Спичечница из кости мамонта – свидетель развития косторезного ремесла в Якутии
Косторезное ремесло на территории Якутии зародилось ещё в Средние века. Якуты обрабатывали кости домашнего скота и изготавливали костяные наконечники. Исторически сложилось, что территории Крайнего Севера сохранили в толще вечной мерзлоты останки мамонтов, но местные жители не трогали их, ведь кости мамонта считались неприкасаемыми, по старинным поверьям «кости и бивни мамонта принадлежали духу земли «сир иччитэ» и люди не смели забирать его богатство». Изменило ситуацию политика Российского государства по освоению новых территорий, в результате которой, в 1632 году, казак Пётр Бекетов основал на территории Якутии первый русский город Ленский острог, названный позже Якутском. Вхождение Якутии в состав России оказало влияние на её развитие, в том числе на косторезный промысел1.
Со второй половины XVIII века бивни мамонта массово стали экспортироваться из северных окраин Якутии, ведь слоновая кость, а особенно бивни мамонта всегда были дорогими и ценными, как для искателей редкостей, так и для косторезных ремесленников. Параллельно этому процессу, русские купцы привозили разнообразные изделия из кости: мелкие вещицы, шкатулки холмогорских мастеров XVIII- начала XIX в., ставшие образцами для якутских ремесленников. Имея опыт резьбы по дереву и гравировки по серебру, а также готовые примеры, умельцы не копировали их, а годами вырабатывали свою технологию обработки кости и стилистику декора. Связано это было, в том числе с ограниченным инструментарием, вырезались изделия без использования токарного станка, вручную. Это оказало влияние на внешний вид предметов, они были не такие нарядные, как аналоги, были весьма массивными и строгими. Со временем прикладное искусство якутов в этом направлении стало декоративнее и эстетичнее.
На рубеже XIX-XX вв. характер косторезного ремесла в Якутии меняется. Связано это социально-экономическими и политическими событиями, в результате которых снизилась потребность в художественно оформленных изделиях, их стали меньше заказывать2. Во избежание убытков, якутские косторезы стали продавать на рынках небольшие бытовые предметы с невысокими художественными качествами, но не менее ценные в утилитарном смысле. Одним из таких предметов были спичечницы. Такая спичечница, которая, вероятно, была изготовлена именно в тот период, хранится в фондах нашего музея.
Якутская спичечница. Главный вид. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Предмет подарили музею в 1925 году, о чём свидетельствуют учётные документы, сформированные в один из периодов активной работы по комплектованию фондов музея, в том числе в отношении предметов этнографического характера. Спичечница также ценна тем, что поступила в музей и сохранилась до наших дней, в период формирования первой полноценной учётной документации музея, основанной директором музея И.Г. Гороховым. Благодаря заметке в графе легенда, мы знаем, что это именно якутская спичечница из кости мамонта. Доказательством тому, что указанный материал спичечницы правдив, служат описания характеристик кости мамонта в открытых источниках и историко-географические факторы, упомянутые в начале статьи. Мамонтовая кость, как правило, схожа по характеристикам с костью современного слона «на изделии из слоновой кости будут заметны прожилки, напоминающие штрих-код, и перпендикулярные им линию. Слоновая кость всегда идеально гладкая и ровная, она глянцевая, с желтоватым оттенком, может быть покрыта коричневой патиной»3. Различия у кости слона и кости мамонта, заключаются лишь в том, что мамонтовая кость со временем утратила свою былую сохранность, в связи с естественными процессами разложения костей. Рассмотрев предмет через лупу, описанные свойства материала подтвердились.
Что касается общего внешнего описания костяной спичечницы, то она имеет форму обратного усечённого конуса и восьмигранную поверхность, одна грань с вертикальными бороздками и расширенной верхней частью, квадратной верхней плоскостью со сквозным круглым отверстием, в которое вставлен кожаный шнурок, с одной стороны завязанный узлом и с петлёй на другом конце. Внешняя поверхность костяная. Кость полая, внутрь вставлен кусок дерева. Верхняя и нижняя деревянная поверхность спичечницы в форме овала. На верхней плоскости выдолблен прямоугольник, с одного конца которого — сквозное отверстие для спичек. Имеет характерный цвет: слоновой кости, шнурок — тёмно-коричневый.
Якутская спичечница. Детали. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Э.И. Назирова,
специалист по учёту музейных предметов
Примечания
1 Левин М.Г., Потапов Л.П. Народы Сибири: этногр. очерки / под ред.: М.Г.Левина, Л.П.Потапова. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. –122 с.
2 Иванова-Унарова З.И. От ремесла к искусству/ Мат. 1-й региональной конференции «Традиции и современность в искусстве Крайнего Севера и Дальнего Востока. Якутск, 2005. – С. 32-35
3 Как отличить слоновую кость от пластика? .[Электронный ресурс]. URL: https://www.antiquariat.ru/article/57-kak_otlichit_slonovuyu_kost_ot_plastika/. (дата обращения: 14.03.2022)