В 2025 году, 30 октября (18.10 по старому стилю), исполняется 180 лет со дня рождения одного из наиболее выдающихся пастырей дореволюционного Челябинска, пострадавшего за веру в 1921 году, — отца Димитрия Неаполитанова. В 2017 году в честь протоиерея Димитрия Неаполитанова в Челябинске названа одна из улиц в Советском районе[1].
Биография отца Димитрия во многом традиционна для духовенства[2]. Родился будущий священник 18 октября 1845 года в семье дьячка. Окончил духовное училище, затем Уфимскую духовную семинарию, в 1872 году был определен учителем приготовительного класса Оренбургского духовного училища. На следующий год отец Димитрий епископом Оренбургским и Уральским Митрофаном рукоположен в священника и назначен служить в Воскресенской церкви слободы Воскресенской Челябинского уезда. С 1874 года он безвозмездно преподавал Закон Божий в школе Министерства народного просвещения.
Начало его священнического пути связано с сельскими храмами, преподаванием и миссионерской деятельностью. По его прошению 22 июня 1876 года отец Димитрий был переведен к Свято-Троицкой церкви села Косулино Челябинского уезда. На этом приходе он остался до 1882 года, после чего, по предложению епископа Оренбургского и Уральского Вениамина (Быковского), в связи с необходимостью миссионерской работы среди старообрядцев, переведен к Михаило-Архангельской церкви села Долговского Челябинского уезда и служил здесь до 1885 года. Затем, по просьбе жителей села Косулино, Димитрий Неаполитанов перевелся обратно к косулинской Свято-Троицкой церкви.
В это же время отец Димитрий совершал активное социальное служение[3]. Так, в 1876–1887 годах священник являлся членом благочиннического и попечительского советов. В 1879–1887 годах состоял депутатом Челябинского духовно-училищного съезда, в 1888–1891 годах — депутатом Оренбургских епархиальных съездов.
Отец Димитрий обладал даром красноречия и убеждения, а также прекрасно знал Священное Писание. Это позволило ему добиться значительных успехов на миссионерском поприще. С учреждением должности миссионера по трем уездам Оренбургской губернии — Челябинскому, Верхнеуральскому и Троицкому — иерей Димитрий Неаполитанов в августе 1891 года был избран духовенством Челябинского училищного округа и утвержден епископом Оренбургским и Уральским Макарием на должность противораскольничьего и противосектантского миссионера. Он переехал в Челябинск. Учитывая его богатый преподавательский опыт, епархия предоставила ему право ревизовать все церковно-приходские школы и школы грамоты на территории этих трех уездов в 1891–1901 годах. В качестве миссионера Димитрий Неаполитанов в июне 1891 года принял участие в работе Второго Всероссийского съезда миссионеров в Москве и в июне 1897 года — Третьего съезда в Казани.
В 1891–1907 годах иерей Димитрий Неаполитанов был членом Челябинского уездного отделения Оренбургского епархиального училищного совета. Кроме того, в 1891–1901 годах он являлся членом Оренбургского Михаило-Архангельского братства. Челябинским духовенством в 1895 году отец Димитрий Неаполитанов был избран депутатом на Оренбургский епархиальный съезд, а в 1895–1898 годы — на Челябинский духовно-окружной училищный съезд. В июне 1900 года на съезде учителей церковно-приходских школ и школ грамоты иерей Димитрий Неаполитанов читал лекции по Закону Божию, христианской педагогике и расколо-сектантству.
В сентябре 1901 года по состоянию здоровья отец Димитрий Неаполитанов епископом Оренбургским и Уральским Владимиром был уволен с должности миссионера и определен настоятелем Казанско-Богородицкой церкви села Птичье Челябинского уезда. Однако почти сразу же (в ноябре), по резолюции владыки Владимира, он был переведен к кладбищенской Казанско-Богородицкой церкви Челябинска, с причислением сверх штата к Христорождественскому собору в сане протоиерея.
По решению XIII епархиального съезда духовенства 28 августа 1902 года отец Димитрий был избран председателем строительного комитета Второго женского епархиального училища. С декабря 1902 года по ноябрь 1905 года являлся штатным законоучителем Челябинского реального училища, а с сентября 1903 года — библиотекарем и наставником первого класса в этом же училище. С декабря этого же года преподавал Закон Божий в Челябинской женской гимназии. Кроме того, в 1902–1905 годах и в 1910–1914 годах протоиерей Димитрий Неаполитанов был гласным Челябинской городской думы от духовенства.
По собственному прошению в ноябре 1905 года Неаполитанов был определен настоятелем Челябинской Свято-Троицкой церкви, а менее чем через два года, в мае 1907-го, стал настоятелем Челябинского Христорождественского собора. С этого же года являлся членом совета Челябинского благочиннического округа, членом правления Челябинского духовного училища и председателем Челябинского отделения училищного совета.
Девятого февраля 1912 года протоиерей Димитрий Неаполитанов стал настоятелем Одигитриевской церкви Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Ему дали квартиру в монастырском доме на Большой улице, напротив монастыря. С марта 1912 года он преподавал Закон Божий в монастырской церковно-приходской школе. Кроме того, с апреля 1912 года отец Димитрий являлся духовником Челябинского и Баландинского благочиннических округов[4].
Протоиерей Димитрий Неаполитанов имел много церковных наград. Среди его наград — наперсный крест, полученный им в апреле 1900 года, ордена Святой Анны и II и III степеней, медаль «В память царствования императора Александра III», а также крест и медаль в память 300-летия дома Романовых, благословение от Священного Синода за публичные беседы со старообрядцами, а также несколько епархиальных благословений и благодарностей[5].
О протоиерее Димитрии сообщают не только архивные документы делопроизводственного характера. Сохранились источники личного происхождения. Один из них — воспоминания Анны Николаевны Неаполитановой, внучки священника, подготовленные к печати в Государственном историческом музее Южного Урала[6]. Анна Николаевна родилась 25 октября 1910 года. Ее отец — сын челябинского протоиерея Димитрия Неаполитанова, работал в Челябинске врачом. Мать, Екатерина, была дочерью протоиерея Венедикта Евладова, долгие годы служившего в селе Чумляк Челябинского уезда. Анна Николаевна стала преподавателем музыки (фортепиано), в 1940–1960-х годах работала в Челябинске в музыкальной школе № 1. Умерла 22 апреля 2000 года. Ныне потомки Анны Николаевны живут в Челябинске и Москве. Они сохранили ее воспоминания, написанные в конце 1960-х — начале 1970-х годов (с дополнениями более позднего времени). Изданная книга охватывает события из жизни Анны Николаевны до 1930 года (до смерти ее отца)[7].
По воспоминаниям внучки священника, «дедушка был человек скромный, непрактичный, к начальству подлаживаться не умел. Было время, когда у него не было даже прихода, и семья жила бедно. … Дедушка мой … дал в детстве зарок никогда не пить. И сдержал свое слово — был абсолютным трезвенником. … У моих дедушки и бабушки, Дмитрия Федоровича и Прасковьи Осиповны Неаполитановых, родилось пятнадцать детей, но в живых остались только четверо: Николай, Василий, Валентина и Анна. Дедушка дал высшее образование всем своим детям. … Семья жила дружно. В доме всегда звучали шутки, смех. … В Заречье на улице Братьев Кашириных … небольшой красный деревянный дом на высоком фундаменте. Дом принадлежал моему дедушке протоиерею Дмитрию Федоровичу Неаполитанову. Дедушка был маленький, очень добродушный и гостеприимный, немного суетливый человек. Справляя службу в церкви, он торопился, глотал слова, и мой папа шепотом подсказывал ему: “Не то-ро-пи-тесь!” В доме дедушки часами не сходил со стола самовар. Всех приходящих к нему по делу дедушка непременно угощал чаем. Очень любил он также детей. Учительница моей дочери Люды, Платонида Георгиевна Нефедова (в то время девочка), рассказывала, что они — дети, живущие неподалеку, — часто приходили к батюшке. И он их всегда чем-нибудь угощал и приглашал в свой садик, где ребята объедались красной смородиной, которая обильно росла в саду.
Дедушка преподавал в женской гимназии. Гимназистки уважали и любили его. За многих неимущих гимназисток он часто вносил плату за право учения. Августа Алексеевна Русанова рассказывала в 1985 году, что она училась в гимназии в то время, когда там преподавал мой дедушка. Гимназистки знали, что дедушка ездил в Иерусалим, и всегда приставали к нему с просьбами рассказать им об этом путешествии. Девчонки хитрили. Дедушка не раз рассказывал им об этом. Но им было интереснее послушать еще раз его рассказ, чем отвечать нудный урок. И дедушка рассказывал снова»[8].
Ученицы гимназии вспоминали об отце Димитрии как о человеке мудром, который главную свою задачу видел в пробуждении в ученицах доброго, терпеливого отношения к людям. Кроме того, он тайно благотворил некоторым гимназисткам из нуждающихся. Так, приметив, что та или иная ученица, приехав учиться в Челябинск из сельской местности, не имеет возможности приобрести форму подобающего качества, Димитрий Неаполитанов покупал форму на свои средства и просил классных дам передать форму ученицам как бы от Попечительского комитета[9].
После революции 1917 года 70-летний священник находился на покое при Челябинском женском Одигитриевском монастыре. В 1918 году протоиерей Леонид Туркевич, участник Поместного собора Православной Российской Церкви, настоятель Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, совершая долгий путь домой в Нью-Йорк из Москвы через Сибирь и Дальний Восток, остановился в Челябинске в гостинице Одигитриевского женского монастыря и провел в нем около двух месяцев, задерживаясь по причине событий Гражданской войны, с 25 февраля по 14 апреля 1918 года. В записях отца Леонида сохранился подробный рассказ о его жизни в монастыре, где ему довелось несколько раз служить в алтаре монастырского храма вместе с отцом Димитрием: «Всенощное бдение и Литургию совершил о. протоиерей Димитрий Неаполитанов. … О. Димитрий получил поражение правой руки. Она у него так трясется, что … преподавать Святые Тайны он может едва-едва. Страшно — вот, ведь и прольет. Судя по-человечески, ему в скором времени придется оставить служение»[10].
После установления в Челябинске советской власти в конце июля 1919 года начался период гонений на Церковь. Попытки новых властей сначала уплотнить, а затем и закрыть Одигитриевский монастырь болью отзывались в душе пастыря. Он принял активное участие в противодействии закрытию монастыря, входил в церковно-приходской совет монастыря и принимал деятельное участие в его мероприятиях по противодействию ликвидации обители, участвовал в организации митинга в защиту монастыря. Священник Димитрий Неаполитанов призывал умереть, но не допустить выселение монахинь. Как «активного зачинщика акций неповиновения» челябинская губернская чрезвычайная комиссия 28 марта 1921 года арестовала престарелого священника[11].
Внучка священника Димитрия Неаполитанова Анна Николаевна Неаполитанова в своих воспоминаниях рассказывает: «Беда пришла в дом. К нам явились с обыском. Мамочка дала мне в руку свои золотые часы и велела держать их в руках. Я беспечно стояла в дверях и открыто держала часы на ладони. Смотрела как роются люди в дедушкиной темной каморке. Часы никто у меня не отобрал, а дедушку увели. В жаркий день бедный старик шел по палящему солнцу к своей Голгофе. Это был последний его путь. Его арестовали только за то, что он жил на территории монастыря и служил в монастырской церкви. Игуменья Анастасия тоже была арестована. Мамочка носила дедушке передачу, а папа как будто бы имел доступ в тюрьму, лечил больных в тюремной больнице. Вскоре дедушки не стало. Кто-то из заключенных угостил дедушку кваском, и дедушка заболел холерой. Через 2 дня он умер. Его хоронили в закрытом гробу, отпевали в монастырской церкви»[12]. По другим данным, 23 апреля 1921 года челябинская губернская чрезвычайная комиссия приговорила священника к расстрелу[13].
Могила протоиерея Димитрия Неаполитанова находилась на челябинском кладбище около Казанско-Богородицкой церкви (ныне территория возле кинотеатра имени А. С. Пушкина) [14].
Историческая память о протоиерее Димитрии Неаполитанове, сохраняющаяся благодаря архивным материалам, краеведческим исследованиям и семейным воспоминаниям, является важной частью духовного наследия Южного Урала. Жизнь и служение протоиерея Димитрия Феодоровича Неаполитанова отразили основные тенденции в истории российского православного духовенства на переломе эпох. Пройдя путь от сельского священника до настоятеля кафедрального собора и церкви Челябинского Одигитриевского женского монастыря, он сочетал пастырскую деятельность с миссионерской, образовательной и общественной работой. Его трагическая гибель в 1921 году стала символом конца целой исторической эпохи в жизни южноуральского духовенства. Дальнейшее изучение его жизни и деятельности, обстоятельств его гибели может внести вклад в понимание истории православия на Урале в один из самых сложных и драматичных периодов российской истории.
Примечания
[1] 30 (18) — 180 лет со дня рождения Дмитрия Федоровича Неаполитанова // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2025. Челябинск, 2024. С. 118.
[2] ОГАЧО. Ф. И-226. Оп. 3. Д. 367. Л. 51 об. – 52 об., 53 об., 54 об., 55 об. ; Д. 363. Л. 56 об. – 57 об., 58 об., 59 об., 60 об., 340 ; Л. 54 об. – 55 об., 56 об., 57 об., 58 об., 59 об. ; Д. 351. Л. 65 об. – 66 об., 67 об., 68 об., 69 об., 70 об. ; Д. 335. Л. 86 об. – 87 об., 88 об., 89 об. ; Д. 316. Л. 3 об. – 4 об., 5 об., 6 об. ; Д. 298. Л. 4 об. – 5 об., 6 об., 7 об., 8 об., 9 об. ; Д. 289. Л. 6 об. – 7 об., 8 об., 9 об., 10 об., 11 об., 12 об., 13 об. ; Д. 253. Л. 24 об. – 25 об., 26 об., 27 об., 28 об., 29 об., 30 об., 31 об. ; Д. 248. Л. 24 об. – 26 об. ; Д. 237. Л. 16 об. – 17 об., 18 об., 19 об. ; Д. 225. Л. 20 об. – 21 об., 22 об., 23 об., 24 об. ; Д. 217. Л. 16 об. – 17 об., 18 об., 19 об. ; Распоряжения епархиального начальства // Оренбургские епархиальные ведомости. 1899. № 14. Часть офиц. С. 103.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Боже В. С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала двадцатого века // Челябинск неизвестный. Краеведческий сборник. Вып. 1. Челябинск : Центр историко-культ. наследия г. Челябинска, 1996. С. 46–47.
[6] Челябинск начала ХХ века: воспоминания А. Н. Неаполитановой. Челябинск: Гос. ист. музей Юж. Урала, 2021.375 с.
[7] Там же. С. 6–12.
[8] Там же. С. 14–15, 21–22.
[9] Рукописи говорят: Неизвестные факты о жизни и смерти репрессированного священника // Челябинские епархиальные ведомости. 2015. № 11 (46).
[10] Туркевич Леонид, протоиерей (митрополит Леонтий). Дневники и записные книжки периода Поместного Собора 1917–1918 гг. М. ; Старая Потловка Пенз. обл. : Изд-во «Спасское дело», 2024. С. 352.
[11] Сообщение челябинских чекистов об обстоятельствах закрытия Челябинского женского Одигитриевского монастыря / публ. С. И. Панькина // Челябинск неизвестный : краевед. сб. Вып. 4. Челябинск. 2008. С. 453–455.
[12] Челябинск начала ХХ века: воспоминания А. Н. Неаполитановой. Челябинск : Гос. ист. музей Юж. Урала, 2021. С. 118-119.
[13] Боже В. С. Указ. соч. С. 56.
[14] Челябинск начала ХХ века… С. 119.