Загрузка...

Оружие, особенно древнее, всегда привлекает внимание посетителей музея и специалистов. Оно иллюстрирует развитие военного дела в обществе: на протяжении всей истории человечества все самые передовые технологии и самая оптимальная организация производства в первую очередь сосредоточиваются в производстве оружия (война — двигатель прогресса).

Одна из жемчужин экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала — железный кинжал V века до н. э. (рис. 1). Он был найден в насыпи кургана у села Котлик Пластовского района Челябинской области и передан в дар нашему музею в 1983 году.

Кинжал (от арабскогоخنجر, ханджар) — это колющее оружие рукопашного боя с обоюдоострым коротким клинком. Длина кинжала обычно не превышает 40 сантиметров.

Кинжал из кургана у села Котлик ученые датируют V веком до н. э. (следовательно, кинжалу 2600 лет) и относят его к скифо-сарматской культуре, то есть к культуре, которую создали кочевники-сарматы.

Сарматы (вторая половина VI век до н. э.— I век н. э.) — собирательное название, данное древнегреческими, а затем и древнеримскими историками и географами различным ираноязычным племенам, первоначально обитавшим к востоку от Дона, а позднее занявшим обширные степные районы от Южного Зауралья до Дуная. Сарматы являлись частью обширного кочевого мира, освоившего в раннем железном веке (I тысячелетие до н. э.— начало I тысячелетия н. э.) евразийские степи.

Рис. 1. Кинжал из кургана Котлик до реставрации

Кинжалы сарматского типа появились в VII веке до н. э. и стали массово использоваться в VI–IV веках до н. э. Кинжалом воевали сарматские воины-аристократы, что запечатлено на произведениях искусства (рис. 2).

Характерной особенностью мечей и кинжалов сарматской эпохи является наличие металлического навершия. Это верхушка («головка») на окончании рукояти, своеобразный ограничитель, помогавший воину более прочно охватить рукоять ладонью. Навершие часто выковывали вместе с клинком и рукоятью из одной металлической заготовки.

Рис. 2. Золотой гребень из кургана Солоха, раскопанного в 1913 году Н. И. Веселовским в Приднепровье. IV в. до н. э. Золото. Государственный Эрмитаж. В правой руке пешего воина — кинжал.

Рукоять кинжала из села Котлик украшает навершие, выполненное в виде пары голов ушастых грифонов с загнутыми вниз клювами. Круглые уши слегка выступают из головы (рис. 3).

Рукоять короткая, рубчатая, с тремя валиками с одной стороны и двумя валиками, разделенными широким желобком,— с другой. Перекрестие бабочковидное (перекрестие предохраняло ладонь воина при фехтовании от повреждения и помогало крепче держать клинок). Клинок ромбический в сечении, с параллельными лезвиями, то есть кинжал обоюдоострый. Длина кинжала 39,0 сантиметра, ширина — 2,6 сантиметра.

Надо отметить, что всего кинжалов сарматского типа в Челябинской области в настоящее время известно меньше десятка.

Музейные предметы, как и люди, могут недомогать, болеть. Реставратор, как врач, регулярно осматривает своих «пациентов» — музейные экспонаты, то есть проводит осмотр предметов. По результатам таких осмотров некоторые предметы направляются на реставрацию.

На «состояние здоровья» предметов (сохранность) влияют физические и химические факторы. Под их воздействием предметы деформируются, ломаются, разрушаются. Для изделий из металла главной «болезнью» является коррозия.

Слово «коррозия» происходит от латинского corrodo — «грызу» (позднелатинское corrosio означает «разъедание»). Коррозия — это разрушение металлов и сплавов вследствие химического взаимодействия с окружающей средой. Надо отметить, что коррозия — естественный процесс. Выплавляя металл из руды, мы переводим его из естественного состояния руды в неестественное состояние металла. Все время своего существования в неестественном состоянии металл будет стремиться перейти в естественное. Все металлические предметы стремятся к минерализации.

Рис. 3. Рукоять кинжала из кургана Котлик. Прорисовка Н. Н. Бойко

Минерализация — это коррозионный процесс, в результате которого идет постепенная замена металла его соединениями. Начинается он с появления тонкой оксидной пленки на поверхности предмета и продолжается, пока весь оставшийся металл не заменится продуктами коррозии, то есть пока предмет не окажется полностью минерализован — металл превратится в «руду» (рис. 4).

Коррозию нельзя остановить полностью, ибо все вокруг стремится к энтропии (смерти, разрушению). Мы можем лишь уменьшить скорость или изменить ход коррозионного процесса при создании благоприятных условий хранения экспоната и при необходимости назначить «лечение», то есть направить предмет на реставрацию, в результате которой процесс коррозии значительно замедлится.

Рис. 4. Фрагмент железного меча. Почвенная коррозия. Полная минерализация.

При осмотре кинжала из кургана у села Котлик были выявлены признаки активных коррозийных процессов. Поверхность клинка покрывали бурые бугристые наросты, в кавернах содержались рыжие порошкообразные образования. Поверхность клинка потемнела (рис. 5, а, б).

Такие изменения — следствие взаимодействия железа с внешней средой (атмосфера, газы, химические вещества, содержащиеся в почве — ведь кинжал был извлечен из земли). Взаимодействие железной поверхности кинжала с кислородом вызвало ее потемнение (она покрылась оксидной пленкой), а реакция железа с солями хлоридов привела к высыпанию на поверхности и в кавернах порошкообразных образований. Другие минеральные образования железа образовали бугристые наросты красно-коричневого, коричневого и рыжего цвета.

Рис. 5. Фрагменты кинжала из кургана Котлик с коррозийными образованиями (до реставрации).
Рис. 6. Кинжал из кургана Котлик после реставрации

Другие статьи

Все статьи