В рамках международного фестиваля современного искусства «Дебаркадер-2017» в Государственном историческом музее Южного Урала проходила выставка «100 плакатов про кино» из частного собрания известного челябинского дизайнера Сергея Сафьянова. В отличие от зарубежного, возникшего из потребности стимулирования покупательской способности, советский плакат первой трети ХХ в. свои истоки берет в искусстве русского авангарда.
Яркими представителями раннего конструктивизма в плакате и пионерами графического дизайна стали братья Владимир и Георгий Стейнберги. Один из плакатов художников — репринт Совэкспортфильма к ленте С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» — был представлен на выставке. «Дух революции носился над русской землей. Какой-то огромный таинственный процесс совершался в бесчисленных сердцах. Личность, едва успев осознать себя, растворялась в массе, масса растворялась в порыве», — с этих слов начинается знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».
Падение личности в революционную бездну изображают братья Стейнберги. Они предлагают взглянуть на оцепенелый мир, где царит будто бы застывший «визуальный крик». Это ощущение усиливает и рисунок. В композиционном центре сложные диагонали скрещенных пушек «Потемкина» на фоне кроваво-красной палубы корабля визуально делят пространство на множество частей, тем самым усиливая дробность и напряженность композиции. Подчинение композиции прямоугольным ритмам, предельная геометризация форм — воплощение принципов конструктивизма в искусстве плаката.
Вторя сюжету фильма, братья Стейнберги обращаются к мотиву «падения», который является центральным в 4-й сцене фильма. Крохотные, мертвенно-бледные фигурки людей, падающих и балансирующих на краю синей бездны революции, — образ не просто отдельного человека, а всего народа, о котором и говорит С. Эйзенштейн в своей знаменитой ленте «Броненосец Потемкин».
Кадры из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»
Плакат фильма. Братья Стенберги. 1929 г.
Рассказ о другом плакате хотелось бы начать со следующих строк:
В синеватом Парижа тумане,
И наверно опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Так о великом художнике Амадео Модильяни писала известная поэтесса Анна Ахматова.
«Монпарнас-19» — художественный фильм Жака Беккера, биографическая драма, рассказывающая историю последних месяцев жизни одного из самых известных художников начала XX века Амедео Модильяни. Плакат к этому фильму Олега Васильева также был представлен на выставке в Государственном историческом музее Южного Урала.
В своей стилистике плакат О. Васильева близок к работам художника. Характерно-скульптурный образ, рубленый объем лица с четко прорисованными чертами анфас, при котором овал утончен и очень выразителен. Сам художник называл себя «Моди», что в переводе с французского означает «проклятый». Его печальный и вместе с тем напряженный взгляд словно рассказывает зрителю о нелегкой судьбе. Рядом с «Моди», будто бы скрываясь от любопытных глаз, изображена Жанна Эбютерн — спутница и муза великого художника. Их любовь закончилась трагично. 24 января 1920 г. Амадео Модильяни скончался от туберкулезного менингита в возрасте 35 лет. На следующий день, в 4 часа утра, Жанна на девятом месяце беременности выбросилась из окна шестого этажа, так и не пережив смерть любимого.
Драматизм приближающихся событий передает колорит плаката, решенный в бледно-голубых тонах, на фоне которых теплый цвет тела художника и его возлюбленной смотрится необычайно «живым».
Портрет Поля Гийома Портрет Жанны Эбютерн
А. Модильяни , 1915 А. Модильяни
Плакат О. Васильева
Кадр из фильма Жака Беккера
«Монпарнас-19»
Заслуживает внимания серия плакатов к фильму Ф. Феллини «8 ½». «Вы могли бы все бросить и начать с нуля? Выбрать что-то одно, только одно, и отдаться ему целиком, так, чтобы оно стало целью всей вашей жизни, включило в себя все, было бы всем, оттого, что ваша преданность подарит ему бессмертие?», — спрашивает Гвидо, главный герой фильма Ф. Феллини.
Один из плакатов принадлежит художнику Игорю Майстровскому. В композиционном центре — фигура главного героя, превращающаяся в кинематографическую ленту, образуя цифру «8». Это и название фильма, и метафора, которая раскрывает содержание фильма Ф. Феллини, поскольку Гвидо Ансельми, главный герой — режиссер, создающий автобиографическую драму. Художник изображает Гвидо почти монохромно. Руки героя скрещены, вторя фигуре — восьмерке, это еще и бесконечность, бессмертие, о котором говорит главный герой в фильме. Условный фон обозначен лишь колористически, однако, зритель угадывает морское побережье — одна из сцен в фильме Ф. Филлини.
И. Майстровский, будучи и графиком, и живописцем, обращается к живописной технике в плакате, он экспериментирует с цветными мелками и карандашами, тем самым подчеркивая рукотворность плаката.
И. Майстровский
Плакат к фильму «8½» («Восемь с половиной», итал. «Otto e mezzo»).
Режиссер Федерико Феллини. 1963 г.
Еще один плакат к этому фильму принадлежит архитектору, художнику, плакатисту Юрию Ильину-Адаеву. На сумрачном фоне хаотично изображены обожженные светом человеческие фигуры. Так же как и И. Майстровский, Ю. Ильин-Адаев обращается к сюжету, а именно — к сцене полета, с которой и начинается фильм. Интересно, что к подобному композиционному решению художник обратится вновь — в работе над фильмом «Слуга» (режиссер В. Абдрашитов).
Ю. Ильин-Адаев. Плакат к фильму«8½»
«Слуга». Реж. В. Абдрашитов. 1989 г.
Кадр из фильма 8½» («Восемь с половиной», итал. «Otto e mezzo»).
Режиссер Федерико Феллини. 1963 г.
Подводя итог, заметим, что в статье речь шла лишь о небольшой части плакатов, представленных на выставке, которая стала событием в культурной жизни города Челябинска и вызвала большой интерес посетителей Государственного исторического музея Южного Урала.
Список литературы
1. Великие художники. Т. 36. Амадео Модильяни. М. : Издат. дом «Комсомольская правда», 2010.
2. Художественная галерея. № 26. Модильяни. М. : Издат. дом «Бурда», 2005.
3. Ахматова, А. «Амадео Модильяни» / А. Ахматова. Собр. соч.: в 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 147.
4. Герман, М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века / М. Герман. СПб. : Издат. дом «Азбука-классика», 2008.
5. Краснова, М. Источники плакатов «2 Стенберг 2» / М. Краснова. URL: http://www.ruthenia.ru/moskva/art/stenberg/origins.htm
6. Якимович, А. Эпоха сокрушительных творений. Из истории искусства и мысли ХХ века / А. Якимович. М. : Галарт, 2009.