В экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала в разделе истории православия находится интересный комплекс экспонатов, относящихся к великопостному священническому облачению начала ХХ века. В него входят фелонь (риза), пояс, поручи и епитрахиль — части богослужебной одежды священнослужителя. На то, что это облачение надевалось во время Великого поста, указывает его цвет — черный. Это цвет поста и покаяния в богослужебной символике, использовался в великопостные будни.
Великопостные пояс и поручи священника. Начало ХХ века
Великий пост — период литургического года продолжительностью шесть недель, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. В связи с тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Традиции Великого поста в христианской церкви сформировались к IV веку нашей эры. Из Византии они были перенесены и в жизнь Русской православной церкви.
Интересные моменты из священнического великопостного служения столетней давности можно узнать из заметки священника, опубликованной в «Оренбургских епархиальных ведомостях» в 1912 году (№ 5–6, неофициальная часть, с. 131–133):
«Приближается великий пост — время самое трудное в деятельности священника, так как в это время кроме отправления довольно продолжительных богослужений иереям приходится допустить к исповеди и св. причастию мирян, которых в первой половине поста всегда бывает много. Такое скопление мирян в означенное время находится в прямой зависимости от неравномерного говения (подготовка к причащению — от автора) их в этом посту.
Прежде всего прихожан сельских церквей отговеть в первой половине поста побуждает желание воспользоваться удобными, неиспорченными розливом весенней воды, дорогами. …Кроме того, рабочий крестьянский люд говеет в первые седмицы поста, желая воспользоваться свободным временем, так как со второй половины поста крестьяне постепенно готовятся к предстоящим весенним полевым работам.
В силу указанных причин молящихся в первой половине поста бывает очень много. В это время приходится священнику поисповедовать по 500–600 лиц обоего пола в каждую седмицу. …Особенно трудной является суббота, на литургии которой преподается мирянам св. причастие. В тех приходах… где нет диакона, там священнику по субботам бывает очень тяжело, так как левая рука, держащая сосуд, сильно устает, иногда до такой степени, что не ощущает в руке чаши, и сопровождается нередко болезненными явлениями (в глазах темнеет, появляется головокружение), которые могут послужить причиной нежелательного и опасного явление (пролитие св. таин)…
Для облегчения иереев… дозволялось во время великого поста пользоваться особыми столиками. Столики эти должны быть устроены на крепких, устойчивых ножках, высотою доходить по грудь священника и покрываться парчевою одеждою, а сверху шелковым платом. При причащении мирян столики выносятся и ставятся на амвон, вблизи Царских врат. На этот столик священник ставит сосуд, поддерживая его слегка рукой, и миряне по одному человеку подходят к священнику и, причастившись, отходят на свое место. …Столик оказал мне необходимую поддержку, так как я мог в субботы первых седмиц, без особого утомления, причастить по 500 человек обоего пола».
Вот какие необычные для современного времени проблемы беспокоили священников во время великопостных богослужений сто лет назад. Изменились традиции в отношении частоты причащения православного населения, другими стали условия жизни. Исторические источники и артефакты помогают современному человеку понять повседневность прошлого, сравнить современную жизнь и ее проблемы с тем, что волновало людей прошлого.