В конце июля 2022 года Челябинск облетела новость: начался снос старых расселенных домов частного сектора на ул. Российской. Спустя некоторое время, когда площадка уже была расчищена, автор публикации посетил это место и при осмотре участка обнаружил присыпанный землей каменный объект круглой формы, внешне напоминавший мельничный жернов. После нескольких манипуляций стал вырисовываться контур гранитного диска диаметром около метра и толщиной 15 сантиметров.
Квартал снесенных домов на ул. Российской. 23 августа 2022 г. Фото автора
О находке незамедлительно было сообщено сотруднику фондов Константину Дружинину, который принял окончательное решение: надо вывозить. Доставили в музей жернов еще 30 августа, очистили и отмыли. Безусловно, он представляет интерес для истории, да и вообще находки подобного рода артефактов в городе случаются нечасто. Но возникает вопрос: как мог оказаться столь массивный камень посреди плотной жилой застройки? Первая мысль, приходящая в голову — это часть мельницы, однако нет никаких сведений о ее местонахождении в данном районе.
Жернов после расчистки на месте обнаружения. 23 августа 2022 г. Фото автора
Чтобы прояснить ситуацию, обращаемся к истории квартала и архивным документам. Начать нужно издалека, аж с 1881 года, когда смежное с участком обнаружения дворовое место на ул. Ильинской (теперь Красноармейская) приобрел в собственность мещанин Василий Карпович Федотов1. Известно, что Федотовы были выходцами из старообрядчества, а один из представителей этой семьи даже состоял председателем местной общины староверов2. С 1888 года в описании состава построек В. К. Федотова появляется «синильня из воздушного кирпича, крытая железом»3. Синильня — это мастерская по окрашиванию пряжи или ткани в синий цвет. Обычно она представляла собой небольшое здание, в котором устанавливались чаны, над ними устраивался деревянный обруч, поднимающийся и опускающийся через блок или крюк. На обруч по кругу навешивалось сырье и опускалось в растворенную краску несколько раз, а затем все просушивалось на воздухе.
Перечень построек на дворовом месте В. К. Федотова по ул. Ильинской. 1888 г. Из фондов ОГАЧО
Что интересно, отец Василия, Карп Федотович Федотов, имел усадьбу в южной части той же улицы, ближе к Солдатской площади (ныне пл. Павших революционеров). Уже в 1881 году на его участке, помимо прочих построек, учтено «красильное заведение»4. Так что с уверенностью можно говорить, что в XIX веке в Челябинске была целая династия красильщиков Федотовых.
Не будем забывать и тот факт, что в качестве основы для производства красок в прошлом применялись минералы, в частности такие, как известь, гипс и шпат. Перед применением их, естественно, нужно было измолоть, превратив в порошок. И чем мельче он, тем ценнее становился конечный продукт. Для перемола и применялись мельницы. Руководство «Красочно-красильное производство» 1888 года сообщало: «В тех местностях, где добывается земляная краска в громадных количествах и если материал представляет вещество однообразного состава, то, для измельчения его, пользуются точно такими же мельницами, какие употребляются для превращения хлебного зерна в муку, устройство которых известно всем…»5
Постройки, принадлежавшие мещанину В. К. Федотову. 1970-е гг. Из архива автора
Вот и получается, что найденный жернов, вполне вероятно, мог размещаться на той самой синильне Василия Федотова. Вскоре после прохождения через Челябинск железной дороги содержать подобное производство стало невыгодно из-за высокой конкуренции с крупными производителями тканей. В 1904 году участок с постройками купил крестьянин Александр Дмитриевич Пчелин6, учительствовавший в городе, а потому едва ли продолживший эксплуатацию красильни. Что интересно, в соседнем с ней доме, как сообщал в 1909 году справочник Виктора Весновского, находилась «модная мастерская» Шихова7. В 1911 году хозяин построек вновь сменился, на этот раз им стал мещанин Иван Александрович Панюков8, но мастерская в описании с этого времени в документах больше вообще не фигурирует, а прежняя синильня называется просто «избой из воздушного кирпича»9.
В советские годы на бывшей усадьбе красильщиков обосновалась заготовительная контора, а синильню приспособили под цех по предварительной разделке мясных туш. Ее руины до сих пор можно обнаружить в глубине старого квартала. И что интересно, переработкой мяса занимались буквально через дорогу — на противоположной стороне улицы с середины 1930-х годов находился колбасный завод10, разместившийся в постройках содержателя производства фруктовых вод В. П. Григорьева. Дом его, кстати, несколько лет назад при строительстве дорожной развязки перенесли на ул. Труда — первый прецедент подобного рода в Челябинске.
Руины синильни на ул. Красноармейской. 25 апреля 2022 г. Фото автора
Вышесказанное является пусть и небольшим, но все же ценным вкладом в копилку знаний о прошлом нашего города. Возможно, в будущем историкам станут известны и другие подробности, определенные результаты могут дать и археологические исследования, которые, надеемся, все же же проведут на месте.
Сотрудник научно-исследовательского отдела музея В. Г. Демаков
1 ОГАЧО. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 152. Л. 129 об.
2 Весновский В. А. Весь Челябинск и его окрестности: карм. справ. Челябинск, 1909. С. 51.
3 ОГАЧО. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 220. Л. 141 об.
5 Коломнин В. П. Красочно-красильное производство: руководство к изготовлению, исследованию и употреблению красок, источник новых открытий по крашению шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных и других тканей во все цвета, равно как и по ситцепечатанию и употреблению анилиновых красок в делах крашения. М., 1888. С. 16.
6 ОГАЧО. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 843. Л. 145 об.
7 Весновский В. А. Указ. соч. С. 109.
8 ОГАЧО. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 1068. Л. 46.
9 Там же. Д. 1096. Л. 177 об. — 178; Д. 1265. Л. 139 об. — 140.
10 Список абонентов Челябинской телефонной сети АТС. Челябинск, 1937. С. 56.