1950-е годы. Зарождение дизайна в СССР
Сегодня советский быт вызывает разные эмоции — от сочувствия до восхищения. Многие из тех, кто видит предметы этого периода на тематических выставках, испытывают ностальгию. Весной 2017 года в Государственном историческом музее Южного Урала года состоялась выставка «Хроники советского дизайна. Бытовая техника». В экспозиции были представлены предметы, бытовавшие в стране с конца 1940-х до конца 1970-х годов: от мини-утюгов и фотоаппаратов до патефонов, радиол и холодильников.
Развитие промышленного дизайна и становление технической эстетики в СССР представляет интерес для исследователей этого периода, культурологов, искусствоведов и историков, интересует также и простых обывателей.
Что же такое промышленный дизайн? Что является его продуктом? Промышленный (индустриальный) дизайн занимается художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека. Продуктом такого направления в дизайне являются разного рода емкости, светильники, часы, компьютеры, радио, магнитофоны, электробритвы, утюги, а так же поезда, корабли, самолеты, автомобили, заводские станки и пр. «Одним из существенных и определяющих аспектов промышленного дизайна является инженерное искусство, то есть приложение научных принципов к проектированию, разработке и созданию сооружений, машин, приборов или производственных процессов. Несмотря на то что две эти отрасли знаний заняты поиском оптимальных решений для конкретных проблем, главная отличительная особенность промышленного дизайна заключается в его отношении к эстетике»1. В одном из своих последних интервью Юрий Соловьев2 так высказался о критерии качества промышленного дизайна: «Вот вам характерная особенность промышленного дизайна: хороший — долговечен»3.
Становление дизайна и идеи «технической эстетики» в нашей стране начиналось в послевоенный период — в 1950-е годы. Для исследователей этот период представляет большой интерес, так как позволяет сравнить идеологическую составляющую дизайна СССР и концепции дизайна западных школ.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны все силы были направлены на восстановление городов, вопросы благоустройства жилья. В послевоенный период стал повышаться уровень жизни советских людей. Началось массовое жилищное строительство, переселение из коммуналок в «хрущевки», жители страны стали обзаводиться собственными квартирами. Выпуск предметов потребления, который по объективным причинам сильно упал во время войны, расширялся. Общая обстановка в стране не способствовала выпуску продукции, соответствующей по техническим и эстетическим критериям среднему мировому уровню.
Изделия легкой промышленности выпускали по довоенным штампам, формам, лекалам.
Портативный патефон. Артель «Граммофон». Ленинград. 1950-е гг.
На тот момент это был наиболее эффективный способ обеспечить жителей страны необходимыми предметами быта. Художники-конструкторы (так тогда называли дизайнеров) использовали опыт своих западных коллег. Для получения информации они делали копии печатной продукции (газет, журналов), перерисовывали изображения, переписывали и перепечатывали статьи, всеми способами старались узнать о новшествах в мире дизайна.
Дорожный утюг УЭ-4. 1950-е гг.
Утюг Clem, прототип дорожного утюга УЭ-4. 1950-е гг.
В этот период возрос интерес к типологичности, предметы стали приобретать форму модуля. «Современный стиль» мыслился как единство форм в архитектуре и предметной среде (мебель, бытовая техника, отделка интерьера). Крупные предметы техники — музыкальная аппаратура, телевизоры, радиолы — изготавливалась «под дерево», так как воспринимались как предметы мебели.
Телевизионный приемник «Рекорд». Александровский радиозавод. 1958 г.
Радиола «Юность»
Радиола «Люкс». Электротехнический завод «ВЭФ». 1950-е гг.
Практика изготовления музыкальной и телевизионной аппаратуры «под мебель» сохранялась вплоть до 1980-х годов. В первой половине 1950-х годов многие предметы техники изготавливались с применением элементов «сталинского ампира», для которого характерны синтез стилей (барокко, неоклассицизм и ар-деко) и сочетание помпезности и роскоши. Часто встречался прием нанесения краски, имитирующей бронзу, на пару геометрических элементов декора. В музыкальной технике бронза сочеталась с бордо, древесными фактурами, оттенками коричневого цвета.
Радиола «Рекорд». 1950-е гг.
Радиоприемник «Родина». Челябинский радиозавод. 1952–1960 гг.
С середины десятилетия происходил процесс дифференциации (разделения) вместо единой эстетической концепции, появлялись узко прикладные направления, воспринимавшиеся как разные виды деятельности: инженерно-техническое, предметно-бытовое и декоративно-оформительское. Заканчивалась эпоха единой эстетической мысли.
Одной из особенностей советского промышленного дизайна стало почти полное заимствование дизайна бытовой и фотографической техники. В условиях плановой экономики советская промышленность делала ставку на производство вещей с длительным сроком эксплуатации. Концепция развития экономики капиталистических стран предполагала стилизацию4 и запланированное устаревание5 предметов потребления — от наручных часов до автомобилей.
Благодаря развитию научно-технического прогресса появились новые материалы: пластмасса, оргстекло, пенорезина. Эти и другие материалы активно использовались художниками-конструкторами при создании новых моделей техники.
Радиола «Люкс», в производстве которой использовались новые материалы. Государственный электротехнический завод «ВЭФ». 1950-е гг.
В конце 1940-х годов в СССР началось массовое увлечение фотографией. Отчасти это было связано с относительной доступностью фототехники. При изготовлении первых моделей ориентировались на технологии и дизайн трофейной немецкой фотоаппаратуры. К примеру, для фотоаппарата «Любитель» прототипом послужил довоенный немецкий фотоаппарат Voigtländer Brilliant.
Фотокамера зеркальная «Любитель». Государственный оптико-механический завод. 1953 г.
Реклама фотоаппарата Voigtländer Brilliant.
Прототипом первой версии камер ФЭД-2 и «Зоркий» была базовая версия Leica II. Ведущие отечественные производители фототехники — Красногорский механический завод (КМЗ), выпускавший «ФЭД», и Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), производивший в 1950-е годы «Любитель»,— делали ставку на бюджетные модели, над которыми работали художники-конструкторы.
Отличительной чертой советского промышленного дизайна 1950-х годов стало использование технологий военного производства, а также создание иллюзии широкого ассортимента продукции. К примеру, при изготовлении настольных часов на Челябинском часовом заводе за основу были взяты авиационные часы. Единственное их отличие — «завод» находился не сзади (на крышке), а на лицевой стороне (на ободке). Разнообразия ассортимента добивались путем варьирования расцветок одного и того же продукта либо небольшого изменения элементов оформления.
Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.
Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.
Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.
Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.
Во второй половине 1950-х годов возникали новые тенденции формообразования в дизайне жилой среды. Критиковались эклектика6, украшательство и неоклассика в архитектуре и предметной среде. Со второй половины 1950-х годов при конструировании новых предметов бытовой техники наблюдалось преобладание рельефных форм, использование ярких красок в сочетании с хромированными элементами. Яркие и броские формы сочетались с практическими решениями. Сохранялась практика заимствования западных образцов при создании советских аналогов. Один из ярких примеров использования новых форм и материалов — пылесос «Ракета». Дополнительный виток в развитии дизайна во всем мире был обязан успехам в освоении космоса. В этот период вся планета переживала «космический бум», отголоски которого были заметны вплоть до конца 1970-х годов.
На 1950-е годы пришлось начало развития промышленного дизайна. В это десятилетие страна совершила прорыв: отстраивались города, шел процесс восстановления промышленности, налаживался выпуск бытовых приборов, товаров народного потребления. Отдельного внимания заслуживает появление образцов советского дизайна на мировом рынке. Страна, пережившая войну, обладавшая устаревшим производством и испытывавшая недостаток кадров, за пять лет сделала скачок в развитии художественного конструирования.
Примечания
1. Фиелл Ш., Фиелл П. Энциклопедия дизайна. Концепции. Материалы. Стили. М. : АСТ, 2008. С. 100.
2. Юрий Борисович Соловьев — советский и российский дизайнер, создатель и директор Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (1962–1987), создатель и председатель Союза дизайнеров СССР (1987–1990), народный депутат СССР (1989–1991).
3. Журнал «Итоги». Интервью Юрия Васильева с Юрием Соловьевым. Король дизайна. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.itogi.ru/arts-spetzproekt/2013/21/190253.html
4. Стилизация (стайлинг) — замена каких-либо элементов в дизайне предмета, что побуждает потребителя купить новую вещь только за ее внешний вид.
5. Запланированное устаревание — создание товара с неоправданно коротким сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки.
6. Эклектика — сочетание разнородных элементов нескольких стилей.