В фонд Челябинского областного краеведческого музея (ныне Государственный исторический музей Южного Урала) 18 мая 1968 года поступила «сахарница из китайского фарфора» от Веры Евгеньевны Швейкиной. Со слов Веры Евгеньевны в акте записано, что «сахарница из китайского фарфора» куплена на одной из ярмарок на Южном Урале и бытовала в семье Швейкиных. На дне предмета клеймо с иероглифами, вдавленное в тесто. По клейму предмет атрибутирован не был.
Атрибуция
Нами была предпринята попытка атрибуции предмета по клейму с иероглифами, которая тоже ни к чему не привела. Затем мы попытались атрибутировать предмет через стилистические решения. Первый запрос был по изображению журавлей на вазах, относящихся к китайской керамике. Однако, ничего подобного найдено не было. В связи со стилистикой изображения (как бы тушью) было выдвинуто предположение, что предмет все же японского происхождения. И действительно, нами были обнаружены предметы в сходной стилистике с идентичными рельефными журавлями, которые определены автором интернет-ресурса[i] как деревенская керамика Банко.
Мы еще раз обратились к отечественным и зарубежным каталогам марок и клейм. В каталоге «Pottery and porcelain»[ii] обнаружено клеймо мастерской Банко, идентичное клейму нашего предмета (рис. 1). Но оставалось еще много вопросов.
[i] Деревенская керамика Банко [Электронный ресурс]. UPL: https://all-japan.livejournal.com/356072.html (дата обращения: 17.09.2024. 17:06).
[ii] Hooper W. H, Phillips W. C. A manual of marks on pottery and porcelain. New-York : The Macmillan company, 1898. P. 219.
Небольшой экскурс в историю производства керамики Банко
(Йоккаити Банко-яки)
На сегодняшний день производство керамики Банко не исчезло. Местом изготовления Банко-яки являются два города — Йоккаити и Комоно. В них насчитывается более 100 печей для обжига. Центром распространения является «Кайкан Банко-но-сато». Нам удалось найти официальный сайт предприятия, а также опубликованную книгу «Банко Гранма» Таданари Мицуоке об истории производства керамики Банко, изданную в 1979 году. Информация на сайте и сама книга на японском языке, но, к счастью, в наш век технологий с помощью телефона можно сделать автоперевод на русский язык (хоть и не очень качественный)[i].
Нам стало известно, что Банко-яки[ii] зародился в середине эпохи Эдо[iii], когда богатый купец из Куваны Нуманами Родзан открыл печь для обжига в современном Обукэ (Асахи-те, префектура Миэ). Он был чайным мастером, с ранних лет посвятившим себя чайной церемонии. Чтобы его работы оставались неизменными, Родзан нанес на них клеймо «Банко» (или «Банко Фуэки»), что означало «превосходная керамика, которая будет процветать вечно». Таково было происхождение названия изделий Банко. Керамические изделия Банко эпохи Эдо называют «Старой Банко». У Родзана не оказалось преемников, поэтому после его смерти производство керамики Банко (Банко-яки) на некоторое время прекратило свое существование.
[i] Вся информация об истории производства керамики Банко-яки взята с официального сайта ныне действующего производства керамики Банко-яки Йоккаити https://bankonosato.jp/wp/en/ (дата обращения: 17.09.2024. 14:50).
[ii] В контексте керамического производства слово «яки» означает «запеченный» (в печи) под воздействием больших температур (в это слово вкладывается целая философия).
[iii] Эпоха Эдо длилась с 1600 по 1868 г.
Возрождение Банко-яки произошло примерно через полвека. Братья Юсэцу Мори и Сеншу вновь открыли печь в эпоху Мэйдзи[i]. В этот период Банко-яки начинает производить керамические изделия с использованием сложносоставных деревянных форм (рис. 2)[ii], на которые наносилось заранее подготовленное тонкое глиняное полотно. Такое полотно изготавливалось в плоских деревянных формах, проложенных тканью или бумагой.
Именно благодаря такой форме и была изготовлена наша керамическая банка, на поверхности которой местами встречаются отпечатки пальцев самого мастера (рис. 3). Внутри предмета есть вертикально расположенные радиальные затеки от стыков сложносоставной деревянной формы (рис. 4).
[i] Эпоха Мэйдзи длилась с 1868 по 1912 гг.
[ii] Изображение взято с https://bankonosato.jp/wp/en/.
Из чего изготовлена керамическая банка Банко-яки?
Материал керамической банки с крышкой очень необычен. Для глины он очень плотный, твердый и тонкостенный, похожий на бисквит, но светло-серого цвета.
Мы снова обратились к истории производства керамики Банко-яки и выяснили, что большинство изделий изготовлено из белой глины. Белую глину для изготовления керамики Банко-яки добывали на горе Мэя в Комуки (Асахи-те). За последние два десятилетия эпохи Мэйдзи залежи глины истощились, а красная глина не подходила для изготовления в деревянных формах (но поспособствовала изготовлению керамических изделий новым способом — рокуро — на гончарном круге!). Позже сырье, подобное белой глине, было обнаружено на горах Тарусака и Хацу. Серовато-белая глина, с сильной адгезией и низким содержанием железа, происходила из округа Хацу и придавала керамическим изделиям исключительную твердость при небольшой толщине стенок.
Таким, образом, мы можем утверждать, что это тонкостенная керамика, а не бисквит или фаянс.
Когда была изготовлена наша керамическая банка Банко-яки?
Изучив историю производства керамики Банко-яки, мы с уверенностью можем сказать, что в период активной деятельности Матасукэ Кавамура впервые в производстве Банко-яки появилась женщина художник-керамист Томонао Хори. Она была ориентирована на экспорт и изо всех сил пыталась разрабатывать и производить изделия для зарубежных рынков. Открыв филиалы Банко-яки в Нагое (1879 г.) и в Йокогаме (1886 г.) для расширения продаж, Томонао создала уникальный для Японии дизайн и заняла лидирующие позиции в экспорте Йоккаити Банко-яки. Это и керамические банки, заварочные чайники, изделия с крышками. Среди изделий с уникальным дизайном одним из самых известных является глиняный сосуд в форме перепела (Рис.5)[8], где мы видим таких же рельефных журавлей, что и на нашей керамической банке. И конечно же, хочется сказать немного больше о журавлях.
В эпоху Мэйдзи, когда разные производства Банко-яки объединились в Торгово-промышленную палату керамики Банко, был период расцвета художественной школы Маруяма Сидзе. Однажды один из владельцев печей Банко-яки Тюдзаэмон Яманака пригласил бродячего художника, наиболее распространенный сюжет картин которого был журавль. Так живописец школы Сидзе появился в Йокаити Банко-яки. (Рис.6)[9] На сайте современного производства керамики Банко, подобные изделия датируются эпохой Мэйдзи (1868-1912 гг.).
Таким образом, наша керамическая банка с крышкой была произведена в период с 1868 по 1912 годы.
[8] Изображение взято с https://all-japan.livejournal.com/356072.html точка доступа: 17.09.2024 17:06
[9] Изображение взято с https://bankonosato.jp/wp/en/
Как керамическая банка Банко-яки оказалась в России?
Известно, что оптовую торговлю в 1876 году наладил Матасукэ Кавамура через порт Йоккаити. В 1885 году им была учреждена Торгово-промышленная палата керамики Банко-яки, которая стала называться Йоккаити Банко-яки. Именно он стремился экспортировать посуду Банко за рубеж. Часто ездил в Йокогаму и Кобе, чтобы изучить зарубежные рынки. Продавал в порту Йоккаити керамику Банко-яки иностранцам.
Наша керамическая банка с крышкой могла попасть в Россию не ранее 1876 года и не позднее 1912 года. Вероятнее всего, перед тем, как попасть на уральский рынок, предмет проделал долгий путь. Возможно, до революции он был приобретен состоятельным человеком, а затем в тяжелое время продан. В период Тайсэ[i] производство Банко-яки Йоккаити перешло на другое сырье и начало использовать другие технологии, а в 1930-е годы изготовление старых форм Банко-яки и вовсе было прекращено и более к традиционным технологиям не возвращалось.
[i] Период Тайсэ длился с 1912 по 1926 г.
Реставрация керамической банки с крышкой Банко-яки Йоккаити
На реставрацию предмет был взят в июле 2024 года. Описание было следующим: «Сахарница с рельефом «журавли» и имитацией шнура с бантом. Китай. Фаянс, эмаль, люстр, надглазурная роспись. 7,5×9,0 см, диаметр дна — 6,4 см. Тулово сахарницы шаровидной формы. Верхний край в виде собранной ткани, перевязанной двойным рельефным шнурком с бантами, на концах которых с двух сторон — кисточки. Дно слегка вогнутое, с рельефом в виде складок и круглой пуговицы в центре. Декор: четыре летящих и один стоящий (рельефных) журавля; кусты. Цветовое решение: серый, белый, черный, зеленый, красный, бежевый. Фон — серый. На донце в тесте — овал с иероглифами».
До реставрации предмет имел общее загрязнение и загрязнение в местах сколов и в трещинах. Имел следы от прежней реставрации. Крышка была расколота на две части, ¼ часть крышки утрачена. Ручка крышки, вероятнее всего, не оригинальная(?), ранее была приклеена к крышке на цементирующее вещество, но отклеилась. По поверхности крышки следы прежней реставрации в виде наростов бурого и зеленовато-серого цвета, потертости краски и люстра на банте, часть банта утрачена. Сахарница имеет трещины по дну, один фрагмент подвижен. Почти половина складчатого края венчика утрачена, один фрагмент венчика отдельно. Потертости люстра(?) по краю венчика и на кистях двух бантов. По внутренней глазурованной части крышки и сахарницы мелкий цек (рис. 7).
В процессе реставрации предмет был очищен от общих загрязнений. Загрязненные трещины и места сколов очищены и осветлены. Трещина с подвижным элементом была укреплена реставрационным клеем. Склеены два фрагмента крышки, подклеена часть складки венчика к керамической банке. Утраты складок венчика и ¼ часть крышки восполнены гипсом (рис. 8). Затем гипсовые восполнения были мастикованы и тонированы. После всех процессов реставрации к крышке подклеена ручка (рис. 9).
Оригинальная ручка крышки или нет?
Изначально, мы думали, что хваток у крышки не оригинальный, так как из найденных аналогий становится ясным, что наша ручка крышки не типичная для данной формы изделия с подобными декоративными приемами. (Рис.10) [i]
[i] Изображения для коллажа взяты из https://ru.pinterest.com/ideas/
Оригинальна ли ручка крышки или нет?
Изначально мы думали, что хваток у крышки не оригинальный, так как из найденных аналогий становится ясным, что наша ручка крышки не типичная для данной формы изделия с подобными декоративными приемами (рис. 10)[i].
[i] Изображения для коллажа взяты из https://ru.pinterest.com/ideas/.
Но при очистке ручки и крышки от двух видов мастик (бурого и серого цветов), а также от клея темно-коричневого цвета было обнаружено место соединения с крышкой. На ручке также обнаружены три штриха белой глазури, которые совпадают с расходящимися лучами белой глазури на крышке (рис. 11). Это значит, что ручка в момент нанесения орнамента на крышку была прикреплена к крышке на стадии производства до обжига предмета в муфельной печи. А значит, ручка на крышке нашей керамической банки оригинальная.
Мы обнаружили керамические изделия Банко-яки, выполненные в технике подобной той, в которой была изготовлена ручка крышки нашей керамической банки. Эта формовка производилась из так называемой «мраморной» массы, а именно — из смеси двух глин (рис. 12)[i].
[i] Изображение взято с https://pin.it/7ltBBdV8q.
В качестве выводов
Подводя итоги, можно смело сказать, что в процессе реставрации мы не только вернули предмету экспозиционный вид, но и провели полноценную научно-изыскательную работу. Нам удалось:
- найти и изучить историю предприятия, где был создан предмет;
- атрибутировать предмет;
- установить время изготовления предмета;
- уточнить материал, из которого он был изготовлен;
- установить художественную школу, которой придерживались художники-керамисты, расписывая этот предмет;
- узнать способ и технику изготовления предмета.