Согласно реконструкции среды обитания человека на Южном Урале в ледниковое время (период формирования культурного слоя Игнатьевской пещеры), проведенной специалистами из Института экологии растений и животных УрО РАН под руководством Николая Георгиевича Смирнова, было установлено, что для фауны региона были характерны такие виды крупных животных, как лошадь, северный олень, бизон, сайга (или сайгак), заяц, пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог и песец. Часть живших в то время животных была изображена в Игнатьевской пещере: мамонты, лошади, бык, носорогоподобное существо и животное с туловищем, напоминающим верблюда. Также в ней были найдены останки млекопитающих соответствующего периода: кости лошади, северного оленя, сайги, бизона, пещерного медведя, шерстистого носорога и других.
В коллекции Государственного исторического музея Южного Урала представлено несколько обитателей территории Челябинской области того времени. Одним из них является пещерный медведь (Ursus spelaeus).
Пещерный медведь — это крупное млекопитающее размером до 2,7–3,5 м и весом около 500 кг. Судя по стачиваемости зубов, в основном травоядное. Животное медлительное и не столь агрессивное, как бурый медведь: нападало на других животных только в случаях сильного голода.
Скелет большого пещерного медведя. Реконструкция
В последнюю ледниковую эпоху существовало по крайней мере два вида пещерных медведей: большой и малый. Малый медведь по размерам больше походил на современного бурого медведя средней величины (120–150 кг живого веса), но он был еще более растительнояден и менее подвижен, чем его гигантский собрат.
Род пещерных медведей постепенно вымирал и совсем угас в период расцвета пещерной живописи — 15–20 тысяч лет назад. Причин для вымирания было несколько: борьба с человечеством за пещеры и жизнь (был главным предметом охоты неандертальского человека (Номо Primigenius), «пещерные» болезни (скелеты этих зверей носят следы рахита, ревматизма и других артритов, неизменных спутников сырости и мрака: искривленные суставы, сросшиеся позвонки, костные опухоли и наросты, деформированные челюсти) и недоедание (отсутствие еды в пещерах и наличие болезней делало из пещерного медведя плохого охотника). Немалую роль сыграло и изменение климата, когда сухой холод сменился влажным теплом и многие пещеры затапливались водой от таяния снегов и паводков, становясь ловушками для спящих животных.
В связи с тем, что во многих пещерах Европы встречаются кости пещерных медведей, в некоторых трудах Средневековья их неправильно описывают и изображают как останки драконов. Вероятно, именно находки костей и черепов пещерных медведей породили сказки о драконах, живущих в пещерах.
Возможность зарождения историй о драконах подтверждается большими и уродливыми из-за болезней черепами пещерных медведей. Так, имеющиеся в Историческом музее Южного Урала клыки пещерного медведя достигают 8–9,7 см в длину, а фрагмент нижней челюсти имеет длину 80 см и ширину 12 см. И это только часть челюсти пещерного медведя.
Фрагмент нижней челюсти с тремя зубами и клыком пещерного медведя (поступил в музей в марте 1965 г.) и отдельно клык (поступил в 2014 г.) найдены на окраине города Аши рядом с рекой Сим, на берегу которой и расположена Игнатьевская пещера.
Ю. Ю. Костюкова
научный сотрудник отдела природы
Список литературы:
1. Акимушкин И.И. Исчезнувший мир. М.: Молодая гвардия, 1982.
2. Аугуста Й., Буриан З. По пути развития жизни. Прага: Изд-во «АРТИЯ», 1966.
3. Борисов М. В вымирании пещерных медведей обвинили людей // Троицкий вариант. – 2010. – 31 авг.
4. Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты. Л.: Изд-во «Наука», 1979.
5. Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010.