В преддверии сезона летних отпусков хочется обратиться к теме развития туризма в Уральском регионе на рубеже XIX и XX столетий, охарактеризовать наиболее популярные виды отдыха и маршруты того времени. Возможно, для кого-то из наших современников этот материал окажется полезен и послужит своеобразным путеводителем при изучении родного края.
Термин «туризм» происходит от французского tour, что в переводе означает «прогулка», «поездка». Под туризмом понимают деятельность человека в некоммерческих целях, связанную с временной переменой места жительства. К понятию «туризм» относят также такие виды времяпрепровождения, как охота, сбор грибов, ягод и пр., рыболовство, участие в походах, экскурсиях, различного рода спортивных мероприятиях.
Традиционно история Урала ассоциируется с отечественной промышленностью, однако это не всегда обосновано. Население нашего края в начале ХХ века жило обычной жизнью, пыталось сделать ее лучше и благоустроенней. Люди не только трудились, занимались общественной деятельностью, но и отдыхали, интересовались миром вокруг них. Туризм и отдых как часть образа жизни в этот период были характерны для особых групп общества, прежде всего для интеллигенции. Учителя, духовенство, врачи, мелкие торговцы, чиновники, а также купцы и дворяне составляли основной контингент отдыхающих на Урале1. Для отдыха же российской элиты Урал в то время был не очень популярным местом. Представители элиты стремились преимущественно на Кавказ или в Крым. Но само местное общество, жители региона, их нравы и образ жизни уже начинали вызывать любопытство у приезжающих.
Интерес к Уралу как к туристическому объекту возник с пуском в конце XIX века Самаро-Златоустовской, а затем и Транссибирской железных дорог, которые обеспечили доступность этих территорий для туристов. Благодаря строительству железных дорог Урал «открывался» не только и не столько для жителей других регионов, сколько для самих уральцев. «В настоящее время путешествие по Уралу не сопряжено с какими-либо трудностями, так как значительную часть края можно объехать по железным дорогам»,— говорилось в изданной в 1917 году в Петрограде справочной книге «Урал Северный, Средний, Южный»2. Из крупных городов типа Перми, Екатеринбурга, Уфы и Оренбурга ходили так называемые «дачные» поезда. Благодаря большой протяженности железных дорог даже до самого отдаленного пункта Среднего и Южного Урала можно было добраться быстрее и дешевле, чем раньше. К началу XX века на Урале сложились экономические предпосылки к возникновению туризма.
Железнодорожное сообщение было не единственным путем, которым путешественники могли попасть на Урал. Сюда можно было добраться и по рекам: из Европейской России — по Волге, Каме, Белой, Уфе; из Сибири — по Оби и Иртышу. По ним совершались и ежедневные пароходные рейсы. Так, от Кунгура до Перми путь занимал 15 часов, а стоимость билета составляла от 1 до 2,5 рубля в зависимости от класса каюты3.
«Урал — вот край, редкий, почти единственный в России по красоте природы и богатству ее и разнообразию, край, который только ожидает к себе туристов, чтобы дать им неисчислимые наслаждения, чтобы доставить им редкие удовольствия и показать, насколько богата, насколько очаровательна, насколько разнообразна его природа. В этом отношении он может решительно удовлетворить всякого туриста,— будь то ученый-путешественник, исследователь с геологическим молотком, ботанической папкой, энтомологическим сачком, будь то художник с кистью и альбомом, будь то писатель с записной книжкой и карандашом, будь то коммерсант, делец, изучающий экономическое положение России, будь то просто любитель природы, свободный человек, которого интересует его богатая, разнообразная, обширная Родина, который любит Россию…»,— так писал об Урале этнограф, писатель и журналист К. Д. Носилов в предисловии к уже упомянутой книге «Урал Северный, Средний, Южный»4.
С конца XIX века по инициативе известного журналиста и краеведа В. А. Весновского для туристов, интересующихся достопримечательностями края, издавались книги и статьи справочного содержания: «Путеводитель по Уралу» (1899), «Путеводитель по курортам Урала» (1902), «Спутник туриста по Уралу» (1902), «Весь Екатеринбург» (1903), «Иллюстрированный путеводитель по Уралу» (1904), «Весь Челябинск и его окрестности» (1909), «Вверх по Каме» (1913), «Минеральные источники в Пермской губернии» (1914), «Исторические памятники в Пермской губернии» (1915), «Целебные силы Урала» (1916), «По Западно-Уральской железной дороге» (1916) и др. Все наиболее известные работы Виктора Александровича написаны в жанре справочника-путеводителя для путешественника.
В начале XX столетия туризм становится одной из популярных форм активного отдыха жителей Южного Урала, об этом свидетельствуют мемуары акцизного чиновника К. Н. Теплоухова5. Все эти и многие другие источники дают нам возможность сделать вывод, что на рубеже XIX–XX веков на Урале были популярны следующие виды отдыха: экскурсионный туризм, курортное лечение (кумысо- и водолечение), а также дачный отдых.
Широко распространены были в начале XX века экскурсии по уральским рекам: Чусовой, Вишере, Белой, Исети, Уралу. Они совершались как на обычных лодках, так и на моторных — специальных катерах. Любителям пеших экскурсий предлагалось отправляться в путешествие по заранее составленному маршруту в сопровождении опытного гида.
Вот описание одного из характерных экскурсионных маршрутов начала прошлого столетия: «Отъезд из Екатеринбурга по Челябинской линии. В Кыштыме осмотр завода, памятника императору Александру II, заводского музея, восхождение на гору Сугомак и спуск в Сугомакскую пещеру (в 6 вер[стах] от завода). Все это займет дня два. Из Кыштыма по заводской железной дороге до Карабашского медного завода — 45 верст. Отсюда пешком на гору Юрму — в 12–15 вер[ст] от завода. Высота горы 3234 фута над морем. Подъем и спуск с горы займет целый день. С Юрмы есть прямая тропа на гору Таганай, до которого не более 12 верст. Чтобы не заблудиться в горах, лучше всего в Карабаше взять лесообъездчика, знающего эту тропу. Таганай — высокая (564 саж[ени]), многоглавая гора, одна из самых красивых на Урале и усерднее других посещаемая туристами. На Таганае сделать восхождение на “Откликной гребень” и “Круглицу”, лежащую в 3 верстах от первой вершины. Спуск с горы делать в долину р. Киалим на Верхне-Киалимские угольные печи, от которых идет единственная прямая и сухая дорога по хребту до города Златоуста. Всей дороги 24–25 верст. В Златоусте осмотр памятника императору Александру II, заводского арсенала — очень интересного и обширного, памятника-часовни на отроге горы Уреньги, различных заводских и кустарных производств, в том числе выделки клинков, столовых ножей и вилок. Вся экскурсия займет 8 дней»6. Немало интересных мест было и в окрестностях Екатеринбурга: «Окрестности Екатеринбурга для туриста представляют чрезвычайно много любопытного и поучительного. Здесь можно ознакомиться как с природой Урала, так и с его горной промышленностью, с нравами и обычаями населения7.
Вообще, как писал в предисловии к своему «Иллюстрированному путеводителю по Уралу» Виктор Весновский, «центром тяжести всех путешествий по Уралу является “столица Урала” — Екатеринбург. Поэтому город этот и принят в “Путеводителе” за средоточие, к которому как бы направляются все течения…»8 Если путешественник вдруг решил задержаться в самом городе и ознакомиться с достопримечательностями, к его услугам были различного рода гостиницы: «В городе имеется много хороших и удобных меблированных комнат и номеров. Наиболее комфортабельно устроенными и спокойными считаются номера “Пале-Рояль”, “Американская гостиница”. <…> Для желающих остаться подольше в Екатеринбурге можно подыскать комнату в частном доме помесячно. Они сдаются от 12 до 25 рублей в месяц. Стол от 10 до 20 рублей»9. В том же путеводителе приводится и перечень мест, где туристы смогли бы перекусить. Есть здесь, например, сведения и такого рода: «Немецкий ресторан. Немецкая кухня. Пиво. Говорят по-немецки. Удобен для иностранцев»10.
В начале XX века появились первые туристические кружки. Так, например, один из них возник при Челябинском обществе потребителей рабочих и служащих. Туризм использовался в учебном процессе как форма расширения кругозора и приобретения специальных знаний учащимися. Широко были распространены образовательные экскурсии учеников вместе с преподавателями. Так, весной 1909 года челябинская газета «Голос Приуралья» писала: «Группа реалистов старших классов выехала в Екатеринбург для осмотра достопримечательностей города. Экскурсантов сопровождают: директор и инспектор училища, законоучитель и помощник классных наставников»11. Всего в этой экскурсии приняли участие 16 человек, преимущественно это были учащиеся шестого класса. Как позже писала та же газета, они «ехали по удешевленному тарифу; железная дорога любезно предоставила в распоряжение экскурсантов отдельный вагон, как в первую половину пути, так и обратно. Поездка обошлась всего только по четыре руб[ля] с небольшим на человека»12. Познавательная роль таких экскурсий была высоко оценена на государственном уровне, поэтому еще в 1899 году Департамент железных дорог ввел бесплатный летний проезд для учеников и учениц низших учебных заведений в сопровождении воспитателей на расстояние не более 50 верст. Подрастающее поколение, даже дети из семей с самым скромным достатком, имели возможность ознакомиться со своей малой родиной.
Одной из главных природных достопримечательностей, притягивавших туристов, был Таганай. Один из путеводителей пишет следующее: «Главный интерес для туристов представляют окрестности Златоуста с его роскошными горными видами, высокими и оригинальными горами с их каменными россыпями, и совершенно своеобразной растительностью. Эта часть справедливо называется “Уральским Тиролем” и “Русской Швейцарией”»13. Ученый В. О. Клер, путешествовавший по Южному Уралу и разработавший подробные экскурсионные маршруты, в 1905 году отмечал: «Одной из самых интересных экскурсий на Урале является, несомненно, поездка на гору Таганай и Александровскую сопку. Обе горы известны по названию кому угодно»14.
В 1909 году одну из таких поездок в своих мемуарах подробно описал К. Н. Теплоухов: «…дошли до избушки у Белого ключа,— место остановки для всех, посещающих Таганай. <…> Избушка стоит на очень пологом склоне; сзади круто поднимается один из отрогов Б[ольшого] Таганая, спереди — в нескольких шагах — большой — «Белый» ключ с прозрачной, как хрусталь, холодной водой; кругом места бывших костров; дальше довольно крутой спуск в долину, отделяющую М[алый] Таганай. <…> На другой день — 15 июня — встали рано, так как решили побывать на высшей точке Б[ольшого] Таганая — Круглой сопке или проще — Круглице — 4000 ф[утов] или 577 саж[ен]. Таганай — по-башкирски — «подставка луны» — по географии делится на 3 части — Большой, Средний и Малый; — все они, конечно, есть, но для туристов Средний и Малый не интересны, сравнительно с массивными утесами Большого, с Откликным гребнем, с Круглицей»15.
Разговор о развитии туризма на Урале в конце XIX — начале XX века мы продолжим в следующей публикации.
Примечания
1. Кусков С. А. Туризм и отдых на Урале в начале ХХ века (1898–1919) // Исторические чтения. Вып. 10. Челябинск, 2007. С. 51.
2. Урал Северный, Средний, Южный : справ. кн. / сост. Ф. П. Доброхотов, с участием В. А. Весновского, В. С. Зыбина. Петроград, 1917. С. 608.
3. Весновский В. А. Путеводитель по курортам Урала. Екатеринбург, 1902. С. 165–166.
4. рал Северный, Средний, Южный. С. 16.
5. Константинъ Теплоуховъ. Удивительное жизнеописание акцизного чиновника и человека в его мемуарах, рассказах и фотографиях. 1897–1924 гг. Челябинск, 2015 ;
Теплоухов К. Н. Путешествия по Уралу: рассказы. Челябинск, 2017.
6. Урал Северный, Средний, Южный. С. 616–617.
7. Весновский В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург, 1904. С. 265–266.
8. Там же. Предисловие (без пагинации).
9. Путеводитель по Екатеринбургу и его окрестностям. Екатеринбург, 1914. С. 37.
11. Экскурсия // Голос Приуралья. 1909. 4 апр.
12. Ученическая экскурсия // Голос Приуралья. 1909. 7 апр.
13. Весновский В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. С. 339.
14. Легенды и были Таганая / сост. А. В. Козлов. Златоуст, 2005. С. 77.
15. Теплоухов К. Н. Челябинские хроники: 1899–1924 годы. Челябинск, 2001. С. 164.