8531

Политический плакат выделился в отдельное художественное направление к началу XX века. Этот жанр всегда являлся острополитическим, отвечал на социальный запрос, был рупором пропаганды и призван был дать ответ на вызов общества, который формировался посредством ряда политических, экономических, социальных и духовных факторов. В XXI веке современным внешним и внутренним вызовам нет достойного социального ответа, частью которого в веке XX был советский плакат. Речь идет о формировании нравственных ценностей «шершавым языком» плаката и о высмеивании ряда негативных, недопустимых в любом обществе явлений, за которыми стоят реальные личности, события и действия. Чтобы отразить всю совокупность социальных, культурных, политических образов, на основе фондов Государственного исторического музея Южного Урала в 2016 году была создана экспозиция «Война и мир в советском плакате».

Выставка преследовала цель отразить краткую историю политического плаката, на базе собранного материала донести до зрителей уникальность патриотического воспитания в СССР и показать совокупность образов «врагов» и «друзей» советской власти. Кроме того, сверхзадачей выставки выступала идея проведения четкой параллели между советской пропагандой через искусство плаката и современным формированием общественного мнения через феномен мемов. Экспозиция делилась на блоки — по историческим периодам. В нашей статье мы подробно проанализируем два из них, посвященных Гражданской и Великой Отечественной войнам.

Исходя из собранного материала, удалось выделить нескольких ярких художников-плакатистов, которые являлись основоположниками советского искусства плаката в годы Гражданской войны. Среди них особое внимание уделялось Д. С. Моору и его работам «Чортова кукла», «Красный подарок белому плану», «Царские полки и Красная Армия», «Кто против Советов», «Суд народный», «Попы помогают капиталу и мешают рабочему. Прочь с дороги», «Октябрь 1917 — Октябрь 1920. Да здравствует Всемирный Красный Октябрь!»1. В них Д. С. Моор изобличает все «пороки» старого царского режима и показывает на врагов общества. Лучше всего это отражено в плакате «Кто против Советов», где автор рисует «врагов» под черным знаменем контрреволюции «Долой Советы» и указывает на собирательные образы четырех персонажей.

Д. С. Моор. «Кто против Советов». Москва. Государственное издательство. 1919 г.

Ими выступили белый генерал, промышленник-капиталист в цилиндре, служитель церкви и представитель кулачества. Другим более карикатурным плакатом Д. С. Моора можно считать плакат «Суд народный». В нем автор в уничижительном ключе рисует все слои старого царского строя, указывая на самые отвратительные и чудовищные человеческие пороки, приписывая их реальным историческим личностям. Подхватывая эту тему, с плакатом «Ясновельможная Польша последняя собака Антанты»2 выступает В. Н. Дени.

В. Н. Дени. «Ясновельможная Польша последняя собака Антанты». Москва. Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1920 г.

В плакате автор высмеивает не отдельных личностей, а изображает в уродливой собачьей гримасе абсурдную политику польских властей относительно советской власти, о чем ярко свидетельствует название работы.

Кроме Д. С. Моора и В. Н. Дени у истоков советского плаката стояли такие художники, как М. М. Черемных, поэт и писатель В. В. Маяковский, который сочинял емкие, колкие, злободневные лозунги для первых «Окон сатиры РОСТА», Б. Е. Ефимов и многие другие. Все перечисленные художники-плакатисты заложили основы жанра политического плаката на десятилетия вперед. Их рецепт успеха крылся в актуальности и идейной поддержке со стороны властей. Ведь каждый политический плакат имеет свой срок годности. Это ярко отражено в карикатурах на лидеров Белого движения. К примеру, после поражения Колчака советская пропаганда вычеркивала его со страниц плакатов и переключалась на Деникина, после победы над Деникиным, взор художников обращался к недобитым казакам или кулакам-контрреволюционерам, которых изображали во всей своей несостоятельности.

С течением времени и изменениями в обществе одни враги заменялись другими. Так случилось и с Великой Отечественной войной и отечественным плакатом в те годы. Этот период ярко выражен в творчестве целого ряда ярчайших художников-плакатистов, среди которых сияла звезда Кукрыниксов. Произведения Кукрыниксов вобрали в себя весь талант художников, яркость, лаконичность изложения и ненависть к врагу. Используя уже установленные в жанре плаката художественные приемы, они внесли много новых идей, не забывая о преемственности поколений. Фонды музея располагают такими уникальными работами Кукрыниксов, как «Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева», «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!»3. Художники прибегают к исторической параллели, изображая тень Наполеона, потерпевшего поражение от русской армии, сравнивая его с захватчиком Гитлером, намекая на то, что его участь будет похожей.

Кукрыниксы. «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!». Ленинград. Государственное издательство «Искусство». 1941 г.

Другой плакат — «Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева» — изображает советских солдат, которые вдохновлены своими полководцами. Более того, авторы практически приравнивают подвиг рядового солдата к подвигу великих полководцев. В продолжение этой темы выступил плакат А. Любимова. «Н-да, Адольф, у тебя тут что-то не получается…»4, где художник использует другой художественный прием и изображает Наполеона в виде обезьяны, которая бросает Гитлеру в облике царя реплику из названия плаката. Окончательно нечеловеческий образ врага на выставке закрепляется в плакате Д. А. Шмаринова «Раздавить фашистское чудовище!»5. В работе этого художника идет четкое разделение между образом советского солдата, который в противоборстве должен одолеть «фашистского спрута», в образе которого представлены силы врага.

Д. А. Шмаринов. «Раздавить фашистское чудовище!». Москва. Государственное издательство «Искусство». 1941 г.

Во время Великой Отечественной войны прием обезличивания, обесчеловечивания врага становится одним из главных. Обусловлено это тем, что советский плакат был призван донести до масс идею преступности вражеских деяний, которые человек совершить не в состоянии, их может творить лишь зверь, в образе которого враг и выступает.

С другой стороны советский плакат показывает образ правильного советского человека, будь то отважные партизаны из плаката П. Мальцева «Беспощадно уничтожать фашистских диверсантов» или плакатная композиция В. Иванова и О. Бурова «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!», «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!». Венцом блока, посвященного Великой Отечественной войне, выступили два замечательных плаката — «Родина-мать зовет!» художника И. М. Тоидзе и «Красной армии слава!» Л. Ф. Голованова6. Плакаты-призывы, с разницей в том, что плакат И. М. Тоидзе являлся символом начала войны и призывом к защите Родины от врага, а плакат Л. Ф. Голованова призывал славить подвиг Красной армии, которая смогла преодолеть все лишения войны и выйти из нее победительницей.

Ничто так ярко и образно не рассказывает о Великой Отечественной войне, как советский плакат. На его примере можно увидеть, как относился советский народ к захватчикам, какими качествами, по мнению художников, должен был обладать советский солдат-освободитель и насколько изменилось современное отношение к событиям той войны. Кроме общеизвестных работ выделился на выставке и челябинский плакат «Мечты… действительность»7 М. Ткачёва и Л. Иванова. Плакат был выпущен в июне 1941 года. Это свидетельствует о том, что плакатисты Урала очень быстро отреагировали на начавшуюся войну и с большим рвением занялись агитацией патриотизма через искусство плаката.

Вместе с плакатами, многие из которых экспонировались впервые, на выставке был представлен ряд агитационных открыток, почтовых марок, спичечных коробков и лотерейных билетов. Самые любопытные открытки были выставлены в блоке о Гражданской войне в России. На них зрители могли увидеть перепечатки с плакатов Д. С. Моора и В. Н. Дени. Открытки Моора пестрели лозунгами: «Мобилизация буржуазии. Пролетарий под ружье, буржуй под метелку», «Пора пожить в чистоте и не в обиде. Весь сор из избы долой», «Смерть мировому империализму»8. Ему вторил В. Н. Дени: «Все люди братья,— люблю с них брать я», изображая на открытке карикатурного попа, «В царстве Деникина»9, изобличая тем самым «преступную» политику белого военачальника, и многое другое.

Не менее любопытные открытки экспонировались в секции, посвященной Великой Отечественной войне. Были здесь открытки с изображением знаменитых плакатов времен войны: «Стреляю так: что ни патрон — то немец!», ««Воин Красной Армии, спаси!» В. Б. Корецкого, «Долг платежом красен»10
Кукрыниксов, «Единым ударом!» В. Б. Пинчука и многое другое.

Кроме открыток экспозицию украшали агитационные марки «Женщина — активный участник будущей войны», «Строим подводную лодку “Воинствующий безбожник”» и лотерейные билеты «МОПР в пользу политзаключенных подшефной тюрьмы “Санте” во Франции», «Назад ни шагу!», «Остервененный враг бешено рвется к советскому югу», «Пока есть в тебе силы…»11. На выставке был представлен также самый массовый вид агитации и пропаганды времен Великой Отечественной войны — спичечные этикетки, на которых было напечатано: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!», «Вперед на врага, богатыри советской страны!», «Честно и самоотверженно работай на своем посту — этим ты помогаешь Красной Армии», «Железная воинская и государственная дисциплина — залог победы над фашистскими варварами», «Женщины-колхозницы. Изучайте трактор! Заменяйте трактористов, ушедших на фронт», «Не верь провокационным слухам, разоблачай шептунов и болтунов!»12 и многое другое.

Для тех зрителей, которые хотели бы познакомиться с искусством плаката более близко, на выставке присутствовала витрина с рекомендуемой литературой по данной теме. Среди них были книги В. Корецкого «Товарищ плакат. Опыт, размышления», И. А. Свиридова «Советский политический плакат», Г. Л. Демосфенова «Советские плакатисты — фронту», «Маяковский делает выставку», Л. П. Байнова «Художники Челябинска», Н. И. Бабурина «Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века»13.

Подводя итог, отметим — жанр советского политического плаката уникален, он способен донести до зрителя общечеловеческие морально-нравственные ценности, которые актуальны по сей день. В этом смысле современный жанр мемов хоть и обладает очень высокой актуальностью, мобильностью и социальным откликом, но явно уступает исчезнувшему жанру политического плаката — как в художественной, так и в нравственной составляющей.


Примечания

1. Государственный исторический музей Южного Урала. ОФ-7068/34; ОФ-1074/9; ОФ-7068/28; ОФ-7068/32; ОФ-7068/22; ОФ-6565/1; ОФ-1076/2.

2. Там же. ОФ-7068/26.

3. Там же. НВ-6603/16; НВ-6603/3.

4. Там же. НВ-6603/15.

5. Там же. НВ-6603/14.

6. Там же. НВ-6603/2; НВ-6508/1; НВ-6603/9; ОФ-2475/23; ОФ-2475/25.

7. Там же. НВ-6531.

8. Там же. ОФ-555/11; ОФ-555/10; ОФ-555/14.

9. Там же. ОФ-555/19; ОФ-555/18.

10. Там же. ОФ-5872/31; ОФ-6691; ОФ-5683/21.

11. Там же. ОФ-6600/252; ОФ-6600/328; ОФ-4507/1811; ОФ-4507/1072; ОФ-4507/1073; ОФ-4507/1074.

12. Там же. ОФ-5989/5737; ОФ-5989/5735; ОФ-5989/5736; ОФ-5989/5733; ОФ-5989/6223; ОФ-5989/5741.

13. Корецкий В. Б. Товарищ плакат. Опыт размышления. М. : Плакат, 1981 ; Свиридова И. А. Советский политический плакат: Некоторые тенденции развития плаката на современном этапе. М. : Изобразит. искусство, 1975 ; Демосфенова Г. Л. Советские плакатисты — фронту. М. : Искусство, 1985 ; Симонов К. Маяковский делает выставку. М. : Книга, 1973 ; Байнов Л. П. Художники Челябинска. Челябинск. : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979 ; Бабурина Н. И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. М. : Прогресс — Традиция, 2004.

Другие статьи

Все статьи