Загрузка...

«Хлеб — всему голова» — так гласит русская пословица, и не удивительно, на протяжении веков хлеб составлял основу рациона солдата и труженика тыла. Описываемый в статье хлеб связан с военным временем, но рацион солдата он напрямую не затрагивал, он связан с тылом – той основой, которая «подпирала» фронт, снабжая всем необходимым.

Хлеб, каким он должен быть

Еще до войны хлеб играл важную роль в рационе питания советского человека. По утвержденным в 1938 году Наркомпищепромом рецептам, для приготовления обычного «кирпичика» или батона хлеба требовались ржаная или пшеничная мука, соль, вода, небольшое количество дрожжей и растительного масла для смазки форм[1]. Такого хлеба в государственной торговле с конца 1939 года полагалось 2, а затем 1 килограмм в одни руки, однако хлеба не хватало, за ним выстраивались многочисленные очереди. В 1940 году в Челябинском обкоме предлагалось ввести хлебные карточки, предложение было отклонено на самом высшем уровне – И.В. Сталиным[2]. Схожие трудности (нехватка хлеба и вызванные ею перебои в продаже) имели место и в соседней Свердловской области[3].

Довоенный хлеб. Источник: Плотников П. М., Колесников М. Ф. 350 сортов хлебо-булочных изделий

Хлеб, который был

С началом Великой Отечественной войны СССР потерял основные зернопроизводящие районы на западе страны. В целях экономного расходования хлеба и других продовольственных товаров население СССР было поделено на 4 категории, каждой из которых предназначались по карточкам свои нормы снабжения хлебом от 400 до 800 граммов (4). Карточная система охватывала преимущественно городское население, колхозники должны были обеспечивать себя хлебом самостоятельно.

Хлеб, продаваемый по карточкам в годы войны, должен был давать основную массу калорий, являлся основой рациона. Хлеб, дополняемый кашей на воде или «пустым» супом, неоднократно присутствует в воспоминаниях тружеников тыла о питании(5).

Нормы, положенной по карточкам, не хватало. Работавший на Златоустовском заводе металлоконструкций Михаил Петрович Попов вспоминал: «…съест как-то незаметно для себя человек весь хлеб за обедом, а потом ищет, под стол заглядывает, куда делся? Месячного пайка хватало на 12 дней, в лучшем случае – на 15 дней»(6).

И такой хлеб нужно было заслужить, невыполнение норм выработки могло привести к снижению положенной хлебной нормы.(7) Имели место в годы войны проблемы с качеством хлеба, отмеченные, в частности, в Магнитогорске и Челябинске: «Хлеб был черный, непропеченный, сожмешь мякиш в кулачке, а промеж пальчиков – вода», «хлеб сырой», «давать его больным невозможно без ущерба их здоровью».(8)

Местных ресурсов Челябинской области было недостаточно для обеспечения охваченного карточной системой населения хлебом, не удавалось закрыть разрыв между потребностью и «наличными фондами» с помощью завоза из других регионов страны. (9)

Хлеб экономили, экономили и граждане, экономило и государство. С осени 1942 года по весну 1943 года для работников, получающих 800 и более граммов хлеба, 100 граммов последнего заменялись картофелем в соотношении 1 к 4. Совет Народных Комиссаров СССР 15 ноября 1943 года издал постановление № 1263-379с «Об экономии в расходовании хлеба». Этим постановлением разрешалось при изготовлении муки для хлебопечения использовать до 25-30 % ячменя, овса и проса. Были сокращены нормы отпуска хлеба на 50 – 200 граммов в зависимости от категории снабжения и места работы.(10) 

Приоритетным при экономии хлеба, выдаваемого по карточкам, было снабжение горожан, для работников в сельской местности предусматривалась замена при выпекании хлеба части муки картофелем. Снабжение сельской местности по остаточному принципу после городов, выражалось и в возможности решением сельских райисполкомов уменьшать нормы рабочим и служащим, членам их семей. Минимальная норма для иждивенцев и детей в сельской местности устанавливалась в 200 граммов.(11)

Продовольственная карточка. 1943 год. Изображение из фондов ГИМЮУ

На селе положение с хлебом было сложнее, чем в городах и рабочих посёлках, охваченных карточным снабжением. Снизившаяся урожайность, засуха 1943 года, необходимость выполнения государственных заданий по сдаче хлеба приводила к тому, что количество зерна на оплату трудодней сократилось. В 1942 – 1944 гг. по расчётам оренбургского исследователя Р.Р. Хисамутдиновой средняя оплата трудодня колхозникам Челябинской области составляла от 180 до 590 граммов зерновых против 1,16 (1941), 1,37 (1945) килограммов.(12)

При пересчете на муку в зависимости от качества помола, выход был меньше, а при выпечке из муки хлеба, наоборот, вес прибавлялся. Стоит отметить, что максимальное обязательное количество трудодней на колхозника исчислялось 120 в год.(13) Среднее значение не отражает всей картины, но ярко показывает тенденцию значительного сокращения оплаты труда. Реальное начисление зерновых в колхозах могло отличаться от среднего значения как в большую, так и меньшую сторону, в зависимости от количества отработанных трудодней и возможностей колхозов. Уроженец Еткуля Виктор Александрович Гладышев вспоминал, что в 1942 году «селянам полагалось сто граммов пшеницы за каждый трудодень».(14)

 О том, что «хлеба не давали до 1944 года», сохранились воспоминания Зинаиды Никифоровны Лукиной из деревни Феклино Красноармейского района.(15)

Нехватка еды заставляла обращаться к суррогатам. В 1942-1944 гг. на Урале при выпечке хлеба сельские жители использовали мякину, различные травы, корни. Нередко в пищу шли крапива, щавель, лебеда, свекольный лист, широко использовались отруби, жмых, желуди. Наглядную картину дал в мемуарах челябинец Р. Панюков, посетивший летом 1944 года деревню Терикуль Красноармейского района: «Иногда пекли «хлеб», хлебом этот продукт нельзя было назвать, поэтому и беру его в кавычки. Готовили его так: мелко рубили лебеду, иногда добавлялась свекольная ботва, самую малость муки. Выпекали маленькими колбасками. При разломе темно-зеленая вязкая масса».(16)

Лебеда один из наиболее известных суррогатов, употребляемых в хлебопечении. Своеобразная «классика» голодных лет. Изображение из открытых источников.

Хлеб, от которого умирали

Нехватка продуктов питания заставляла часть тружеников села собирать весной перезимовавшее в поле зерно, при нехватке рабочих рук и техники часть урожая убрать не удавалось. В сборнике воспоминаний детей войны, повествуется что «ранней весной, как только с полей сходил снег, шли собирать перезимовавшие колоски пшеницы, иногда ячменя»(17). Перезимовавшие зерна таили в себе смертельную опасность. Весной 1943 года в Челябинскую область вернулась болезнь, прежде привлекавшая к себе внимание в 1930-х. По первым симптомам похожий на ангину недуг, характеризовался болями в горле, высокой температурой, резким снижением белых кровяных телец в крови, некрозами в зеве и полости рта, кровохарканием. Смертность по обобщенным данным колебалась от 17% до 50% (18). Болезнь убивала очень быстро. Из-за первичных симптомов болезнь получила название «септической ангины», впоследствии было дано более точное название — алиментарно-токсическая алейкия. Причиной болезни было употребление в пищу перезимовавшего зерна, накопившего в себе значительную часть микотоксинов (продуктов жизнедеятельности плесневых грибов, паразитировавших на зерновых). Микотоксины не разрушались при термической обработке. Приготовленный из перезимовавшей муки хлеб «убивал». Пик заболеваемости был достигнут весной 1944 года. В борьбе с болезнью государство выделяло лекарства (сульфидин и стрептоцид) в зависимости от тяжести ситуации с заболеванием. По 200 килограммов лекарств ушло в Казахстан, по 125 в Чкаловскую область, ТАССР и БАССР, по 50 килограммов получила Челябинская область (19). Септическая ангина была спутником голодных лет.

Хлеб, которым наешься

В 1945 году нехватка хлеба стала ощущаться менее остро – урожайность зерновых культур в колхозах оказалась на уровне 1940 года, в совхозах  превзошла его (20).

Благодаря хорошему урожаю и смягчившейся государственной политике положение с зерновыми и хлебом начало улучшаться. Однако, 1946 год принес засуху, которая вместе с государственными мерами по экономии продовольствия, в том числе сокращением доли граждан, охваченных карточным снабжением и увеличением карточных цен на хлеб, вновь создали трудности с доступностью хлеба для населения. В следующем 1947 году СССР отменил карточную систему и перешел к единым ценам на продовольственные товары. Для Челябинской области цена за килограмм хлеба устанавливалась в 3 рубля за ржаной и от 4.40 до 7 рублей за пшеничный в зависимости от сорта(21).

Хлебного изобилия на второй год после войны не наступило, на смену карточкам вернулись нормы отпуска в одни руки – 2 килограмма печеного хлеба(22). Хлеб в 1947 году, как и в довоенной рецептуре должен был включать в себя ржаную или пшеничную муку, дрожжи, соль, растительное масло и ничего лишнего (23). Таким хлебом можно было наесться.

1. Плотников П. М., Колесников М. Ф. 350 сортов хлебо-булочных изделий : Рецептура и способ приготовления . М.: Пищепромиздат, 1940. С. 57-58.;

Сборник рецептур на хлебобулочные изделия // Национальная электронная библиотека URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_006019635?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 21.05.2025)

2. Кусков, С. А.  Цены военного времени / С. А. Кусков // Объединенный государственный архив Челябинской области URL: https://archive74.ru/tseny-voennogo-vremeni?ysclid=mauu3h8mgt382014081 (дата обращения: 19.05.2025).

3. Осокина Е.А. Кризис снабжения 1939—1941 гг. в письмах советских людей // Вопросы истории. 1996. №1. С. 8-9, 11-12, 16.

4. Р.Р. Хисамутдинова, Е.В. Алантьева Отмена карточной системы и переход к свободной

торговле на Южном Урале после окончания  Великой Отечественной войны // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otmena-kartochnoy-sistemy-i-perehod-k-svobodnoy-torgovle-na-yuzhnom-urale-posle-okonchaniya-velikoy-otechestvennoy-voyny/viewer (дата обращения: 21.05.2025).

5. Воспоминание о родном заводе// Попов Л.А. Бойцы вспоминают. Серия 13. Труженики тыла. Челябинск: Челябинский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, 2012. С. 19.;

О былом // Попов Л.А. Бойцы вспоминают. Серия 13. Труженики тыла. Челябинск: Челябинский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, 2012. С. 41.

Солдаты тыла // Попов Л.А. Бойцы вспоминают. Серия 13. Труженики тыла. Челябинск: Челябинский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, 2012. С. 50.;

Павленко Г.К., Павленко В.Д. Продовольственное обеспечение и общественное питание населения Челябинской области : 1941 — 1945 гг. // Проблемы российской истории. Сборник статей. Вып. 5. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2005.  С. 145.;

Катаев Б.С. Повседневность и война : челябинский дневник 1941, 1943, 1944. СПб: Издательский дом «ПервоГрад», 2016. С. 176.

6. Павленко Г.К., Павленко В.Д. Продовольственное обеспечение и общественное питание населения Челябинской области. С. 145.

7. Шмыров, Б. Д. Нормы и меры по улучшению продовольственного снабжения трудмобилизованных Средне-Азиатского военного округа на предприятиях Челябинской области в 1943—1944 гг. // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв. : материалы XI Всероссийской научной конференции. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2013. С. 281.;

Жизнь, отданная стройке // Попов Л.А. Бойцы вспоминают. Серия 13. Труженики тыла. Челябинск: Челябинский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, 2012. С. 35.

8. Потемкина М.Н., Гаврилькова К.Е. Как питались те, кто ковал победу над врагом: пищевые практики горожан советского тыла (на примере г. Магнитогорска) / М.Н. Потемкина, К.Е. Гаврилькова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-pitalis-te-kto-koval-pobedu-nad-vragom-pischevye-praktiki-gorozhan-sovetskogo-tyla-na-primere-g-magnitogorska/viewer (дата обращения: 19.05.2025).

Шмыров, Б. Д. Нормы и меры по улучшению продовольственного снабжения трудмобилизованных Средне-Азиатского военного округа на предприятиях Челябинской области в 1943—1944 гг. С. 280.

9.  ОГАЧО Ф.П-288. Оп. 8. Д. 380. Л. 68.; ОГАЧО Ф.П-288. Оп. 7. Д. 39. Л. 33-34.;

10. ОГАЧО Ф.П-288. Оп. 8. Д. 7. Л. 33-34.

11. Палецких, Н. П. Обеспечение уральского населения хлебом во время войны: нормы и реалии // Урал в 1941-1945 годах: экономика и культура военного времени (К 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне): материалы регионального научного семинара.  Челябинск: Челябинский государственный университет, 2005. С. 154-155.

12. Хисамутдинова, Р. Р. Сельское хозяйство Урала в годы Великой Отечественной войны. Малоизвестные страницы. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002. С. 298.

13. О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. № 508. // Электронная библиотека исторических документов URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/226762 (дата обращения: 19.05.2025).

14. Память сердца // Попов Л.А. Бойцы вспоминают. Серия 14. Дети войны. Челябинск: Челябинский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, 2012.  С. 22.

15. Лукина Зинаида Никифоровна // Филиппов, Э.В. Питание в годы Великой Отечественной войны. Челябинск: Министерство экономического развития Челябинской области, 2005. С. 241.

16.  Воспоминания Роберта Александровича Панюкова / отв. сост. Ю. В. Краснова // От первого лица. Дневники, письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020.  С. 276.

17. Цит. по: Потемкина М.Н., Гаврилькова К.Е. Как питались те, кто ковал победу над врагом.

18. Хисамутдинова, Р. Р. Сельское хозяйство Урала в годы Великой Отечественной войны. С. 187.

19. Хисамутдинова, Р. Р. Сельское хозяйство Урала в годы Великой Отечественной войны. С. 202.

20. Хисамутдинова, Р. Р. Сельское хозяйство Урала в годы Великой Отечественной войны. С. 266 – 267.

21. Приказ № 550 Министерства торговли СССР 14.12.1947г. // Челябинский рабочий. 1947. 15 декабря.

22. Справка с выпиской из Постановления Совета министров СССР от 14 декабря 1947 года № 3867 «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки» // Литвек URL: https://litvek.com/br/390971?p=40&ysclid=maxkaidtc070735310 (дата обращения: 19.05.2025).

23. Сборник рецептур на хлебобулочные изделия // Национальная электронная библиотека URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_006019635?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 21.05.2025)

Другие статьи

Все статьи