Пасха, день Воскресения Христова — самый главный праздник христианской церкви уже более двух тысяч лет. Этот праздник занимает центральное место в церковном календаре, к нему готовятся в течение шести недель Великого поста и Страстной седмицы, а празднуют сорок дней — до церковного дня Вознесения Христова. Дата празднования Пасхи ежегодно меняется, исчисляется по лунно-солнечному календарю.
Пасха всегда была любимым в народе праздником, с ней связано множество обычаев: например, дарить друг другу особенные подарки, украшать стол, готовить праздничные блюда. С последней трети XIX века в России стало традиционным вместе с пасхальными поздравлениями и подарками рассылать пасхальные открытые письма (открытки) с красочными рисунками, на которых были изображены пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди (поздравляющие друг друга традиционным пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» — «Воистинну воскресе!»), пейзажи, цветы. Собственные открытки в России стали печатать только в конце XIX века, поэтому на ранних пасхальных открытках чаще изображались принятые в Западной Европе атрибуты Пасхи, например зайцы и птицы. С распространением в России в конце XIX века открытых писем стало возможным отправлять пасхальные открытки родным и знакомым, особенно тем, с кем не могли христосоваться на Пасху и произнести слова «Христос воскресе!» через версты весенней распутицы и пограничные посты.
Коллекция пасхальных открыток сохранилась в фондах Государственного исторического музея Южного Урала. Посмотрим на некоторые из них.
Открытое письмо «Христос воскресе!». 1904–1907 годы
На открытке изображен Челябинский Христорождественский собор. Храм на пасхальной поздравительной открытке — один из распространенных сюжетов, напоминание о церковных торжествах Воскресения Христова.
Очень часто на пасхальных открытках присутствуют сюжеты с пушистыми цыплятами, проклюнувшимися из яйца. Такое символическое указание на победу жизни характерно для пасхальной символики как современного времени, так и столетней давности.
Почтовая карточка «С праздником Святой Пасхи». 1909–1914 годы
Верба — один из символов пасхального торжества. Праздник Вербное воскресенье предваряет Пасху. У православных христиан есть обычай хранить освященные веточки вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме.
Открытка «Христос воскресе!». Начало ХХ века
Открытка «Христос воскресе!». Германия. 1905–1917 годы
С древнейших времен у христиан существует обычай в ночь Воскресения Христова, после праздничной службы, разговляться (вкушать скоромную, то есть не постную, пищу) освященными в церкви куличом, пасхой и яйцами.
В некоторых домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с пасхальными атрибутами. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе». В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.
Популярны были пасхальные букеты. Это набор букетов для подарка и для украшения кулича. Пасхальный букет для подарка по форме, колористике и выбору растений выдержан в традициях Пасхи. Он нередко собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами. Всегда были любимы пасхальные букеты на самых разных каркасах, прежде всего букет-«гнездо». Букет на кулич, обычно небольшого размера, собирается на шпильке, чаще всего деревянной, на которой затем и крепится на кулич.
Открытка «Поздравляю со Святой Пасхой!». 1903–1917 гг. Цветная типографская печать
Птицы — один из самых распространенных элементов пасхального оформления поздравительных открыток. Чаще всего изображались аисты, а также птичьи гнезда, перья птиц. В христианской символике птица — символ Святого Духа.
Открытка «Христос воскресе!». 1909–1913 гг.
Непременным атрибутом Пасхи являются украшенные яйца. Истоки этой традиции прослеживаются в мифологии и философских трудах многих древних народов, для которых яйцо являлось символом вселенной, божественности. Христиане расширили символику яйца, подчеркнув в ней элемент зарождения будущей жизни и возрождения.
Открытка «Христос воскресе!». 1909–1915 годы
Красное яйцо, украшающее пасхальный стол, окружено сказаниями и легендами. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. Горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме прекрасных узоров. Другая легенда гласит, что святая Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с полагающимся по случаю праздника Пасхи даром — принесла ему простое яйцо. Император не поверил ее известию о том, что Христос воскрес, и сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо, которое она держит в руках, вдруг станет красным. И тут на его глазах подтвердилось чудо Воскресения Христова: яйцо покраснело.
Почтовая карточка «С праздником Святой Пасхи!». 1909–1916 годы
Яйца, окрашенные в один цвет, называются крашенками; если на общем цветном фоне имеются пятна, полоски, крапинки другого цвета — это крапанки. Более сложно раскрашенные яйца — писанки. На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском. Сделав узор, яйцо погружают в разведенную холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять погружают в другую краску. Когда все узоры выведены, воск с поверхности яйца осторожно «стапливают» — либо над пламенем газовой горелки, либо над свечой. Еще в начале XX века писанки были очень популярны и любимы. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга, так как в Страстную Пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой Субботы на Воскресение их освящали. Иногда на окрашенные разноцветные яйца наклеивали всевозможные узоры и украшения из золотистой или серебристой фольги.
Пасхальное дерево— украшение, имитирующее стоящее в Раю Древо Жизни, Древо познания добра и зла. Оно может быть любого размера — от маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов. Пасхальные работы изготавливались и из любого материала, могли напоминать настоящие деревья или быть стилизованными.
Почтовая открытка «Сердечный пасхальный привет». 1904–1917 годы
Для пасхальных подарков изготовлялись яйца разного размера из шоколада, папье-маше, дерева, фарфора, стекла и даже из драгоценных металлов и камней. Пасхальные яйца для подарка создавал знаменитый российский ювелир Фаберже. Они были украшены золотом и драгоценными камнями. Считают, что именно Фаберже начал делать открывающиеся яйца с сюрпризом. Каждый год фирма Фаберже преподносила императорской семье драгоценное яйцо к Пасхе, и всегда это было настоящее произведение искусства.
Открытка «Христос воскресе!». Франция. 1909–1913 годы
Заяц — один из атрибутов Пасхи и пасхальной символики почти во всех странах Западной Европы, особенно в католических и протестантских. Вместе с традицией изготовления пасхальных открыток изображение зайца перешло и на русские открытки в честь Воскресения Христова. Также в виде зайчиков делали игрушки, сладости и сувениры.
Открытка «Христос воскресе!». 1910–1911 годы
Открытое письмо «С праздником Святой Пасхи!». 1904–1913 годы
В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром пасхального воскресения прятать подарочные яйца. Дети после пробуждения начинают обыскивать весь дом. В итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.