Таково неофициальное имя южно-уральской столицы – города Челябинска в годы Великой Отечественной
войны. Сюда было эвакуировано несколько крупных заводов, вместе с Челябинским тракторным
образовавшие мощное предприятие по производству танков. В мирное время основным изделием ЧТЗ были
тракторы, удельный вес военной продукции составлял 13,1%. С началом войны перед ЧТЗ встала задача
наладить массовое производство тяжелых танков КВ («Клим Ворошилов»). С 1 июля цехи и участки,
занятые выпуском деталей к КВ, перешли на 11-часовой рабочий день. Но людей не хватало, не было
качественного металла, броневого листа, материалов для мощных моторов. Производство танков росло
медленно.
Перелом наступил осенью 1941 года. С октября на ЧТЗ стали прибывать работники и оборудование
эвакуированных Ленинградского Кировского, Харьковских дизельмоторного и станкостроительного заводов,
Московских заводов «Динамо», «Красный пролетарий» и шлифовальных станков. Так появился танковый
гигант — Челябинский Кировский завод. В здании городского универмага разместился Наркомат танковой
промышленности СССР. В ноябре 1941 года тракторное производство в Челябинске было прекращено.
В кратчайшие сроки смонтировано около шести тысяч станков для моторного производства, в
недостроенном корпусе установлено оборудование для изготовления танковых деталей, расширен сборочный
цех. Организация танкового производства потребовала усилий от многих предприятий. Металлурги
Магнитки и Златоуста поставляли надежный броневой лист и высококачественный металл,
станкостроительный завод — корпуса и башни, угольщики Копейска и энергетики Челябинска снабжали
танковый гигант электроэнергией. Переход на конвейерную сборку снизил трудоемкость монтажа танков
почти втрое.
Перевод танкостроения на массово-поточные методы, осуществленный в невероятно сжатые сроки, позволил
резко увеличить выпуск танков. В 1942 году их было выпущено в семь раз больше, чем в 1941-м, а в
1943 году выпуск увеличился в десять раз. При этом себестоимость танка уменьшилась в два раза.
Ситуация на фронте диктовала необходимость не только наращивания количества выпускаемых боевых
машин, но и улучшения их тактико-технических параметров.
В июле 1942 года Госкомитет обороны поставил перед челябинскими танкостроителями задачу параллельно
с улучшением тяжелых танков КВ освоить выпуск средних танков Т-34. Благодаря самоотверженной работе
заводчан уже через 34 дня с конвейера сошли первые серийные «тридцатьчетверки». В первый же год их
было выпущено более тысячи. На базе танка КВ-1С за 2,5 месяца были запущены в серию
самоходно-артиллерийские установки САУ-152. Вскоре фронту потребовалось большое количество новых
тяжелых машин — танков прорыва. И вновь труженики Танкограда совершили, казалось бы, невозможное: в
1943 году на выпуск танков ИС («Иосиф Сталин») завод перестроился всего за 51 день.
В 1947 году директор Кировского завода И. М. Зальцман писал: «Создание
новых машин во время войны у нас было делом не только одних конструкторов, руководимых Героями
Социалистического Труда Ж. Я. Котиным и Н. Л. Духовым, тт. И. Я. Трашутиным
и М. И. Вихманом. Завод поддерживал тесную связь с фронтовиками, подробно изучая
поведение наших танков в бою. В создании новых машин участвовали конструкторы и инженеры, технологи
и рабочие, руководители завода, которые вносили в новую машину свой опыт производства и эксплуатации
танков».
На Южном Урале появились новые методы работы, широко подхваченные по всей стране. Среди них
знаменитое «агарковское движение». Осенью 1943 года сварщики Челябинского завода транспортного
машиностроения Е. П. Агарков и Ф. Т. Серокуров предложили
объединить бригады сварщиков и монтажников в поток при сборке танковых башен. Это позволяло
сокращать время обработки деталей и высвобождать большое количество работников. Поддерживая этот
почин, на Кировском заводе в 1945 году высвободили 974, а в целом на предприятиях области — 7200
человек. Нарком танковой промышленности В. А. Малышев однажды сказал: «Агарков нам
целый танковый завод подарил».
На заводе работали тысячи женщин, пожилых и подростков. В 1942 году всю страну облетела песня Н. Богословского
и Б. Ласкина «Василий Васильевич». Ее героем был бригадир комсомольско-молодежной бригады
на Кировском заводе в Челябинске В. В. Гусев. По имени-отчеству 18-летнего
паренька называли за трудовые заслуги. Его бригада из 6 человек держала первенство в областном
социалистическом соревновании, в 1944-1945 годах стала победителем и во всесоюзном соревновании. За
годы войны производительность труда в бригаде выросла в 8 раз. В 21 год В. В. Гусев
был награжден орденом Ленина
За годы войны Танкоград произвел 18 тысяч боевых машин (пятую часть всех выпущенных в стране), 48,5
тысячи танковых моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок для
боеприпасов. Здесь было разработано 13 типов машин и шесть видов танковых двигателей. Впервые в
мировой практике серийная сборка тяжелых танков велась конвейерным способом. Вклад в Победу
многотысячного коллектива Танкограда был высоко оценен: 33 раза заводу присуждались переходящие
Красные знамена Госкомитета обороны, два знамени оставлены на вечное хранение; за выдающиеся заслуги
перед Родиной завод был награжден орденом Красной Звезды и орденом Кутузова I степени.