Загрузка...
7774

Об этом челябинском семействе до последнего времени практически ничего не было известно. Только узкому кругу краеведов что-то говорит имя Владимира Ивановича Тишечкина. Он известен как фотограф и фоторепортер газеты «Челябинский рабочий» в 1930-е годы. Однако ни в одном из печатных изданий о нем нет никаких сведений. Но иногда так бывает, что стоит только найти нужную «ниточку» и потянуть за нее, как клубок начинает постепенно распутываться.

Такой «ниточкой» оказалась фотография семьи Тишечкиных, хранящаяся в домашнем архиве одного из челябинских краеведов. Снимок сделан около 1912 года в фотоателье В.Н. Попова. Располагалось оно по ул. Уфимской (ныне ул. Кирова), № 31, в доме Ивана Евстигнеевича Фотеева. Всего на фото запечатлены десять человек – двое взрослых и восемь детей. В первом ряду (слева направо): Владимир, Иван Иванович (отец), Глафира, Вера, Петр на руках у Елизаветы Ивановны (мать), Мария. Стоят во втором ряду: Алексей, Анастасия и Клавдия.

Ris_1.jpg

Второй неожиданной зацепкой стала появившаяся информация, что в Челябинске проживает Наталья Владимировна Тишечкина – одна из родственников этой семьи. Нам удалось поговорить с ней. Правда, собеседница оказалась не прямым потомком, эта фамилия у нее по мужу – сыну Петра Ивановича Тишечкина, за которого она вышла замуж в 1958 году. По словам Натальи Владимировны, до революции Тишечкины жили в районе железнодорожного вокзала, по роду деятельности глава семейства, Иван Иванович, был ремесленником (кузнецом или шорником), а мать, Елизавета Ивановна, домохозяйкой. Детей в семье было много, это подтверждает и приведенный выше групповой снимок.

Удалось узнать, что Владимир Иванович Тишечкин родился в 1908 году, в конце 1920-х годов увлекся фотографией, а позже стал снимать профессионально и уже в 30-х он стал фоторепортером газеты «Челябинский рабочий». Одни из самых ранних его фоторабот, хранящиеся сегодня в фондах Государственного исторического музея Южного Урала, – это фотонегативы 1928–1929 годов: «Памятник на татарском кладбище за элеватором», «Мраморный карьер на правом берегу реки Миасс», «Челябинский элеватор», «Подготовка площадки для тракторного завода» и пр. С 1933 по 1937 г. Владимир входил в состав краеведческого кружка при челябинском музее. Еще до войны он уехал в Свердловск, где также был фотокорреспондентом одной из газет, в июне 1941 года призван в ряды Красной армии. Служил в 20-й Оршанской артиллерийской дивизии прорыва Резерва Верховного Главнокомандования, был в звании старшего лейтенанта. Воевал на Брянском, 2-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и Ленинградских фронтах. Из наград удостоился ордена Красной Звезды, который ему вручили в мае 1945 года. В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации сохранился наградной лист
1
. Также В. И. Тишечкин был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Умер и похоронен в Свердловске в 1950-х гг.

У Владимира был младший брат Петр (на снимке он на руках у мамы, еще совсем маленький), родился около 1912 года, умер в декабре 1979-го. Он так же, как и старший брат, какое-то время был фотокорреспондентом «Челябинского рабочего». В годы Отечественной войны заведовал фотолабораторией Челябинского тракторного завода, снимал танки на полигоне.

Еще один брат Владимира, Анатолий Иванович, родился в 1916 году. В ноябре 1941 года его призвали в армию, в звании сержанта он был командиром расчета взвода противотанковых ружей. Приказом от 9 июля 1944 г. по 52-му стрелковому полку 176-й стрелковой дивизии Карельского фронта награжден медалью «За боевые заслуги» с такой формулировкой: «в бою 23 июня 1944 года, выдвинувшись на фланг, огнем из противотанкового ружья поддержал наступающих стрелков, обеспечив им быстрое продвижение вперед»
2
. Погиб 1 августа 1944 г. В донесении о безвозвратных потерях личного состава удалось обнаружить домашний адрес семьи Тишечкиных: Челябинск, ул. Керосинная, дом № 3
3
. Сегодня это улица Евтеева, расположенная в Советском районе.

Теперь о наследниках и наследии семьи Тишечкиных. В телефонном разговоре Наталья Владимировна не раз произнесла фразу: «Все, все уже умерли, никого из родственников не осталось». С фотографическим наследием тоже случилась беда: несколько лет назад чемоданы со стеклянными негативами и фотографиями были утеряны, как и старые книги из семейной библиотеки. В настоящее время в коллекции Государственного исторического музея Южного Урала хранится лишь малая часть стеклянных негативов Владимира Ивановича Тишечкина, которые он, очевидно, сделал по заказу директора музея, Ивана Гавриловича Горохова, в конце 1920-х – первой половине 1930-х годов.

В заключение отметим, что данная публикация – это, по сути, первая и пока единственная попытка сохранить в истории память о семье Тишечкиных.


 

Примечания:

 

1. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 5662. Л. 304.

2. Там же. Оп. 686044. Д. 4280. Л. 109 (об).

3. Там же. Ф. 58. Оп. 18002. Д. 830. Л. 12 (об).

Другие статьи

Все статьи