Загрузка...

Произведения Бажова не нуждаются в представлении. У нас на Урале с уважением относятся к земляку, который воспевал наш прекрасный край, его богатые недра, сильных духом мастеров. С этими сказами многие знакомятся в детстве, погружаясь в волшебный мир уральских легенд, к ним возвращаются вновь в зрелом возрасте, чтобы снова насладиться этими удивительными историями и своеобразием языка Бажова. Каждый сказ — поэма об Урале, его сокровищах и о людях, среди которых, как и среди камней, иногда попадаются истинные самородки. В своих персонажах Бажов увековечил собирательный образ талантливых уральских мастеров, влюбленных в родной горный край, беззаветно преданных своему делу, владеющих тайнами своего искусства.

Павел Бажов - певец Урала

Сказы Бажова иллюстрировали десятки известных художников, каждый в своем характерном стиле. В этом издании три произведения уральского сказителя — «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрупкая веточка» — проиллюстрированы палехскими художниками Буреевым и Ковалёвым.

Алексей Викторович Ковалёв (1915–2000) учился в Палехском художественном училище, с 1947 года работал в Товариществе художников Палеха, позднее преподавал в Палехском художественном училище. Григорий Константинович Буреев (1900–1972) — потомственный иконописец, учился русской иконописи, был одним из первых учеников в Артели древней живописи. Занимался монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, реставрацией, росписью по фарфору. Работы Г. К. Буреева А. В. Ковалёва хранятся во многих музеях, а также в Художественном фонде России.

Палехские мастера прекрасно проявили свой талант и в области книжной графики, создав множество самобытных по своему художественно-образному языку работ. Их рисунки к произведениям отечественной классики, к русскому эпосу занимают видное место в истории русской книжной иллюстрации.

Палехское искусство, возникшее в начале XX века, представляет собой одно из самых ярких направлений русской народной живописи. Оно основано на древних традициях и мастерстве, передаваемом из поколения в поколение. Палехские мастера известны своими миниатюрами, выполненными на лаковых шкатулках, ларцах, коробках, и их работы часто вдохновлены русскими народными сказками, мифами и фольклором. Поэтому работа Буреева и Ковалёва над иллюстрациями к сказам Бажова приобретает особую значимость. Иллюстрации не только дополняют и обогащают текст, но и создают уникальную визуальную атмосферу, погружающую читателя в мир уральских сказок и легенд.

Творчество Бажова интересовало Ковалёва и Буреева давно. В 1967 году на Третьей республиканской выставке «Советская Россия» была показана их пластина «Медной горы Хозяйка». В 1972 году ленинградское издательство «Художник РСФСР» выпустило в свет книгу «Каменный цветок», в которую вошли три сказа П. П. Бажова — «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Для этого издания художники создали тринадцать пластин-иллюстраций, оформили обложку и страницы книги.

Издание выполнено в виде шкатулки. И это неслучайно. Открыв эту книгу-шкатулку, мы будто попадаем в сказочный мир. Цветовое многообразие иллюстраций, их яркость завораживают и восхищают. Разнообразие цветов фона пластин также добавляет живописного эффекта, контрастируя с яркими по колориту изображениями и превращая каждую пластину-иллюстрацию в сверкающий разноцветный камень.

Работы художников удивительным образом гармонируют со сказами Бажова, демонстрируя красоту и уникальность палехского искусства. Иллюстрации, тонко прорисованные, с наполненными символикой деталями, с характерной для палехского стиля богатой орнаментикой, оживляют страницы книги, придавая им неповторимое очарование. Волшебные образы, созданные палехскими художниками, взаимодействуя с текстом Бажова, подчеркивают его сказочные мотивы и создают особую атмосферу. Так же красив и изыскан орнамент обложки, выполненный золотом и серебром по красному фону.

Данило у Хозяйки. Иллюстрация к сказу «Горный мастер»

«Если говорить о гармонии текста и иллюстраций, об идентичности их характера, о единстве внутренней сути, то хорошим примером может стать «дуэт» — сказы Бажова и палехская миниатюра. Одна и та же основа — русское народное искусство, та же мелодичная повествовательность формы, то же узорочье языка», — пишет в предисловии к изданию В. Серебряная.

Повествование в сказах неторопливое, с особым напевным языком. Они небольшие по объему, но очень емкие по содержанию, обыденная жизнь в них замечательно сочетается с волшебством. Мастерство и сила человеческого труда переплетаются с магией природы. Сказы наполнены этой магией, которая сродни той, когда из камня руками человека создаются потрясающие творения. Человеческий труд, магия и необычный язык повествования — все это увлекает. Магия камня и творчество рук человека, влюбленного в свое дело, отдающего ему всего себя. И благодаря его таланту, вере в себя и трудолюбию из его рук выходят шедевры. Подобные тем, что создавал Данило-мастер, одолеваемый желаньем не просто выточить из камня поделку, а «так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать», чтобы стала видна красота камня. Или сын Данилы — Митя, сумевший из пустячных материалов сотворить настоящее произведение искусства. Это подлинные мастера своего дела, наделенные истинным талантом, а главное — пониманием камня, который в их руках оживает. И именно к таким — смелым и свободолюбивым — благоволит гордая и своенравная Хозяйка Медной горы, то есть чудеса служат тем, кто трудолюбив, добр и чист сердцем.

Данило за работой. Иллюстрация к сказу «Каменный цветок»

Сказы Бажова читали и будут читать. Потому что они об истинных ценностях: о любви и преданности, о поиске счастья и смысла жизни, о красоте уральского края, о важности гармонии между человеком и природой. И о главном богатстве Урала — талантливых умельцах, сумевших постичь душу камня, вдохнуть жизнь в мертвую горную породу. В произведениях Бажова дух Урала, они возвращают к истокам, напоминая о важности сохранения культурного наследия. И, как всякое настоящее произведение искусства, они снова и снова будут вдохновлять на творчество и обретут еще множество художественных интерпретаций.

 

Источники:

  1. Григорий Константинович Буреев [Электронный ресурс]. URL:

https://artchive.ru/artists/16224~Grigorij_Konstantinovich_Bureev (дата обращения: 27.08.2024).

  1. Палех: кисть и книга [Электронный ресурс]. URL:

https://iv-obdu.ru/fond-redkoy-knigi/izdaniya/palekh-kist-i-kniga/ (дата обращения: 19.08.2024).

Другие статьи

Все статьи