В преддверии рождественских праздников Государственный исторический музей Южного Урала предлагает задуматься о том, какую роль они могут сыграть в жизни человека. Наверное, любой христианин может рассказать о своем «особенном Рождестве», повлиявшем на его жизнь. Так случилось и с Феодором Дамиановичем Соколовым (1866–1913). Необычна и интересна история этого православного священника, несшего подвиг своего служения на Южном Урале более столетия назад.
Он окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию. В 24-летнем возрасте епископом Оренбургским и Уральским Макарием (Троицким) был рукоположен в священники. Согласно записям епископа в архиерейских отчетах по епархии, отец Феодор был человеком редких дарований и способностей, прекрасно владел казахским языком, знал религиозные воззрения, нравы и обычаи казахов. Епископ назначил молодого батюшку законоучителем Кустанайских начальных городских училищ, ему также были поручены миссионерские разъезды по Тургайской области с целью посещения русских переселенцев и чтения проповедей казахам на их родном языке1.
С декабря 1890 года начались ежегодные миссионерские поездки отца Феодора Соколова по русским и казахским поселениям Тургайской области. Первую поездку он совершил в конце 1890 года, во время Рождественских святок. По сообщению С. Рыбакова, опубликовавшего в «Церковных ведомостях» в 1897 году статью «Миссия в Тургайской области», в ходе этой поездки было заложено основание миссионерского стана в Кустанайском уезде Тургайской области.
Поездка отца Феодора Соколова в 1890 году по русским селениям и казахским аулам была трудной и опасной для здоровья и жизни молодого священника — это был первый опыт миссионерской работы в степи, и пришлась она на декабрь и январь, когда в казахских степях «лежат глубокие, непроездные снега, стоят жесткие морозы и дуют страшные бураны, и метелицы метут на необъятном просторе снежных равнин. Все живое исчезает: или погибает от буранов и морозов, или прячется в землю, — больше прятаться некуда…»2
В Рождественский сочельник отец Феодор Соколов по поручению преосвященного Макария (Троицкого) выехал в степь, чтобы встретить Рождество Христово и Святки с русскими переселенцами, проживавшими в казахских аулах, а также для чтения проповедей казахам на их родном языке. Миссионер столкнулся с фактом, что многие дети русских переселенцев не носили крестиков; иногда обучением детей занимался мулла, который приобщал их к мусульманской традиции. Многие из русских, проживавших в степи, вообще забыли о необходимости празднования Рождества. У отца Федора состоялись беседы и с казахами, причем выяснилось их часто превратное, искаженное представление о христианстве. Вернувшись в Кустанай, священник выразил уверенность в необходимости миссионерских поездок по степи до тех пор, пока у русских переселенцев не появятся свои храмы и священники.
С 1890 по 1894 год иерей Феодор Соколов совершал поездки по казахским степям, посещая русских переселенцев и заезжая в казахские аулы. По словам преосвященного Макария (Троицкого), отец Федор проявил особое старание в деле обращения казахов в православие. Его подробный отчет о миссионерских поездках по Тургайской области в 1892–1894 годах был напечатан в «Оренбургских епархиальных ведомостях»3.
По мнению современных исследователей церковной истории, деятельность отца Феодора Соколова ускорила открытие православной миссии в Тургайской области и определила ее более широкую цель: не только христианизация казахов, но и укрепление религиозно-нравственного состояния русских переселенцев.
Такова одна из рождественских историй, рассказывающая, как Рождество Христово послужило началу важного дела не только в жизни отдельного человека, но и в истории всей Оренбургской епархии.
Примечания
1. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10579. Л. 44 ; Меркурьев К. Памяти Кустанайского окружного противомусульманского миссионера протоиерея Феодора Дамиановича Соколова // Оренбург. епарх. вед. 1913. № 35. Неофиц. ч. С. 660.
2. Рыбаков С. Миссия в Тургайской области // Церков. вед. 1897. № 2.
3. Соколов Ф. Православный миссионер в киргизских аулах Тургайской области // Оренбург. епарх. вед. 1894. № 8. Неофиц. ч. С. 276–283 ; № 9. Неофиц. ч. С. 298–308 ; № 10. Неофиц. ч. С. 330–337 ; № 11. Неофиц. ч. С. 371–379 ; 1895. № 20. Неофиц. ч. С. 616–626 ; № 21. Неофиц. ч. С. 737–747 ; № 23. Неофиц. ч. С. 737–747 ; № 24. Неофиц. ч. С. 775–781 ; 1896. № 1. Неофиц. ч. С. 7–13 ; № 3. Неофиц. ч. С. 71–78 ; № 5. Неофиц. ч. С. 148–153 ; № 8. Неофиц. ч. С. 229–233.