В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится около 60 работ, выполненных Ниной Владимировной Лохтачевой — первым гравёром, принятым в Союз художников РСФСР и первым художником-оружейником, получившим звание «Заслуженный художник».
Нина Лохтачева возродила традицию, утраченную златоустовскими граверами в 1930-е годы, — изготовление и украшение бытовых вещей. Сегодня ее панно, тарели, карандашницы, ножи для бумаги, приборы столовые, медаль, лотки, блюда, бокалы, подносы, вазы, портсигар и винный набор хранятся в нашем музее.
Сегодня произведения Нины Лохтачевой представлены в музее Пушечного двора Казанского Кремля (Республика Татарстан), на выставке украшенного оружия и предметов быта в технике гравюры на стали. Посетители выставки надолго задерживаются возле витрины с ее работами — нежными, аккуратными, легкими, отличающимися от других.
Художница старалась придать художественную ценность подарочным изделиям (коллекционному оружию и бытовым предметам), создавая изысканные орнаментальные композиции на основе растительно-цветочной вязи.
Нина Владимировна Лохтачева родилась 19 сентября 1948 года в семье Эммы Лютцов и Владимира Энгельмана — бывших трудармейцев из числа поволжских немцев. В 1941 году семья была депортирована из Поволжья в Сибирь. В 1956 г. семья из села Косиха Алтайского края переехала в село Ванновка Чимкентской области.
Отец Нины Лохтачевой был талантливым резчиком по дереву. Мама Нины Лохтачевой унаследовала художественные и музыкальные способности от своего деда и с детства обучалась рисованию. Она мечтала стать профессиональным художником, но работать пришлось в санатории, в библиотеке, заниматься культурно-просветительской деятельностью.
В детстве Нина Лохтачева хотела стать учителем иностранного языка. С этой мечтой приехала в 1965 году в Челябинск, но в институт не поступила и пошла работать на мебельную фабрику.
С 1967 года жила в Златоусте, где окончила художественно-графическое отделение педагогического училища. Работала в театре, преподавала в школе, была ведущим художником в творческой группе разработчиков златоустовской гравюры на стали. [i]
[i] enc.rusdeutsch.eu/articles/6019
В 1990-е годы творческая группа граверов распалась. Из девяти художников остались трое: двое ушли на пенсию, а четверо уволились, не видя перспектив в работе. Нина Лохтачева, ее муж, скульптор Александр Лохтачев и Григорий Мануш организовали мастерскую декоративно-прикладного искусства «ЛиК». В 1995 году для Центрального мемориального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе был создан «Щит и Меч Победы». Лохтачева была одним из авторов этого шедевра декоративно-прикладного искусства.
В 1998 году Мастерские «ЛиК» получили статус «Патриарших мастерских».
В 2000 году воссозданная дарохранительница для главного храма Христа Спасителя была орнаментирована художниками ювелирной мастерской под руководством Лохтачевой. За работу над Дарохранительницей Нина Владимировна награждена орденом Русской Православной церкви Святой благоверной княгини Ольги III степени.
Нина Лохтачева — автор украшенных мечей «Памяти и благодарности», врученных главам стран-участниц антигитлеровской коалиции (фото 2).
Еще одно достижение в ее творчестве — создание оклада иконы Иверской Божией Матери для Иверского Святоозерского монастыря на Валдае. Работа велась около двух лет. Был задействован большой коллектив: скульпторы, граверы, художники, закрепщики камней и другие мастера.
За добросовестный труд и вклад в развитие златоустовской гравюры на металле была удостоена знака-медали «Честь и польза», Почетной грамотой Губернатора Челябинской области. Мемориальный фонд Карла Фаберже вручил ей почетный памятный знак — Орден Франца Бирбаума.
Нина Владимировна не воспринимала оружие как орудие убийства. И не раз говорила, что оружие для нее — лишь полотно, на котором можно изобразить нечто прекрасное.
Нина Лохтачева останется в памяти современников выдающимся художником- гравером, талантливым педагогом и настоящей леди с ослепительной улыбкой и творческой искрой в глазах.