинградской битвы легированные марки стали для авиационной промышленности освоил Златоустовский металлургический завод, поковки — Чебаркульский металлургический, построенный к марту 1942 г. всего за 75 днейviii. Главные компоненты для их выплавки — феррохром, ферросилиций, ферромарганец — поставлял Челябинский ферросплавный завод, оставшийся единственным предприятием подобного рода в стране. Весной 1942 г. из-под Сталинграда на строительство Челябинского металлургического завода была переброшена 5-я саперная армия во главе с бригадным инженером А. Н. Комаровскимix. Увеличение мощностей тепловых и электрических станций за счет скоростного строительства котлоагрегата и турбогенератора (запущены на Челябинской ТЭЦ 11 декабря 1942, первый смонтирован за 80, второй — за 50 дней)x, новых угольных разрезов и шахт в Копейске и Коркино позволили уже к осени 1942 г. частично преодолеть кризис в топливно-энергетическом комплексе и решить ряд проблем оборонной промышленности. 


Рис. 4.jpg
Комсомольско-молодежная фронтовая бригада навалоотбойщиков шахты № 16 в Копейске. 1943 г. 


Крупнейший транзитный пункт — Южно-Уральская железная дорога, благодаря новому графику скоростного движения тяжеловесных составов, осуществляла переброску воинских частей под Сталинград с Дальнего Востока, оружия, боеприпасов и продовольствия из Сибири и Урала. В эвакуацию в Челябинск в августе 1942 г. прибыл и Сталинградский механический институтxi. Именно он дал основу для создания Челябинского механико-машиностроительного института, сегодня известного как Южно-Уральский государственный университет. 


Рис. 5.jpeg
Здание универмага на ул. Спартака в Челябинске, в котором размещался эвакуированный Сталинградский механический институт. 1940-е гг. 


Ударный труд во всех отраслях Челябинской области обеспечивался развернувшимся Всесоюзным социалистическим соревнованием. 10 сентября 1942 г. коллектив ММК обратился к рабочим, инженерам, техникам и служащим заводов и фабрик области и всей страны с призывом: «Работать так, как дерутся защитники Сталинграда!»xii Тогда же в цехах Кировского завода в Челябинске прошли собрания. «Поможем отстоять Сталинград!» — заявили танкостроители. В холодноштамповочном цехе предприятия на «Сталинградскую вахту» встала фронтовая бригада слесаря А. Саламатова, которая приняла решение «не уходить из цеха, пока не будет выполнено задание»xiii. Восемь суток трудились рабочие, спали урывками, но свой труд завершили. С 30 октября 1942 г. на ММК началась декада помощи защитникам Сталинграда. В первый ее день коллектив стана «500» дал 656 тонн проката сверх плана. Декадники вскоре переросли в месячники. В ответ на клятву бойцов Сталинградского фронта «Стоять насмерть у стен Сталинграда» на строительных объектах области стали применять форму «боевого задания». В напряженные дни строительства домны № 5 в Магнитогорске они вводились на решающих участках. За период сентября — ноября 1942 г. выдано около двух тысяч заданий. 5 декабря того же года новая домна была успешно задутаxiv. Сбор средств в Фонд обороны тружениками Челябинской области также направлялся на поддержку Красной армии, сражающейся под Сталинградом. В 1942 г. на Сталинградский фронт прибыла эскадрилья самолетов с надписью на фюзеляжах: «Магнитогорский металлург». К началу января 1943 г. на собранные 90 млн рублей кировцы изготовили и передали Красной армии 150 тяжелых танков, на башнях которых было написано «Челябинские колхозники»xv; эти машины первыми ворвутся в Сталинград на помощь его защитникам. Победа под городом на Волге воодушевила челябинцев на очередной сбор средств на танковые колонны, эскадрильи, подводные лодки. 


Рис. 6.jpg
Танк Т-34 из колонны «Челябинские колхозники» в боевой разведке. 1943 г. 


Для фронта в Челябинской области готовились различные воинские формирования (танковые, авиационные, стрелковые, лыжные, кавалерийские и др.). Военным специальностям обучали в военно-учебных пунктах всевобуча, созданных при заводах, в учебных заведениях, в совхозах и колхозах. Кроме того, подготовка шла в спортивно-физкультурных организациях и Осоавиахима, командиров готовили в Златоусте, штурманов — в военно-авиационном училище Челябинска, летчиков — в Борисоглебской военной авиационной школе, эвакуированной в Троицкxvi.


Рис. 7.jpg
Воспитанницы Челябинского ремесленного училища № 14 на занятиях по военной подготовке. 1942–1943 гг. 


Сформированная в Верхнем Уфалее 166-я танковая бригада вступила в сражение под Сталинградом в июле 1942 г. в районе Калача-на-Дону. Ее задачей было разорвать кольцо и вывести из окружения оказавшиеся в нем 62-ю и 64-ю армии. Бригада потеряла почти всю технику и личный состав. Погибли комбриг и заменивший его подполковник И. Д. Пиорунский, а саму бригаду переформировали в 88-й гвардейский танковый полк прорываxvii. 99-я танковая бригада, сформированная в июне 1941 г. в Челябинске, в июле — августе 1942 г. вела ожесточенные бои с врагом в излучине р. Дон и обороняла Сталинградский тракторный завод, сражалась в районе пос. Рынок и Гумрак. Воевали южноуральцы и в 193-й стрелковой дивизии генерала Ф. Н. Смехотворова, вступившей в битву в сентябре 1942 г. и защищавшей один из самых трудных участков — пос. завода «Красный Октябрь». В пос. Купоросный и Зеленая Поляна стояла насмерть 97-я отдельная стрелковая бригада, сформированная в округе Златоуста (Тундуш, Куваши, Медведевка). Она приняла участие в ликвидации неприятельской группировки, окруженной в районе Сталинграда, и в числе первых соединений ворвалась в центральные кварталы города. За боевые подвиги соединение было преобразовано в 13-ю гвардейскую стрелковую бригадуxviii.


Рис. 8.jpg
Советский район Сталинграда. 1943 г. 


С октября по декабрь 1942 г. южноуральцы в составе 7-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии 65-й армии под командованием генерал-лейтенанта П. И. Батова сковывали группировку противника на правом берегу р. Дон. В составе 6-го механизированного корпуса, отличившегося в Котельниковской операции, сражались сформированные в Челябинской области 54-я и 55-я механизированные бригады. За успешное проведение операции 6-й корпус получил почетное наименование «Зимовниковский» и был преобразован в 5-й гвардейский. 54-я механизированная бригада стала называться 11-й, а 55-я — 12-й гвардейской мехбригадойxix.


Рис. 9.jpg
Руины мельницы Гергардта — один из символов Сталинградской битвы. 2017 г. 


Имя участника героической битвы на Волге, снайпера 1047-го стрелкового полка 284-й стрелковой дивизии южноуральца В. Г. Зайцева стало широко известно в стране и за ее пределами. В Сталинграде он выступил инициатором снайперского движения, подготовив 28 отличных стрелков. С октября 1942 по январь 1943 г. сам Василий Григорьевич уничтожил в уличных боях за Сталинград 242 противника, а всего на счету снайперов полка было 1106 вражеских солдат и офицеровxx. Слова Зайцева «За Волгой для нас земли нет!» стали клятвой защитников Сталинграда.


Рис. 10.jpg
Герой Советского Союза, капитан Василий Зайцев. 1945 г. 


В Государственном историческом музее в Москве хранится шашка «Сталинградская битва». На зеркально отполированной поверхности клинка развернута широкая панорама сражения. В небе атакуют эскадрильи самолетов; на земле мчится лихая конница, идут могучие громады танков, шквал огня обрушивает на врага артиллерия. Картина боя выписана до мельчайших деталей — различимы даже спицы на колесах пушек, фигурки солдат, звезды на советских и свастика на немецких танках. Она была изготовлена гравером Златоустовского завода A. И. Боронниковым и подарена Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину 5 августа 1943 г. в ознаменование победы под Сталинградом.


Рис. 11.jpg


Подарочная шашка «Сталинградская битва». 1943 г. 


Челябинцы и гости города скоро смогут больше узнать о событиях 80-летней давности — 21 февраля в фойе второго этажа Западной башни Государственного исторического музея Южного Урала начнет работу выставка «Великий перелом», посвященная событиям, складывавшимся на фронте и в южноуральском тылу в 1942 — начале 1943 г. 
                                                                                                                                                                        Сотрудник научно-исследовательского отдела В. Г. Демаков  

Другие статьи

Все статьи