В нашем музее хранятся лотерейные билеты Автодора. Они являются переданной в музей в 1978 году частью коллекции Ивана Михайловича Киселёва, коллекционера из Усть-Катава.
Мало кто знает, что советский поэт Владимир Маяковский был заядлым автолюбителем и c ноября 1927 года состоял членом общества «Автодор». Поэт упоминал о нем в нескольких своих произведениях. Например, в стихотворении «Стих как бы шофера», а также в пьесах «Клоп» и «Баян».
В 1927 году автолюбителями нашей страны было создано Добровольное общество содействия развитию автомобилизма и улучшению шоссейных дорог СССР, или Автодор. Их секции открывались по всей стране, где обучали не только вождению автомобиля, но и ремонту авто- и мототехники. В целях популяризации автомобильного транспорта они устраивали автопробеги, лекции, митинги. Также ими было проведено пять лотерейных розыгрышей — с 1928 по 1934 год.
Первый Челябинский Окружной съезд Автодора. 1929 г.
По всей стране проводилась агитация по покупке лотерейных билетов. Еще до выхода лотереи в № 6 журнала Автодора «За рулем» было опубликовано стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ одного об одной мечте», посвященное этому событию. Вот его фрагмент:
Мне
с лошадями
трудно тягаться.
Животное
(четыре ноги у которого)!
Однако я хитрый,
купил облигации.
Будет:
жду —
лотерея Автодорова.
Многие отказываются.
Говорят:
«Эти лотереи
оскомину набили».
А я купил
и очень рад,
и размечтался
об автомобиле.
Не рассчитывая на выигрыш, Маяковский обратился в Народный комиссариат внешней и внутренней торговли с просьбой разрешить приобрести автомобиль во Франции. Разрешение было получено 26 сентября 1928 года. «Рено» был доставлен в СССР в декабре 1928 года.
Выпуск Первой автолотереи Автодора состоялся в августе 1928 года. Было разыграно три миллиона билетов номиналом 50 копеек. Призы были очень заманчивыми. Главный приз — легковой автомобиль с содержанием на два года горючим и смазочным материалом, который можно было заменить на трактор. Далее — 20 легковых автомобилей «Форд» и других иностранных компаний, 20 мотоциклов английской фирмы «BSA», 500 мужских и 10 дамских велосипедов, 10 немецких прицепных моторов к лодкам. Также разыгрывались и автомобильные путешествия: Москва — Тифлис продолжительностью 20 дней, Москва — Харьков — Крым на 12 дней, Москва — Ленинград на 6 дней, Москва — Нижний Новгород на 6 дней, Москва — Тула на 3 дня. При этом в стоимость путешествия, кроме расходов на автомобиль, входили суточные, возмещение заработка во время отсутствия на рабочем месте и страховка. Были и более мелкие призы: радиоприемники, специализированная литература, подписки на журналы «За рулем» или «Мотор». По желанию счастливчиков все выигрыши можно было получить деньгами.
Билет Первой автолотереи Автодора, 50 копеек. 1928 г.
Основными покупателями лотереи была заводская молодежь, сельское население и служащие. Передовиками по покупке билетов были Москва и Московская губерния, Костромская, Смоленская и Вятская губернии, Крымская и Карельская АССР. Интерес проявляли жители Белоруссии, Украины и Средней Азии. Меньше всего было куплено билетов в Брянской и Рязанской губерниях. Заводы и предприятия страны отчитывались, сколько процентов от их служащих купили заветный билетик. И именно они получали выговор, если продажи были ниже плана.
Главный приз достался рабочему Б. А. Можарову — слесарю Московского металлургического треста. Свой выигрыш он решил взять деньгами, а это 10 000 рублей. При этом 1000 рублей он потратил, приобретя Третий государственный заем индустриализации Народного хозяйства СССР, а 500 рублей перевел газете «Правда» на постройку танка. Это были большие деньги по меркам того времени: на них можно было купить новенький «Форд».
Рабочий Баской ярославской фабрики «Красный перекоп», выигравший автомобиль «Форд», передал его Ярославскому отделению Автодора. А строитель обувной фабрики «Буревестник» А. Ярош оказался не таким сознательным и оставил автомобиль себе.
В 1930 году состоялся второй розыгрыш. Количество автомобилей «Форд» увеличилось. Но вместо путешествия теперь можно было выиграть лишь глиссер или аэросани, а также комплекты обмундирования для водителя (кожаное пальто, шлем, рукавицы, очки) и другие призы, связанные с автомобилем.
Билет Второй всесоюзной автолотереи Автодора, 50 копеек. 1930 г.
В третьей лотерее Автодора, состоявшейся в 1931 году, разнообразие и количество призов увеличилось. Кроме привычных автомобилей «Форд» и путешествий по СССР, появилась и мечта любого советского ребенка: детский педальный автомобиль. Но многие призы не были связаны с автомобилями: например, предметы одежды, охотничьи ружья, сепараторы, часы-будильники, предметы спорта (коньки, лыжи и др.), детские игрушки.
Билет Третьей всесоюзной автолотереи Автодора, 1 рубль, 1931 г.
А количество автомобилей теперь зависело от того, где проходил розыгрыш. Так, в Ленинграде их разыгрывалось 18, в Москве и Харькове — по 33, в Свердловске — 15, в Иркутске — 4, а в Симферополе — 3.
Четвертая лотерея состоялась в 1933 году. Вновь появились путешествия по СССР и места в домах отдыха. Среди мелких призов были мотоциклы, предметы спорта, одежда и предметы широкого потребления. И все так же количество автомобилей зависело от места розыгрыша.
Билет Четвёртой всесоюзной автолотереи Автодора, 1 рубль, 1933 г.
Розыгрыш пятой лотереи проходил в 1934 году. Количество призов уменьшилось. Вместо мелких призов теперь разыгрывались денежные суммы — по 50 и 100 рублей. Главным призом все так же оставались автомобили.
Билет Пятой всесоюзной автолотереи Автодора, 1 рубль, 1934 г.
В 1935 году Автодор был ликвидирован. Из-за создания автозаводов и возросшего количества автомобилей стране требовалось улучшить качество дорог, увеличить работы по освоению управления автомобилем и по внедрению развития культурного автомобилизма. Общество, по мнению правительства, уже не справлялось с возросшими потребностями рабочих и трудящихся. Часть функций Автодора была передана различным секциям, исполнительным комитетам и Осоавиахиму.