Лотереи являются формой добровольного привлечения денежных средств посредством распространения (продажи) лотерейных билетов, по которым часть поступившей за них суммы разыгрывается в виде вещевых и денежных выигрышей. В годы первых советских пятилеток одним из главных источников накопления средств для масштабных преобразований стало перераспределение доходов населения в пользу государства. В связи с этим в 1920-1930-х гг. страна переживала бум лотерей. Их проводили не только государство, но и разные общества, например, ОСОАВИАХИМ и Общество Красного Креста. Большая часть из них в обязательном порядке утверждалась Народным Комиссариатом Финансов СССР. В отличие от современных, лотереи того времени выпускались с конкретной целью: вырученные средства направлялись на развитие той или иной сферы народного хозяйства.
В Государственном историческом музее Южного Урала хранится лотерейный билет «Первой Всесоюзной вещевой крестьянской радио-лотереи», выпущенный в марте 1929 г. Обществом друзей радио СССР.
Во второй половине 1920-х гг. шло активное распространение радио в деревнях и сельской местности: проводились лекции, устраивались массовые слушания радио, создавались кружки радиолюбителей. Ведь радио было одним из средств массовой пропаганды новой власти, средством просвещения и воспитания трудящихся. Но радио пользовались в основном в городах. Вне городов действовало лишь 13,6% из всех радиоточек. Всего 30-40 тысяч. То есть, на 3000 жителей деревень и сёл приходилась всего одна радиоточка. Да и те порой бесполезно простаивали, так как крестьянин не знал, как пользоваться такой сложной аппаратурой.
Общество друзей радио СССР выпустило 2 миллиона лотерейных билетов стоимостью 50 копеек каждый, которые должны были реализоваться в сельской местности и небольших городах среди крестьян. Благодаря лотерее, количество радиоприёмников в деревнях должно было увеличиться примерно на 60000. Причём это происходило именно за счёт призов от лотереи, на покупку которых из средств от продажи билетов выделялось 750000 рублей. Победитель получал 58300 полных наборов детекторных приемников, 125 полных комплектов четырёхламповых приемников и 50 полных комплектов трансляционных узлов, рассчитанных на 50 точек каждый. В комплекты входили даже штепсельные розетки, чтобы у везунчика не было проблем с установкой оборудования. Всё оборудование было изготовлено Государственным Трестом Заводов Слабого Тока. 150000 рублей, полученных от продажи билетов, должны были пойти на проведение деревенских радиолюбительских курсов, а также на ремонт имеющейся аппаратуры.
К распространению лотерейных билетов, кроме членов Общества, привлекались деревенские ячейки комсомола и сельская кооперация. Органы Народного комиссариата просвещения на местах должны были пропагандировать лотерею в клубах, избах-читальнях и красных уголках, используя всевозможные виды зрелищ и развлечений для её популяризации. За лотерею отвечали и кружки ОСОАВИАХИМА, ведь радио связывало отдалённые уголки страны с центром, что не могло не отразиться на повышении обороноспособности Советского Союза. А значит осоавиахимовцы, по задумке авторов лотереи, были особенно заинтересованы в её распространении.
Но всё оказалось не так радужно. Предполагалось, что все билеты должны быть реализованы до 15 января 1930 г. Но жители деревень и сёл не были готовы тратить последние крохи на ненужные им бумажки. Ведь именно так в то время многие воспринимало лотереи. К тому же для крестьян радио оставалось диковинкой. Зачем неграмотному крестьянину детекторный приёмник? А на деньги полученное по лотерее устройство поменять было нельзя. Поэтому к январю было реализовано лишь 25,7% выпущенных лотов. Среди «отстающих» по реализации билетов оказался Урал. На весь регион было прислано 80500 билетов на сумму 40250 рублей. Но к декабрю 1929 г. было продано билетов на сумму 4768 рублей. В среднем каждый уральский пункт реализации радио-лотов продал всего по два билета. И это за 7 месяцев!
В Челябинске из 5000 билетов было продано 450, в Златоусте из 2000 — 384, а в Троицке из 500 билетов не было продано ни одного. В газете «Радио всем» за январь 1930 г. вышла разгромная статья о бездействии местных властей с ёмким названием «Уральцев за ушко на солнышко». Было призвано не искать отговорки, а решить проблему. А заодно деревенский актив должен выявлять бюрократов и нерадивых чиновников почтово-телеграфных предприятий, где продавались лотерейные билеты.
В связи с тем, что 75% билетов радио-лотереи не были реализованы Наркомфин СССР разрешил Обществу друзей радио СССР перенести розыгрыш на 25 июля 1930 г., обязав реализовать к этому моменту 100% билетов и возложив персональную ответственность на руководителей организаций.
К сожалению неизвестно, получилось ли выполнить план, в газетах того времени лишь опубликовали номера выигрышных билетов. Не было ни хвалебных, ни разгромных статей. Можно лишь точно сказать, что все призы были разыграны, а у Государственного Треста Заводов Слабого Тока выросли показатели по производству и реализации их продукции. «Первая Всесоюзная вещевая крестьянская радио-лотерея» так и осталось первой и единственной.
Карточка почтовая. Владимирский Б. Е. Пионеры слушают радио. 1929 г.
Кругляк Н.А.,
хранитель фонда нумизматики