Загрузка...
14328

В канун 75-летнего юбилея Победы хотелось бы вспомнить о человеке, внесшем немалый вклад в победу над фашизмом, – об Илье Эренбурге, самом популярном военном публицисте СССР. Наверное, его имя мало знакомо молодому поколению. Но его наверняка знают те, кто интересуется историей страны. В годы Великой Отечественной войны Эренбург был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Он известен, прежде всего, своими пропагандистскими антинацистскими произведениями.

Но это не были мемуары участника войны – с переживаниями автора и подробными картинами военной жизни. Это статьи, писавшиеся ежедневно в течение четырех военных лет. За эти годы он написал около полутора тысяч статей. И обращены они были к тем, кто добывал победу, – к бойцам фронта и к труженикам тыла. Многие короткие и яростные выступления Эренбурга политруки зачитывали перед боем, и в тылу статьи Эренбурга тоже зачитывали до дыр.

Это были листовки, памфлеты, фельетоны, обзоры, репортажи. Их печатали в центральных и местных, армейских, фронтовых и партизанских газетах, они звучали по радио, выходили книжками и брошюрами. Их знала и ждала вся страна — от солдат до маршалов, от рабочих эвакуированных заводов, выпускавших боеприпасы, до крестьян, кормивших армию. Сообщения Эренбурга для зарубежных информагентств, переводы его статей из «Красной звезды» были популярны и в странах антигитлеровской коалиции, где печатались в газетах и выпускались отдельными книжками. В оккупированных странах они распространялись подпольно. Статьи Эренбурга стали не просто хроникой военного времени, в них выражена та невероятно высокая степень накала борьбы с фашизмом советского народа, благодаря мужеству которого была добыта Победа.

Кстати, именно благодаря Эренбургу в русской литературе появилось словосочетание «День Победы» — это произошло 12 декабря 1941 года, в начале контрнаступления под Москвой, когда в статье «Судьба Победы», опубликованной писателем в газете «Московский железнодорожник» и посвященной труженикам стальных магистралей, прозвучали слова: «Железные дороги — сосуды, по ним течет кровь страны: снаряды и хлеб, бомбы и нефть. С доверием смотрит Красная Армия на железнодорожников: это братья по оружию — один стреляет, другой подает патроны. Наши железнодорожники показали себя отважными бойцами… Когда настанет День Победы, наши бойцы первые вспомнят о железнодорожниках…».

Все статьи Эренбурга вошли в трехтомник «Война», выходивший в 1942–1944 гг. Один из томов хранится в нашем музее. В него вошло 140 статей, печатавшихся в «Красной звезде» с июня 1941 г. по апрель 1942 г. Все они не очень большие по размеру. Но, читая их, можно в полной мере осознать то воздействие, которое они оказывали в те страшные годы на советских солдат. В его статьях все – полные гнева перечни бед, принесенных врагами, чудовищность их преступлений не только против советского народа, но и против всего человечества. Эренбург рисует поистине звериный облик гитлеровских захватчиков: «бешеные волки», «немцы расползлись, как клопы», «образованные дикари и сознательные людоеды», «одноклеточные твари, микробы, бездушные существа, вооруженные автоматами и минометами», «голодные крысы несутся по нашей земле».

Многие статьи похожи на фельетоны, с сатирическим, карикатурным изображением немцев. Эренбург стремился поддержать наших бойцов, избавить от ощущения фатального превосходства гитлеровцев в первые месяцы войны, в тяжелое время военных поражений. Каждое слово, каждая фраза в этих статьях – емкие, хлесткие. Они адресованы тем, кто воюет, то есть убивает врагов, чтобы спасти себя и своих близких, а стало быть, и свою страну от гибели и порабощения, внушить ярость и ненависть к врагу. «Каждый убитый немец — это спасенная русская жизнь. Каждый убитый немец — это шаг к победе». Причем Эренбург подчеркивал: «Наша ненависть к гитлеровцам продиктована любовью, любовью к родине, к человеку и к человечеству. В этом — сила нашей ненависти. В этом — ее оправдание».

Для Эренбурга было важно знать, что его слово доходит до бойцов. И уже в 1941 году он стал получать письма с фронта. Их приходили многие тысячи, от незнакомых ему людей. И он отвечал каждому. Почти все письма приходили прямо в «Красную звезду», иногда на обычном солдатском треугольнике было написано: «Москва. Эренбургу». И письма доходили. Неграмотные диктовали умеющим писать друзьям; снайперы, которые вели счет своим отстрелам, открывали боевой счет Эренбурга, на который заносили половину убитых ими фашистов; именем писателя называли свои машины танкисты… Получить письмо от Эренбурга на фронте считалось так же почетно, как быть отмеченным в приказе Верховного главнокомандующего.

Со многими из своих адресатов Эренбург подружился за годы войны и даже встречался после Победы. Вот строки из одной из статей Эренбурга о фронтовике Аскаре Лекерове: «Ваше письмо, которое я напечатал в «Красной звезде», дойдет до сердца всех бойцов и поможет еще глубже осознать любовь к Родине». Стоит привести строки из солдатских писем, чтобы показать, какое большое значение они имели для наших бойцов: «Почту нам приносят в 18.00. Уже за час до этого времени мы с нетерпением посматриваем в ту сторону, откуда обычно приходит наш письмоносец… Раньше всего, конечно, просматриваем газеты. И всегда кто-нибудь задает вопрос: «Нет ли сегодня статьи Эренбурга?» Конечно, есть, ведь Вы так часто пишете. Нетерпение прочесть у всех настолько велико, что приходится читать вслух. И вот где-нибудь на опушке леса, в одном из блиндажей или окопов, в 600–800 метрах от противника звучат Ваши пламенные слова…» Или вот: «Я с первых дней на фронте. Всякое бывало, печальное и радостное… В сентябре мы занимали оборону. На этом участке наступление противника было приостановлено. На помощь приходили ваши слова… достанешь «Звездочку» (это наша любимая газета), читаешь. Что скажет Эренбург? Дружный взрыв смеха, веселье, бодрость, а в итоге суровые лица и кто-нибудь скажет сквозь зубы: «У, гады…».

Эти статьи даже сейчас никого не оставят равнодушным. Но в те военные годы они оказывали невероятное по силе воздействие на читателей. Вот что о творчестве публициста писал Константин Симонов: «Масштабы всего сделанного Эренбургом во время войны, и мера того влияния, которое имела его работа на умы и сердца его военных читателей, и острота и сила его страстного публицистического пера, и то неутомимое постоянство, с которым он писал о самых острых, самых драматических темах военных дней, — все это, вместе взятое, в соединении с его несравненным публицистическим талантом, по праву сделало его любимцем сражающейся армии, а шире говоря — сражающегося народа».

Другие статьи

Все статьи