Загрузка...

Медная старообрядческая икона «Воскресение Христово»; панагия на резной цепи, привезенная из Иерусалима жителем Челябинска в 1914 году; круглая икона-хоругвь ткани из Одигитриевского женского монастыря, плащаница из Христорождественского собора Челябинска…

Эти экспонаты Государственного исторического музея Южного Урала объединяет то, что все они связаны с пасхальным торжеством.

В экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала находятся четыре предмета церковного искусства, посвященные Пасхе.

Пасха, или день Воскресения Христова — главный праздник Христианской Церкви. Этот праздник занимает центральное место в церковном календаре, к нему готовятся в течение шести недель Великого поста и Страстной седмицы, а празднуют 40 дней — до церковного дня Вознесения Христова. Дата празднования Пасхи ежегодно меняется, ибо исчисляется по лунно-солнечному календарю.

Пасхальная иконография занимает важное место в христианском искусстве, отражая ключевые догматы веры, связанные с Воскресением Христовым.

До VI–VII веков Воскресение Христово не изображалось напрямую, вместо этого использовались символы: Агнец Божий — жертвенный ягненок, отсылающий к ветхозаветному пасхальному агнцу; Крест — знак победы над смертью, украшенный цветами или пасхальными свечами; Райские врата — символ спасения, открытого Христом. С IX–X веков в византийском и древнерусском искусстве утвердился канонический образ «Сошествие Христа во ад». Его иконография подчеркивает не только факт Воскресения, но и его значение — освобождение человечества от власти греха и смерти. Сюжет восходит к преданию о том, что после Воскресения Иисус Христос сходит в ад и выводит оттуда праведников. В этом образе символически изображен церковный догмат, согласно которому праведники не могли войти в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес. В католическом искусстве с XII–XIII веков распространяется изображение Христа, выходящего из гроба с победным знаменем, где акцентируется внимание на самом моменте выхода из гроба, а не на победе над адом. К пасхальным предметам в декоративном искусстве относятся изготовленные украшенные яйца — символ обновления, появления новой жизни; а также плащаница — вышитая ткань с изображением положения во гроб, участвующая в богослужениях Великих Пятницы и Субботы накануне Пасхи (1)

 

Икона «Воскресение Христово». Медь, эмаль. Литье, эмалирование. XIX в. Фонды Государственного исторического музея Южного Урала

Икона «Воскресение Христово» выполнена в технике медного литья. Образцы меднолитой пластики стали отражением более чем тысячелетней истории русского православия. Уже во времена Киевской Руси было налажено производство священных предметов из меди. По народным поверьям, этот металл обладал магическими свойствами. Согласно библейским сказаниям, пророк Моисей повелел сделать медного змея и выставить его на знамя; взгляд на него спасал людей от смерти. Для меднолитых изделий характерны лицевые рельефные изображения. Красота и дешевизна материала, податливость в обработке способствовали ее массовому распространению среди крестьян, торгового люда, городских жителей. После указа Синода 1722 года «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы» медное литье стало фактически нелегальным. С этого времени Русская православная церковь мало обращалась к производству этих форм, однако медное литье продолжало существовать у старообрядцев, которые особо почитали и ценили его как прошедшее «огненное крещение».

Иконографический тип образа — «Сошествие во ад». На иконе в центре мы видим Иисуса Христа, окруженного миндалевидным нимбом. Правую руку он подает Адаму, восставшему из гроба, слева — коленопреклоненная Ева. На заднем фоне стоят ветхозаветные праведники и пророки. Икона «Воскресение Христово» смотрится нарядно — она покрыта многоцветной эмалью. Цветовая гамма иконы не случайна. У каждого цвета свое значение. Основной цвет медной иконы золотистый, символизирующий свет царствия Божия. Белый цвет передает святость и чистоту. Голубые и синие оттенки, присутствующие на иконе — на мандорле (сияние в виде овала вокруг Иисуса Христа) и в верхних углах — напоминают о небесной сфере. Зеленый цвет, обрамляющий фигурную композицию, — символ обновления всего живого. Наделяя каждую форму определенным цветом, мастер подчеркивал в иконе ее содержание.

В экспозиции музея находится пасхальный предмет, связанный с паломничеством в Палестину. Это панагия на резной цепи. Она выполнена из перламутра овальной формы, лицевая часть чуть выгнута. На лицевой стороне в центре в овале рельефный рисунок Воскресения Христова. По периметру — прорезной растительный орнамент. Верхняя часть панагии подвижна, в форме короны. Цепь состоит из чередующихся овальных звеньев. В XIX веке центрами производства перламутровых христианских реликвий являлись Иерусалим и Вифлеем. Это преимущественно евлогии (в переводе с греческого «благословение»), предметы, призванные напоминать христианину о посещении святых мест. Они изготовлялись массово и рассчитывались на паломников самого разного благосостояния. Наиболее эффектными признавались иконы с резными изображениями на выпуклой стороне (2), как мы видим в данном случае. Известна история иконы. Она получена музеем 23 марта 1927 года в дар от Владимира Ивановича Шишечкина, лаборанта Челябинской хлебной станции. Она досталась ему от  С. А. Слободкина, который в 1914 году привез евлогию из Иерусалима.

 

Панагия «Воскресение Христово». Палестина. Начало ХХ в. Фонды Государственного исторического музея Южного Урала

К пасхальным раритетам уральского церковного искусства относится круглая икона-хоругвь «Воскресение Христово», выполненная на ткани. На ней изображение Христа, выходящего из гроба с победным знаменем, — более поздний пасхальный иконографический тип, пришедший в Россию из европейского христианского искусства. На обороте иконы читается надпись: «Челяб. Одигитр. Монастырь. 1918 г.». Это одна из немногих сохранившихся икон, выполненных в иконописной мастерской Одигитриевского женского монастыря Челябинска.

Челябинский Одигитриевский женский монастырь — старейший в Оренбургской епархии. Начало Одигитриевскому монастырю в Челябинске положила община, созданная в 1848 году. 3 апреля 1862 года община получила статус монастыря. К концу XIX столетия обитель вступила в пору своего расцвета. За это время монастырь успел отстроиться тремя каменными церквами, при нем были открыты монастырская школа и приют, различные мастерские: иконописная, золотошвейная, белошвейная, переплетная и другие, имелось плодово-овощное хозяйство. Постановлением Челябинского губисполкома 23 марта 1921 года Одигитриевский монастырь на 73-м году своего существования был закрыт.

В иконописном деле сестры Одигитриевского монастыря достигли определенных высот. Иконы, написанные в монастыре (сегодня хранятся в Государственном историческом музее Южного Урала, в Курганском художественном музее, в храмах и в частных коллекциях), отличались правильным рисунком и монументальностью образов. Можно говорить об особом иконописном стиле, характерном для Челябинского Одигитриевского монастыря конца XIX — начала XX века. По свидетельству современников, написанные в монастыре иконы пользовались большим спросом. Сохранилось их не много, хотя до революции  сестры Одигитриевского монастыря писали иконы практически для всех соседних епархий (3)

Икона «Воскресение Христово». 1918 г. Выполнена монахинями Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Живопись на ткани. Фонды Государственного исторического музея Южного Урала
Вид на Челябинский Одигитриевский женский монастырь с улицы Большой (ныне ул. Цвиллинга). Начало ХХ в. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Плащаница Иисуса Христа, представленная в экспозиции, с 1800 по 1932 год хранилась в Христорождественском соборе Челябинска, главном православном соборе Исетской провинции. Храм заложен в 1748 году, освящен в 1766-м и имел два придела: правый — в честь святителя Николая, левый — в честь апостола Иоанна Богослова. С 1914 года являлся кафедральным (с момента появления епископской викариатской кафедры в Челябинске). Собор был закрыт советской властью в октябре 1931 года, здание снесено в июне — июле 1932 года. Из убранства храма сохранилось немного реликвий, в числе которых — плащаница 1800 года, выполненная монахинями Арзамасского Свято-Никольского девичьего монастыря в изобразительных традициях XVIII века. Все они находятся с 1932 года в Государственном историческом музее Южного Урала.

Музейные предметы, связанные с пасхальным торжеством, знакомят нас с особенностями церковного искусства Южного Урала и с конфессиональной историей региона, а также являются раритетами коллекции культовых предметов, представленных в экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала.

Плащаница. 1800 г. Плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста). Вышита в Арзамасском девичьем Никольском монастыре. Ткань бархатная, медная нить, картон, дерево.
Христорождественский собор Челябинска. Начало ХХ в. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Примечания

[1] Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. Коломна : Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.

[2] Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв. в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимир, 2011. С. 5–8 ; Перламутровое чудо // https://yarkremlin.ru/visitors/virtualnyy-vizit/perlamutrovoe-chudo/ (дата обращения: 04.07.2022).

[3] Максимова Г. В. Монастырское иконное письмо // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сб. Курган, 1999. Вып. 2 ; Лицом к свету. Очерк истории Одигитриевского женского монастыря города Челябинска / сост. Т. О. Воронова. Челябинск : ООО «НБС», 2005. С. 32–33.

Другие статьи

Все статьи