В 2022 году исполнится 130 лет с начала строительства Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали. К этому юбилею Государственный исторический музей Южного Урала подготовил цикл публикаций, в которых речь пойдёт о людях, чьими трудами создавалась магистраль, о событиях, происходивших на протяжении прошлого века на железной дороге, протянувшейся на 1418 км от Челябинска до Оби. Предлагаем вашему вниманию первую публикацию.
Перрон вокзала на ст. Петропавловск Омской железной дороги, 1950-е годы. Из личной коллекции
Перрон вокзала на станции Петропавловск в своё время, а именно с конца 1930-х, был невероятно знаменит на всей Транссибирской магистрали. А всё потому, что ни на Запад, ни на Восток от Петропавловска во всей огромной стране не было ничего подобного. Станция была украшена необыкновенной фигурной зеленью. Творцом этого зелёного чуда был художник-садовод-декоратор и по совместительству железнодорожник Василий Герасимович Осипов.
В. Г. Осипов, 1956 год. Из личной коллекции
На железную дорогу Василий Осипов пришёл уже в зрелом возрасте, ближе к сорока годам, а до этого момента жизнь его складывалась непросто. Отец его ещё в конце XIX века в поисках лучшей доли перевёз семью из Оренбуржья в Северный Казахстан. Жили сначала в деревне, где, как сам он написал в автобиографии, учился в сельской школе «три коротких зимы», но после неурожайных 1900 и 1901 годов перебрались в Петропавловск1. Первое ремесло Василия – слесарь по кровельному железу (делали в мастерской тазы и вёдра и сдавали в магазин). Позже он два года учился живописи и даже ездил в Самару, мечтая стать художником. Но вскоре пришлось возвратиться домой из-за нехватки средств. В революционный 1917 год у большого семейства Осиповых сгорел дом, и Василий вместе с братьями и отцом был вынужден снова переехать в деревню. Здесь он работал в прокатном пункте, сдавая в аренду крестьянам сельскохозяйственные машины, занимался агрономической наукой, участвовал в районных сельхозвыставках. Однако, в 1921 году в его селе вспыхнуло крестьянское восстание, и Василий оказался мобилизован на написание знамён для повстанческой армии.
После ликвидации восстания Осипова арестовывает Акмолгубчека и приговаривает к двум годам принудительных работ. После скорой амнистии недолгое время пришлось поработать с чекистами – на оформлении клуба. Прожив на селе ещё пять лет, в 1927 году Василий Осипов с женой и тремя сыновьями окончательно перебирается в Петропавловск. Следующие несколько лет он работал как живописец-декоратор, не столько оформляя интерьеры, сколько занимаясь, по-современному говоря, ландшафтным дизайном. В 1938 году происходит важнейшее событие в творческой биографии Василия Герасимовича. Начальник петропавловского вокзала П. И. Пархоменко приглашает Осипова на должность садовода-художника. Пархоменко попросил его так озеленить территорию, чтобы петропавловский вокзал стал лучшим среди всех вокзалов страны. Этим делом и занимался Василий Герасимович, отдавая все силы, до 1957 года.
Эскиз одного из проектов В.Г. Осипова, 1948 год. Из личной коллекции
Начал садовод-художник с того, что нарисовал этюд: вокзал, утопающий в зелени. Действительность же абсолютно не соответствовала придуманной автором картине. Наяву тогда пыль стояла столбом возле вокзала – ни кустика, ни деревца. Но у Василия Герасимовича хватило воображения изменить облик станции Петропавловск, используя идею формовой обработки деревьев, выработав её приёмы, отвечающие условиям Северного Казахстана. Например, чтобы имитировать другие породы деревьев – кипарис, пальму, он применял металлические опоры, кольца, обручи. А из широкого, но невысокого куста жёлтой акации сформировал вазу. Для этого стволы куста с мелкой порослью стягивал верёвкой или проволокой, далее подстригал мелкие побеги, не вошедшие в форму, и так, шаг за шагом, «выстраивал» различные очертания крон: шары, параллелепипеды, пирамиды, арки и т. д.
В 1945 году на перроне вокзала была оборудована электрифицированная вращающаяся клумба-ваза высотой около 5 метров. Она была установлена перед бассейном, свешивающиеся с неё плети растений отражались в воде. Вращающаяся клумба-ваза зимой легко превращалась в новогоднюю ёлку, да ещё и с замысловатой подсветкой.
Перрон вокзала на ст. Петропавловск Омской железной дороги, 1950-е годы. Из личной коллекции
Пассажиры, проезжая Петропавловск, в любое время суток высыпали на перрон, любовались его сказочной зелёной архитектурой. Василия Осипова не раз приглашали на работу в Главный ботанический сад в Москву и в Омск (напомним: до 1961 года ст. Петропавловск входила в состав Омской железной дороги), но он остался верен родному городу. Его наградили Золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Им была издана брошюра «Об обмене опытом декоративного озеленения».
По рассказам племянницы В. Г. Осипова, «дядя просыпался с первыми лучами солнца и отправлялся на работу в сквер. Там, где-то в глубине между деревьями и кустами ходил пожилой невысокий человек в кирзовых сапогах, потёртом чёрном кителе. Он держал в руках тяжёлые садовые ножницы и как-то странно, вроде бы с ленцой, вёл себя: отстрижет веточку – отойдёт, опустит ножницы, зайдёт с другой стороны, подумает. Обойдёт дерево вокруг и снова отстрижет веточку»2.
Перрон вокзала на ст. Петропавловск Омской железной дороги, 1950-е годы. Из личной коллекции
Описание зелёного фигурного чуда, созданного Василием Осиповым на перроне петропавловского вокзала, попало в очерк писателя Владимира Чивилихина «В тени деревьев»: «… Проезжая железной сибирской дорогой, с нетерпением ждал я Петропавловска. У вокзала там – после пустых зауральских земель – было что-то вроде рая. Вяз мелколистый, кизильник и другие неизвестные мне кустарники представали кубическими, пирамидальными, яйцевидными, ромбическими образованиями, сгруппированные в радостные по общему тону сочетания. Этот скромный, продуманный в мельчайших деталях скверик нёс на себе светлую печаль любви, терпения и трудолюбия, мне всегда хотелось сойти с поезда, разыскать и поблагодарить за праздничное впечатление человека, который всё это затеял и осуществил»3.
Декоративное оформление вокзала Петропавловска в то время было самым лучшим в Союзе. Об этом писали газеты и говорили люди. Вот, например, необычная запись в книге отзывов за 1957 год: «По прибытию на ст. Петропавловск меня прежде всего привлекло изумительное зрелище – декоративное оформление перрона. Просмотрев книгу предложений, моему взору представилось много лестных отзывов о работе на благо трудящихся садовника ст. Петропавловск. Среди отзывов встречаются разные. Пишут воины Советской Армии, пишут офицеры и просто пассажиры. Но я не встретил ни одного отзыва, который бы писал человек моего общества. Дело в том, что я бродяга – в полном смысле этого слова. Я объездил буквально весь Советский Союз, но ни на одном вокзале не встречал подобного. Виноградов»4.
Перрон вокзала на ст. Петропавловск Омской железной дороги, 1950-е годы. Из личной коллекции
После ухода на пенсию и до своей смерти в 1972 году Василий Герасимович Осипов продолжал заниматься озеленением скверов и парков Петропавловска, консультировал вокзалы Москвы, Омска, Ишима, Алма-Аты, Челябинска. В музее великолепного ботанического сада Петропавловска (к слову, в следующем году сад отметит своё 110-летие) бережно хранится память о В. Г. Осипове. Его наследие не обойдено вниманием и местным краеведческим музеем, который, пользуясь случаем, мы благодарим за предоставленные материалы.
До наших дней на станции Петропавловск, к счастью, сохранилось старинное здание вокзала, отданное под багажное отделение, рядом с которым соседствует недавно реконструированный вокзал из стекла и бетона. А вот об ушедшем великолепии могут рассказать лишь старожилы города и тысячи фотографий, разбросанных по всему бывшему Союзу, хранящиеся в семейных архивах благодарных пассажиров тех далёких лет.
Е. А. Казаков,
заместитель директора
Примечания