Государственный исторический музей Южного Урала в течение многих лет сотрудничает с музеем-заповедником «Казанский Кремль». В этом году предметы коллекции холодного оружия из фондов нашего музея увидят гости и жители Республики Татарстан в музее Пушечного двора Казанского Кремля. В музее-заповеднике будет представлено одно из уникальных явлений декоративно-прикладного искусства — златоустовская гравюра на стали. В экспозицию войдут 80 предметов, представляющих художественную и историческую ценность, а также произведения гильдии мастеров-оружейников. Посетители смогут увидеть уникальные клинки знаменитого мастера Ивана Бушуева, основателя искусства гравюры на стали.
Иван Николаевич Бушуев (середина 1798 — 23 мая 1835, Златоуст) до 1815 года обучался живописному искусству. 14 декабря 1815 года был принят в заводскую чертежную мастерскую в чине унтер-шихтмейстера 3-го класса. 1 февраля 1818 года переведен в ведение Златоустовской оружейной фабрики и зачислен в группу учеников иностранных мастеров Шафов. Уже через три месяца ученики блестяще выполнили задания на мастерство, 19 работ были отправлены в Департамент горных и соляных дел с припиской, что работы выполнены без помощи учителей.
1 апреля 1819 года Иван Бушуев получил чин унтер-шихтмейстера 2-го класса, 1 мая 1823 года — чин унтер-шихтмейстера 1-го класса и в том же году назначен первым мастером художественного отделения оружейной фабрики. 3 декабря 1824 года за «приготовление украшенного оружия» награжден золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие».
В 1827 году пожалован Государем Императором бриллиантовым перстнем за «приготовление технического кабинета». Работы Ивана Бушуева хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом.
Мастера этого периода старались достигнуть совершенства в изготовлении и украшении клинков, и это им удалось: их изделия считаются шедеврами оружейного искусства.
В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранятся два клинка, украшенные Иваном Николаевичем Бушуевым.
На выставке будет экспонироваться сабля кавалерийская образца 1817 года (Златоустовская оружейная фабрика; Российская империя, Оренбургская губ., Троицкий уезд, Златоустовский завод; 1824 г.; сталь, дерево, металл; фабричное производство, рисовка кистью, травление, гравирование, золочение, синение, деревообработка, полирование, литье).
Травление — вытравка пластины — проводится в местах, не покрытых лаком. Изделие поливается травильным раствором несколько раз, пока не будет достигнута нужная глубина. После окончания травления лак смывается, и изделие вновь тщательно обезжиривается, промывается водой.
Золочение: на изделие лак наносят на те места, которые не нужно золотить. После золочения лак тщательно смывается, изделия обезжириваются.
Синение производится в ваннах. В состав ванн входят два компонента. Раствор нагревается до 380–400 градусов. Время обработки индивидуально для каждого изделия. После получения нужного оттенка изделие погружается в холодную воду.
Никелирование проводится в гальванической ванне. Время выдержки и сила тока зависят от технического задания. После завершения операции изделие промывается в холодной проточной воде, затем в горячей. После никелирования лак не смывается.
Панно декоративное «Иван Бушуев». Автор: А. Г. Шаланов (Златоустовский машиностроительный завод им. В. И. Ленина; СССР, РСФСР, Челябинская обл., г. Златоуст, 1980-е гг.; сталь; рисовка, травление, никелирование, синение, золочение, полировка).
На панно изображен крылатый конь в руках мастера. Крылатого коня впервые начал изображать Иван Бушуев на своих работах в качестве своего автографа. Крылатый конь Пегас в мифологии — символ красоты, позитивной энергии и творческого потенциала.
Панно декоративное «Иванко-Крылатко». Автор: О. В. Аверкин (Златоустовский машиностроительный завод им. В. И. Ленина; СССР, РСФСР, Челябинская обл., г. Златоуст; 1979 г.; сталь; заводское производство, травление, полировка, рисовка, никелирование, золочение, синение).
Народ, конечно, небогатый, а конь да булат у них такие случались, что век не забудешь. Иной раз такой узор старинного мастерства на ноже либо сабле покажут, что по ночам тот узор тебе долго снится.
Подумал-подумал Иванко и вспомнил, как накануне вечером Оксютка шептала:
– Ты уж постарайся, Ваня! Крылышки, что ли, приделай коньку, чтоб он лучше Фуйкина вышел.
Вспомнил это и говорит:
– Э, была не была! Может, так лучше!
Взял да и приделал тем конькам крылышки, и видит — точно, еще лучше к булатному узору рисовка легла. Эту рисовку закрепил и по дедушкиному секрету вызолотил.
Оксюткой дедушко Бушуев крепко доволен был. Всем соседям нахваливал:
– Отменная бабочка издалась. Как пара коньков с Иванком в житье веселенько бегут. Ребят хорошо растят. В одном оплошка. Не принесла Оксютка мне такого правнучка, чтоб сразу крылышки знатко было. Ну, может, принесет еще, а может, у этих ребят крылья отрастут. Как думаете? Не может того быть, чтобы Крылатковы дети без крыльев были. Правда?
Спустя много лет мастера прибегают к изображению великого мастера, стоящего у истоков декоративно-прикладного искусства. Образ Ивана Бушуева изображен на многих работах. Например, его изображение присутствует на изделиях фирмы «Грифон».
Искусство гравюры на стали, несмотря на сложную историю развития, продолжает существовать и развиваться.
На выставке также будут представлены работы современных фирм, которые занимаются украшением холодного оружия и декоративных предметов. Полюбоваться оригинальным и богатым художественным языком авторов на примере их работ смогут жители всего Татарстана. Посетители увидят художественное украшенное оружие и бытовые предметы, выполненные в особой технике нанесения рисунка на металл.