В 2010 г. в ходе археологической разведки под руководством сотрудника Археологического научного центра г. Челябинска А. А. Лукиных на берегу озера Сайгерлы (Кунашакский район Челябинской области) были найдены в разрушенном «кладе» три медные фигурки птиц с человеческими лицами — птицевидные идолы (орнитоморфы, фото 1). Они были переданы в Государственный исторический музей Южного Урала.
Фото 1
Птицевидные идолы представляли собой птиц с круглой человеческой головой с распахнутыми в полёте крыльями, оперенье передано рельефно-горизонтальным линейным орнаментом на крыльях и туловище. Голова фигурок дисковидная с двумя сферическими (или коническими) бугорками — глазами, с носом в виде небольшого треугольного выступа. Рот передан рельефной полудугой, на некоторых из фигурок — короткой рельефной прямой линией (фото 2).
Фото 2
Сайгерлинские «птицы» датируются специалистами IV–III вв. до н. э. Их создали иткульские мастера.
Иткульская археологическая культура первой половины раннего железного века
была распространена на территории горнолесного и лесостепного Зауралья (VII–III вв. до н. э.). Название дано К. В. Сальниковым,
исследовавшим городище на озере Иткуль. Основная часть памятников найдена вдоль восточного склона Уральских гор от верховий реки Реж до озера Чебаркуль. Восточная граница распространения памятников иткульского типа проходит примерно по устью реки Синары. Жили иткульцы в укрепленных валами и рвами городищах и в неукрепленных поселениях. Занимались скотоводством, рыболовством, гончарным ремеслом. Но главной отраслью хозяйства иткульцев, выделяющей иткульскую из всех других культур раннего железного века, была металлургия и металлообработка.
Они изготавливали предметы вооружения (трехлопастные бронзовые наконечники стрел и копий, ножи, мечи, кинжалы), орудия труда (хозяйственные ножи, кельты, иглы, шилья), посуду (котлы), предметы конской амуниции (пряжки, удела), украшения, предметы туалета (зеркала) и т. п. Иткульские металлурги являлись основными поставщиками меди и изделий из нее сарматам
Южного Урала, племенам лесостепи Зауралья и Западной Сибири. Есть гипотеза, что сарматские кочевники, создавшие Кичигинский могильник I, имели тесные взаимоотношения с иткульцами. По всей вероятности, иткульцев можно отнести к угорскому этносу.
Надо отметить, что медные птицы с человеческими лицами, найденные в «святилище» на берегу озера Сайгерлы, далеко не единственные (фото 3).
Фото 3
Подобных «птичек» находят в «кладах» в археологических памятниках Среднего Урала. Например, в «кладах» на Азов-горе, Караульной горе, на озере Шарташ и в Полевском районе Свердловской области. Также известны находки птицеголовых идолов на озере Куяш, близ села Огневского Каслинского района Челябинской области. А недавно, в 2018 году, в Кунашакском районе Челябинской области был найден «клад», состоящий из 14 птицеголовых птиц. Интересно, что саргерлинские и кунашакские «птицы» — самые южные находки орнитоморфов из известных в настоящее время. Они как бы подчеркивают южную границу иткульской культуры.
«Птичек» находят преимущественно в так называемых «кладах», а не в могильниках, т. е. их находят закопанными в землю вместе с другими предметами, например, с бронзовыми наконечниками стрел или фигурками других зверей. Есть предположение, что медные птички олицетворяли души умерших людей, которые надо было похоронить после смерти человека. «Клад» — это своеобразное ритуальное погребение зооморфных идолов, олицетворяющих души умерших. Возможно, шаманы нашивали «птиц» на ритуальную одежду. После смерти шамана их «хоронили» (причем отдельно от «шамана»). Но надо оговорить, что термин «шаман» для иткульской культуры условен, ибо не доказано существование у иткульцев шаманских культов. Эти гипотезы построены на изучении культуры угорских народов более поздней эпохи, т. е. является экстраполяцией.
У обских угров, жителей Древней Сибири, подобные «птички»-идолы назывались иттарма. Костюмы шаманов украшали медные и железные фигурки зверей и птиц, а иногда и человечков. Причем в более позднюю эпоху фигурки не отливались, а вырезались или выбивались из листового железа. По представлениям угорских народов, в них помещалась душа умерших. Они считали медных птичек посредниками между мирами живых и мертвых, также как настоящие птицы, по их представлениям, — посредники между «срединным миром» людей и «верхнего мира» богов.
Птицевидные идолы, вероятно, являлись одним из видов культового литья и были разного типа: похожие на сокола, на орла, с большей или меньшей степенью реалистичности, например, известны орнитоморфы с четырьмя крыльями. Изготавливали их из меди и бронзы. Ученые предполагают, что за этой разнотипностью стоят определенные реальные социальные явления, например, разный социальный статус умерших: вождь, шаман, воин, свободные общинники, зависимые и пленные.
Таким образом, находка сайгерлинских птицевидных идолов интересна тем, что вносит свой штрих в очерчивание ареала влияния иткульской культуры. А посетители музея благодаря этим «птицеголовым» знакомятся с элементом духовной культуры древнего населения Южного Урала.
А. Д. Шапиро
художник-реставратор отдела реставрации