Еще несколько десятилетий назад почтовая открытка (или открытое письмо) играла важную роль в жизни человека. Она была не только средством передачи информации, но и связующим звеном между людьми. Открытка состояла из двух частей — иллюстративной и адресной. Если на последней передавалась какая-либо информация, указывались адреса, то иллюстративная часть несла ознакомительную, развлекательную, просветительскую и пропагандистскую миссию. В период революционных потрясений и боевых действий открытки с мирной тематикой — репродукционные, художественные, поздравительные, рекламные — перестали существовать. На первый план вышла политическая почтовая карточка, отражавшая конкретные события, явления, показывавшая исторических деятелей. Как правило, содержание таких карточек носило пропагандистский характер, и выпускались они для осуществления определенных целей:
1) подорвать, снизить моральный дух противника, привлечь на свою сторону колеблющихся и сомневающихся людей;
2) свести на нет доверие населения к идейным, духовным лидерам противной стороны;
3) вызвать сомнение в правильности идейного и политического курса врага;
4) спровоцировать на массовые акции протеста, неповиновения правящему режиму;
5) переориентировать на помощь и поддержку представителей противоположного лагеря;
6) мобилизовать на борьбу с реальной угрозой потери жизни (собственной, родных и близких), имущества, политических свобод и независимости;
7) напомнить о базовых общечеловеческих моральных принципах и ценностях.
После Октябрьской революции издательства, выпускавшие почтовые карточки, были закрыты или национализированы. В конце 1917 г. было создано издательство ВЦИК. Спустя меньше года, с осени 1918 г. образовывались различные фронты, издательская деятельность активизировалась и разветвлялась: издательство ВЦИК вошло в структуру Государственного издательства (ГИЗа), издательство Петроградского Совдепа реорганизовано в Петроградский отдел ГИЗа, Всероссийское бюро военных комиссаров переименовано в Политические управление Реввоенсовета республики. В городах открылись отделения Российского телеграфного агентства.
Таким образом, к началу 1919 г. в молодой советской республике работала разветвленная сеть издательств, издававших агитационную продукцию, в том числе почтовые карточки. В это же время открытка видовая и с мирной тематикой была упразднена.
К почтовым карточкам периода Гражданской войны предъявлялись те же требования, что и к плакатам, несмотря на существенную разницу в размерах и способах подачи информации. Если плакат предназначался для развески в общественных местах, для всеобщего обозрения, то открытка передавалась непосредственно из рук в руки, рассматривалась с близкого расстояния. Тем не менее изобразительные средства, композиционные особенности, тематика были практически одними и теми же. Способ изготовления, как и у плакатов, — цветная литография.
Открытки периода Гражданской войны напечатаны на бумаге низкого качества. Цветовая палитра — чистые, яркие, бросающиеся в глаза, без полутонов и переходов краски: черная, красная, синяя, желтая, зеленая. Чаще всего многоцветные варианты применялись, когда речь шла о темах общих, злободневных, не связанных с текущими, срочными, сиюминутными задачами.
«Деникинская банда. Бей рабочихъ и крестьянъ».
Из коллекции «Историко-революционные плакаты».
Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1918 — начало 1920-х гг.
Еще одна характерная их особенность: полное отсутствие эстетизма, изящества, нарочитая натуралистичность, показ в невыгодном свете характерных черт персонажей-врагов, открытое, язвительное, жесткое высмеивание их внешних особенностей и недостатков. Советская открытка периода Гражданской войны изобиловала новой революционной символикой и образами: красными знаменами, винтовками со штыками, серпами и молотами, звездами. Одним из распространенных образов было солнце с расходящимися в стороны лучами — символ начала новой жизни.
Почтовая карточка первых послереволюционных лет не просто констатировала факты и описывала какие-либо события, а призывала к сопереживанию, соучастию, открытому действию, борьбе: «Смерть мировому империализму», «Пролетарий под ружье, буржуй под метелку», «Ой, жги, жги, жги — раскомаривай, Я хлестну, а ты, Ванюха, приговаривай. Мы веками спину гнули, Баре нас в три шеи дули, А теперь и вам черед, Выходи честной народ. Генерал, купец, буржуй, Ты теперича танцуй… Попотей, как мы потели, — Сами этого хотели!».
«Ой, жги, жги, жги — раскомаривай, Я хлестну, а ты, Ванюха, приговаривай».
Из коллекции «Историко-революционные плакаты».
Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1918 — начало 1920-х гг.
На изображениях отсутствовала детализация, прорисовка отдельных частей. Яркие цветные пятна заменяли объем, а экспрессивные линии создавали эмоции и настроение. Авторы часто черпали вдохновение в народной картинке — лубке с его простой техникой, лаконичным изображением, грубоватыми, условными штрихами. Пример — открытое письмо «Прежде. Теперь».
«Прежде Теперь». Из коллекции «Историко-революционные плакаты».
Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1918 — начало 1920-х гг.
Изображение разделено по центру вертикальной черной линией. В левой части показана нелегкая жизнь простого солдата при царском режиме: он и с ребенком генеральским нянчится, и коробки с нарядами генеральской жены таскает. В правой части — тот же солдат при советской власти получил возможность отдыхать и развиваться: он и книги, газеты читает, и в шахматы играет.
Как изображались на почтовых карточках периода Гражданской войны «свои» и «чужие»? «Свои» — рабочие, солдаты, матросы, крестьяне — полны решимости дать отпор врагу, броситься по первому зову защищать достижения революции, гнать подальше заевшихся богачей, буржуев, предателей-генералов, угнетателей. Лица их одухотворены, облагорожены; авторами подчеркивались их физическая сила, мощь, высокий моральный дух. Во главу угла ставились солидарность, духовное единение представителей пролетариата, крестьянства, вооруженных сил против врага (открытое письмо «Да здравствует 1 мая — Международный праздник Труда!». Изменники и предатели жестко изгонялись, несмотря даже на родственные, кровные связи. Пример — почтовая открытка «Уйди прочь, дезертир! Ты мне не сын! Ты изменник и предатель Революции».
«Уйди прочь, дезертир!». Из коллекции «Историко-революционные плакаты».
Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1919 — начало 1920-х гг.
Пожилой крестьянин гонит прочь со двора сына-солдата, перешедшего на сторону врага. Тот стоит, потупив взор, не в силах противиться отцовской воле, защитить собственную гражданскую позицию. Рядом стоят, переживая за исход идейных разногласий, не смея сказать и слова в защиту заблудшего представителя молодого поколения, женщина с младенцем на руках и пожилая крестьянка. Непримиримость позиций, готовность вычеркнуть навсегда из собственной жизни родного человека-изменника подается здесь как нормальное для нелегкого послереволюционного времени явление, которое следует приветствовать.
«Чужие» — буржуи, царские генералы и офицеры, их жены, содержанки, мироеды-кулаки, интеллигенты — изображались чаще всего внешне безобразными, с гипертрофированными физическими особенностями: длинными ногами и загребущими, непомерно большими руками, толстыми, заплывшими или, наоборот, худыми, неприятно вытянутыми лицами. Через отталкивающий облик передавался и подчеркивался и их омерзительный внутренний мир: жадность, жестокость, надменность, самодовольство, готовность «идти по трупам» ради собственной корыстной выгоды и достижения поставленных целей. Яркий пример — открытка с репродукцией плаката В. Н. Дени «В царстве Деникина».
«В царстве Деникина». Из коллекции «Историко-революционные плакаты». Автор: Дени В.Н.
Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1919-начало 1920-х гг.
Генерал А. И. Деникин и его подчиненные собственноручно расстреливают мирных граждан: мужчин, женщин, детей. Перед зрителем — облупленная кирпичная стена, возле которой — трупы. Единственные оставшиеся в живых — женщина и ребенок на ее руках — не в силах сопротивляться и покорно ждут своей страшной участи. Палачи же хладнокровны и безжалостны, их руки, держащие орудия убийства, не дрожат, взоры направлены на жертв. Заплывшая жиром фигура Деникина с саблей наперевес одновременно вызывает ужас, омерзение и желание уничтожить его незамедлительно. Как поступать с врагами? Ответ дают открытки «Пора пожить в чистоте и не в обиде. Весь сор из избы долой» (автор Д. С. Моор) и «Кончен пир богачей!» (К. Спасский). Он безапелляционный: врагов нужно выметать, вытаптывать безжалостно и беспощадно.
«Кончен пир богачей». Из коллекции «Историко-революционные плакаты». Автор: Спасский К.
Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1918-начало 1920-х гг.
На открытке «Кончен пир богачей!» изображен красноармеец на коне с развевающимся красным флагом с надписью «Р.С.Ф.С.Р.», ворвавшийся в зал с колоннами, в котором за столом с яствами сидят генерал в мундире, двое мужчин в сюртуках и три женщины в вечерних платьях. Правая рука красноармейца вытянута вперед. У колонны справа — два официанта с бутылками на подносе. Образ красноармейца напоминает одного из всадников Апокалипсиса из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, по имени Завоеватель, на белом коне. Всадник торжествует, празднует победу, а его враги повержены. Один из них упал ниц; модная дама с глазами, наполненными ужасом, резко встает из-за стола; генерал, его спутница, кавалер недоуменно смотрят на всадника, еще не осознавая своей скорой кончины. Женщина, сидящая спиной к зрителю, рукой тщетно пытается защититься от нежданного визитера, но в бессилии падает на стол. Основной цветовой акцент сделан на красном флаге, выделяющемся ярким пятном на общем сером фоне.
В открытках периода Гражданской войны звучит тема классовой ненависти. Художники кистью и карандашом расправлялись не только с царем, дворянами, генералами, офицерами, кулаками, но и с представителями духовенства. Открытое письмо «Все люди братья,— люблю с них брать я» (художник В. Н. Дени) показывает жадность, алчность, лицемерие представителя духовенства.
«Все люди братья, — люблю с них брать я».
Из коллекции «Историко-революционные плакаты». Автор: Дени В.Н.
Литературно-издательский отдел Политуправления Р.В.С.Р. 1918 — начало 1920-х гг.
Упитанный, со слащавой улыбкой поп восседает в кресле у стола с самоваром, сложив на животе пухлые холеные руки. Ему приниженно кланяются старики, принесшие скудное подаяние — петушка и яйца в лукошке. Поп благосклонно принимает подарок, отлично понимая, что старик и старуха отдают ему, возможно, последние имеющиеся в доме запасы, и нисколько этим не гнушается.
Открытки периода Гражданской войны являются жемчужинами в музейных собраниях и частных филателистических коллекциях. Дело не только в их ограниченном выпуске, значительной исторической значимости. Яркие, красочные, запоминающиеся образы доступны для понимания не только исследователю, но и современному рядовому зрителю. Они отражают интересы широких народных масс, говорят с ними на языке, свободном от высокопарных слов и выражений. Значительное их преимущество — юмор, сочный, подчас грубый, язвительный, но вполне отвечающий духу и сознанию российского человека. Образы, запечатленные на открытках, многократно эксплуатировались раньше и широко используются по сей день в сатирических литературных произведениях, кинематографе, театре, изобразительном искусстве.