Фразу из непревзойденного фильма «В бой идут одни “старики”», произнесенную командиром эскадрильи по прозвищу Маэстро в исполнении актера Леонида Быкова, наверняка знает каждый. Сюжет выстраивается вокруг музыкального творчества героев, чьи номера, несомненно, вселяют веру в Победу и вносят частичку радости и тепла в непростые фронтовые будни. Миссия музыки на войне порой приобретает неоценимое значение.
Из большого числа предметов, находящихся в фондах нашего музея и хранящих память о трагических событиях Великой Отечественной войны, выделяется редкий и необычный музыкальный инструмент. Речь идет о мандолине португальского типа первой трети XX века
Впервые слово «mandola», по мнению Д. Тайлера, появляется в описаниях знаменитых флорентийских интермедий 1589 года — музыкальных представлений между действиями комедии Джироламо Баргальи (Girolamo Bargagli) «La Pellegrina». Самый ранний источник музыки для инструмента происходит из Флоренции и датируется 1650–1670 годами, а самые известные образцы мандолин принадлежат мастерской Антонио Страдивари.
Мандолина, представленная в фондах музея, родом из сицилийского города Катания. Изготовлена фабрикой музыкальных инструментов «Ermelinda Silvestri» («Эрмелинда Сильвестри»), основанной в 1891 году.
Инструмент был передан в дар музею 21 февраля 1969 года челябинским краеведом, ветераном 63-й Челябинской гвардейской добровольческой танковой бригады Александром Александровичем Соколовым.
Этот человек немало сделал для освещения истории бригады, в составе которой он воевал с июня 1943 года (до этого успев прослужить в разведке 35-й Краснознаменной стрелковой дивизии и принять участие в боях на Юго-Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах), участвовал в освобождении Праги и взятии Берлина. С 1965 года был председателем совета ветеранов бригады. Занимался сбором материалов и воспоминаний о боевом пути подразделения. Результатом этой работы стала изданная в 1973 году в двух томах книга «Так добывалась Победа».
Из легенды, сопровождающей описание предмета, известно, что хранящаяся в фондах нашего музея трофейная мандолина взята из немецкого разбитого танка в период боев под городом Орлом башнером танка «Гвардия» старшиной Александром Александровичем Мордвинцевым.
В этом же бою он был тяжело ранен. О герое известно немного, но некоторые сведения удалось собрать.
А. А. Мордвинцев родился в 1919 году в хуторе Черкесовском Бударинского района Сталинградской области. Был призван на фронт в 1943 году в состав 2-го танкового батальона 244-й Челябинской танковой бригады. Летом 1943 года принимал участие в боях в составе частей Брянского фронта . Отличился в одном из боев в августе 1943 года. Не имея в своем распоряжении танка, пошел в атаку в цепи пехоты. В ходе атаки вывел из боя два остановившихся танка. Получив танк, пошел в атаку и уничтожил 5 пулеметных точек и 35 солдат и офицеров противника. За свои действия 23 августа 1943 года награжден орденом Отечественной войны I степени .
После ранения А. А. Мордвинцев лечился в госпитале. Врачи были против его возвращения на передовую. Но в один из зимних дней бойцу удалось нагнать свое подразделение и вернуться в уже переименованную к тому времени за боевые заслуги знаменитую 63-ю гвардейскую Челябинскую танковую бригаду.
«Прошу направить меня в свой экипаж», — просил он командира . По воспоминаниям бойцов-однополчан, «радости друзей не было границ. Снова весельчак Мордвинцев был среди них, снова был слышен его голос на вечерах самодеятельности, где он был незаменимым конферансье» . В такие минуты в руках Александра Александровича вполне могла оказываться вышеупомянутая мандолина. По воспоминаниям тех, кто был лично знаком с героями экипажа «Гвардия», она оставалась верным спутником однополчан до конца войны.
В районе Карпат здоровье А. А. Мордвинцева резко ухудшилось, и он вновь был вынужден покинуть фронтовых товарищей. В час разлуки командиры по-отцовски говорили: «Иди, Саша, учиться. Штурмуй науку, как мы будем штурмовать немцев, упорно, весело, умело» . И Александр не подвел.
Немного подлечившись в освобожденном Киеве, он поступил в местный государственный университет, в январе 1944 года возобновивший свою деятельность. Окончив университет, защитил кандидатскую диссертацию «Русская народная поэзия в творчестве В. В. Маяковского». В 1970 году вышла его книга «Славянская антирелигиозная сказка».
Вот так причудливо порой переплетаются в суровой военной жизни истории увлечения отважного танкиста сценой и итальянская мандолина, складывающиеся в итоге в изучение народной поэзии и сказок. И в этом симбиозе нет ничего удивительного, недаром поэт В. Лебедев-Кумач в своем стихотворении сказал:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!