В ходе работы с историческими документами порой обнаруживаются весьма неожиданные и занимательные факты. В рамках подготовки выставки «И шли века под звон колокольчиков», которая откроется в ГИМ ЮУ осенью 2025 года, научные сотрудники Исторического музея Южного Урала изучали различные архивные материалы XIX столетия, и один из них оказался с весьма занимательным сюжетом, заслуживающим отдельного рассказа.
Многие читатели никогда и не задумывались о том, как в начале XIX века из одного населенного пункта в другой перемещались крупные денежные суммы. Сейчас, когда многие фактически отказались от наличных денег в своих кошельках, сделать это можно, что называется, за пару кликов. А как обстояло дело больше двухсот лет назад? Об этом повествует обнаруженный в архиве любопытный документ.
В маклерской книге города Троицка Оренбургской губернии сохранился договор от 10 января 1807 года, по которому крестьяне Кундравинской слободы Никон Манаков, Селиверст Голощапов, Егор Пичугов, Осип Дорогин, Аника Уфинцов, Павел Ваулин, Петр Суворов, Ефим Халезин и Митрофан Плешков подрядились на собственных лошадях и подводах перевезти из Троицка до Екатеринбурга принадлежащую ростовскому купцу второй гильдии Ивану Борисовичу Мясникову сумму в 12100 рублей медными деньгами[1]. К этому времени в Российской империи в обращении находились медные монеты следующих номиналов: полушка (1/4 копейки), деньга (1/2 копейки), одна, две и пять копеек.
Выпускавшиеся в рассматриваемый период монеты из-за характерной особенности своего оформления (изображения на их лицевой и оборотной сторонах были заключены в концентрические окружности, состоящие из колец) получили название «кольцевики».
Они имеют и еще одно отличие: на кольцах отчеканены выпуклые точки — счетные знаки, обозначавшие номинал и предназначавшиеся для неграмотного населения. Выпуск этих монет осуществлялся с 1802 по 1810 год на двух предприятиях: в Екатеринбурге традиционно они чеканились для Европейской России, а в Сузуне на Алтае — для Азиатской[2].
Номиналы монет в документе не прописаны, зато отмечено, что названные деньги находятся в 484 опечатанных мешках и имеют общий вес 743 пуда 36 фунтов, перевозить которые планируется на 34 возах. В одном из основных пунктов договора сказано: «Как уже оную сумму приняли мы под извоз на свою опеку, то и обязаны хранить ее во всякой целости на своем страхе и отчете, и будучи в пути до города Екатеринбурга на кормовищах и ночлегах иметь собственные наши во всю ту дорогу по пристойному количеству для безопасности нашей караул»[3].
За провоз каждого пуда столь ценного и весомого во всех смыслах этого слова груза подрядившиеся крестьяне намеревались получить по 30 копеек, т. е. всего 223 рубля 17 копеек. Из них большую часть им выдали сразу в качестве задатка, а оставшиеся сто рублей «по благополучном доставлении» пообещали выплатить уже в городе Екатеринбурге[4].
Теперь немного математических расчетов. Если учесть, что 12100 рублей были распределены по 484 мешкам, то в одном мешке помещалось ровно 25 рублей, а весил он полтора пуда, т. е. примерно 25 килограммов. Соответственно, общий вес всех транспортируемых денег превышал 12 тонн! Весомый капитал, не правда ли? Для современного обывателя описанный случай может показаться странным, но в те времена это не считалось чем-то из ряда вон выходящим.
И в заключение обратимся к личности заказчика доставки. В документах из того же архивного дела сообщается, что ростовский купец Иван Борисович Мясников (1757–1843) был «комиссионером троицких и челябинских питейных сборов»[5], т. е. занимался он винным откупом. Винный откуп — это система взимания косвенного налога, при которой право торговли вином отдавалось частным предпринимателям (откупщикам). Откупщики заключали с государством контракт, регламентировавший порядок продажи ими алкогольных напитков. Откуп являлся традиционным механизмом сбора питейных налогов в России вплоть до введения в 1863 году акцизной системы.
Деятельность купцов Мясниковых в свое время была широко известна за пределами Ростова и Ростовского уезда Ярославской губернии, откуда происходили их предки. Вышедший из крестьян Федор Борисович Мясников поначалу числился мясником и скупал по деревням скот; но «умом и энергией, начав с небольшой мясной торговли, кончил откупами и золотыми приисками, оставив своим внукам миллионное состояние, сделав затем их дворянами»[6].
Имена семейства Мясниковых связаны и с историей челябинской благотворительности. В 1832 году купец Никита Федорович Мясников, а затем в 1834 году его отец Федор Борисович и старший брат Иван Федорович по приглашению штаб-лекаря Василия Жуковского приняли «благодетельное участие» в строительстве в Челябинске богадельни и городской больницы, пожертвовав первый пятьсот, а оставшиеся двое — триста и тысячу рублей соответственно[7]. К 1835 году, благодаря в том числе и значительному вкладу рода Мясниковых, богоугодные заведения были построены.
Примечания
[1] ОГАЧО. Ф. И-15. Оп. 1. Д. 393. Л. 1 об. — 2.
[2] Новожеев Р. В. «Кольцевики» Александра I. URL: https://www.monetnik.ru/obuchenie/numizmatika/monety-koltseviki/ (дата обращения: 23.06.2025).
[3] ОГАЧО. Ф. И-15. Оп. 1. Д. 393. Л. 1 об.
[4] Там же.
[5] Там же. Л. 2.
[6] Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии: историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда. М., 1885. С. 465.
[7] ОГАЧО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1161. Л. 29–29 об., 183–183 об.