О. Н. Василенко,
хранитель фонда редкой книги
Государственный исторический музей Южного Урала продолжает знакомить вас с двумя редкими изданиями, хранящимися в фонде «Редкая книга». Речь идет о труде «Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по “Ландкартам” Красильникова и “Топографии” П. И. Рычкова 1755 г.» (издано Оренбургским отделом Русского географического общества и напечатано в оренбургской типографии Б. Бреслина в 1880 году) и «Топографии Оренбургской губернии» П. И. Рычкова 1887 года издания. Во второй части поговорим об истории публикации карт и «Топографии». Процесс издания занял несколько лет, так надолго он затянулся по множеству причин.
Составителем карт, с которыми работал Рычков, был некто И. Красильников — прапорщик геодезии. Карты были подготовлены «под его (Рычкова) наставлением» и составлены достаточно подробно, насколько это было возможно для того времени, в них заносились даже самые незначительные деревни. Можно привести яркий пример: один из близких родственников Карамзина отрицал, что тот родился в селе Михайловке-Карамзинке, из-за того, что это село не существовало около 1765 года, когда Карамзин родился. Но позднее были получены сведения о том, что это село уже существовало в 1773 году. А карта Красильникова, составленная за десять лет до рождения Карамзина, окончательно доказала, что в 1755 году деревня Карамзина уже значилась в Бузулукском уезде1.
«Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» Красильникова и «Топографии» П. И. Рычкова 1755 г.», изданная Оренбургским отделом Императорского Русского географического общества в 1880 году. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
«Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по “Ландкартам” Красильникова и “Топографии” П. И. Рычкова 1755 года» (1880) была издана на средства И. Ф. и Ф. И. Базилевских в Оренбургской типографии Б. Бреслина. В это издание вошли: предисловие к «Ландкартам…», составленное Н. Е. Северным, сами карты в количестве 12 листов с текстом на обороте, а также первая часть сочинения П. И. Рычкова, состоявшая из шести глав. Здесь были представлены сведения об основании Оренбурга, размерах губернии и населяющих ее народах, а также краткие данные об имеющихся на территории губернии горах, озерах, лесах, пещерах, песках, о представителях фауны и флоры и пр. Причем природу и ее богатства, земледелие, промышленность и промыслы края автор описывал в тесной связи с его историей и экономикой. Помимо того, в повествовании Рычкова обнаруживается его дар самобытного и точного слова, которым он показал различные явления из жизни природы и людей.
Как уже было сказано, атлас издан Оренбургским отделом Русского географического общества (ООРГО). Следует сказать несколько слов об этом учреждении. Оренбургский отдел РГО был основан в 1867 году. Его научно-издательскую деятельность трудно переоценить. Он находился на южных границах расширяющихся владений Российской империи, природные ресурсы которых требовали тщательного изучения с целью вовлечения их в экономику страны. Поэтому вклад Оренбургского отдела РГО в исследование вновь присоединенных к России азиатских территорий очень весом. Отделом издавались «Записки» и «Известия», в которых печатались статьи, посвященные истории, природным условиям и ресурсам, этнографии и статистике населения, экономике и торговле Оренбургского края. Поэтому, когда член отдела Р. Г. Игнатьев предложил издать «Топографию Оренбургской губернии» П. И. Рычкова, к этому предложению отнеслись с «большим сочувствием»2.
Р. Г. Игнатьев также выразил желание составить к «Топографии» предисловие, комментарии и дополнения3. Он считал очень важным издание этого труда как ценного источника информации об Оренбургском крае в том, что касается истории, географии, топографии и статистики, а также содержащего интересные сведения о народностях Средней Азии. Забегая вперед, надо сказать, что обещанных Р. Г. Игнатьевым материалов в отделе так и не дождались в силу объективных причин.
Карта из книги «Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» Красильникова и «Топографии» П. И. Рычкова 1755 г.», изданная Оренбургским отделом Императорского Русского географического общества в 1880 году. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Закономерно, что издание такого труда требовало значительных финансовых затрат. Поэтому нужно отметить, что денежные средства Отдела состояли из членских взносов, пожертвований, процентов с неприкосновенного капитала и не очень значительных сумм от продажи изданий, выпускаемых Отделом. Основными статьями дохода, конечно же, были пожертвования и членские взносы. Отдел постоянно страдал от денежных затруднений, что не могло не сказываться на научной и издательской практике ООРГО. Даже выпуск в свет первой книги «Записок» стал возможным благодаря денежным пожертвованиям покровителя отдела оренбургского генерал-губернатора Н. А. Крыжановского и члена-соревнователя Д. С. Жуковского.
Но в том, что касается издания «Топографии», подобных проблем не возникло. Поначалу, оценив объем труда Рычкова, в отделе осознали, что необходимыми для издания средствами они не располагают. Но, тем не менее, финансовый вопрос был благополучно улажен.
На обложке атласа можно видеть пометку: «Издано на средства Ивана Федоровича и Федора Ивановича Базилевских». Иван Федорович Базилевский — оренбургский меценат, член-соревнователь, действительный статский советник, обещал пожертвовать на издание всю необходимую сумму. Но он поставил условие, состоявшее в том, что он выделит средства и окажет необходимое содействие, только если вместе с «Топографией» П. И. Рычкова также будет издана и другая его рукопись, а именно «Ландкарты или чертежи географические, на которых представляется Оренбургская губерния со смежными к ней местами», находившиеся в Императорской Академии Наук4.
И. Ф. Базилевский обещал оказывать материальную поддержку при условии, что труд П. И. Рычкова будет издан местным научным обществом, а доходом от продажи книги будет распоряжаться это общество. Условие надолго задержало реализацию задуманного, поскольку после переписки с Академией Наук выяснилось, что высылка столь ценных материалов невозможна, а копии с них могут быть сняты только в Санкт-Петербурге. Это требовало переговоров с техниками, для чего долго не предоставлялось возможности, в связи с чем все было отложено на неопределенный срок. Только в 1876 году, воспользовавшись пребыванием в Санкт-Петербурге действительного члена ООРГО, бывшего начальника Оренбургского военно-топографического отдела полковника М. Н. Лебедева, смогли продолжить начатое дело.
Карта из книги «Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» Красильникова и «Топографии» П. И. Рычкова 1755 г.», изданная Оренбургским отделом Императорского Русского географического общества в 1880 году. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
И. Ф. Базилевский, как и обещал, оплатил копирование «Ландкарт», которые представляли собой 12 отдельных географических карт и 20 страниц текста. Было решено издать их отдельно от «Топографии», невзирая на большие издержки, которые, впрочем, не легли на Отдел «благодаря просвещенной щедрости» Ивана Федоровича Базилевского, выделившего более 1000 рублей на это предприятие. Чтобы избежать неточностей при изготовлении «Ландкарт», было решено издать их фотолитографическим способом. Напечатаны они были в картографическом заведении Главного штаба, однако они отказались сброшюровать листы, и пришлось эту работу выполнять в Оренбурге.
После того, как И. Ф. Базилевскому предоставили первые отпечатанные листы «Ландкарт», он изъявил желание раскрасить за свой счет весь атлас, вследствие чего одновременно с печатанием остальных карт производилось и раскрашивание. Окраска границ территорий наносилась от руки в соответствии с подлинником. Работа была закончена только к лету 1877 года, всего было напечатано 300 экземпляров, десять из них были отпечатаны на дорогой бумаге и в роскошном переплете как подарочные — для вручения И. Ф. Базилевскому и некоторым другим лицам. Но, увы, щедрый меценат так и не увидел результатов работы, поскольку к тому времени ушел из жизни. Поэтому один экземпляр ландкарт Рычкова в роскошном переплете был вручен его сыну Ф. И. Базилевскому. На издании значилась надпись: «Сыну покойного жертвователя на издание ландкарт Рычкова Федору Ивановичу Базилевскому. Оренбургский отдел Географического общества. 1878».
Помимо собственно самих карт, «Ландкарты» содержат текст, который является первой частью «Топографии», за исключением «Предъизвещения», которого не было в ее печатном издании, но которое имелось в рукописи книги.
Полное название издания звучит так: «Ландкарты, или Чертежи географические, на которых представляется Оренбургская губерния с смежными к ней местами. Сочинены в Оренбурге по определению Оренбургской губернской канцелярии декабря дня 1752 года при Оренбургских географических делах из разных прежних и новых описаний, через геодезии прапорщика Красильникова с товарищий. Для лучшего ж оных ландкарт разъяснения приобщено к ним краткое особое историческое описание, под именем: Топография Оренбургской губернии. Впредь для ведома к дополнению ж и поправлению от искуснейших еже все собрано в Оренбурге из разных описаний русских и иностранных и по известиям в губернской канцелярии имеющимся».
Причем, текст «Топографии» — это первоначальная редакция 1755 года, которая была в дальнейшем переработана как самим автором, так и — в некоторой степени — редакцией журнала «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие», в которой «Топография» была издана в 1792 году.
Кстати говоря, следует отметить интересный факт: в рукописи «Топографии» и ее печатном варианте присутствует до двух тысяч разноречий, причем иногда «рукописный текст исправнее печатного», но зачастую все наоборот — в рукописи имеются орфографические ошибки, искажения названий и пропуски, затрудняющие понимание. Вероятно, вину следует возложить на «безграмотность переписчика». С одной стороны, при переработке из рукописи автором были убраны некоторые важные указания, но в других местах текст «Топографии» значительно дополнен. Например, в статьях о туркменах и Хиве, при перечислении туркестанских городов, в статье о пещерах, при перечислении оренбургско-уральских владельцев заводов и пр.5.
Параллельно с изданием в Санкт-Петербурге ландкарт шла подготовка текста «Топографии». Но, по словам автора предисловия к «Ландкартам» Н. Е. Северного, «издание «Топографии» замедлилось до сих пор, по недоставлению г. Игнатьевым обещанным им приложений». Задержка процесса издания «Топографии» была связана с ожиданием от Р. Г. Игнатьева предложенных им комментариев, что стало невозможно ввиду его смерти. Кроме того, обещавший выделить средства И. Ф. Базилевский, также скончался, но в Отделе рассчитывали, что, возможно, эту материальную поддержку окажет его сын — Ф. И. Базилевский. Так и произошло.
7 октября 1886 года от действительного статского советника, члена РГО Ф. И. Базилевского поступило пожертвование в размере 400 руб. на издание «Топографии» П. И. Рычкова.
В 1887 году в типографии Б. Бреслина была наконец-то напечатана «Топография Оренбургской губернии» П. И. Рычкова. Издание было значительно по объему — 430 страниц, оно состояло из двух частей (в первой было шесть глав, во второй — двенадцать) и сопровождалось указателем озер, гор, урочищ и населенных мест. В качестве приложения к «Топографии Оренбургской губернии» П. И. Рычкова шел ранее отпечатанный атлас «Ландкарты и чертежи географические, на которых представляется Оренбургская губерния, со смежными с ней местами…».
В XX веке текст «Топографии» был издан дважды: в 1983 году в ГДР и в 1999 году в России, в Уфе, а также дважды в отрывках. Кроме того, атлас и «Топография» переизданы уже в XXI веке.
Как сообщалось выше, было отпечатано всего 300 экземпляров «Ландкарт». Тираж «Топографии», судя по всему, также был ограничен. Некоторая его часть вскоре была выслана в российские научные общества, сотрудничавшие с ООРГО, но основная оставалась в Оренбурге. Но эта часть тиража, по-видимому, была утрачена в первой четверти XX века, в связи с событиями гражданской войны и тем, что в 1920–1924 годах Оренбург являлся столицей Киргизской (Казахской) ССР. Казахские чиновники, уезжая затем в новую столицу — Кызыл-Орду, вывезли с собой и фонды библиотек оренбургских научных обществ. Уникальное издание менее чем через пятьдесят лет после своего выхода стало библиографической редкостью даже в самом Оренбурге6.
Но экземпляры «Топографии» и ландкарт теперь хранятся в фондах нашего музея, что не может не производить впечатления. Это и правда удивительно — держать в руках столь ценные раритеты. Особенно после того, как становится известна их историческая судьба.
Примечания
1. Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по “Ландкартам” Красильникова и “Топографии” П. И. Рычкова 1755 г. Оренбург : Оренбургский Отдел Русского Географического Общества, тип. Б. Бреслина, 1880. С. 64.
2. Записки Оренбургского отдела Императорского русского географического общества. Вып. 3. Оренбург : Тип. И. И. Евфимовского-Мировицкого, 1875. С. 2.
3. Топография Оренбургской области : сочинение П. И. Рычкова 1762 года. Оренбург : [Издано на средства Ф. И. Базилевского Оренбургским отделом Императорского Русского географического общества], 1887. С. 11.
4. Там же. С. 33.
5. Записки Оренбургского отдела… Указ. соч. Л. 2.
6. Клинков Е., Савинова Т. «250 лет «Топографии Оренбургской» П. И. Рычкова // «Гостиный двор»: литературно-художественный и общественно-политический альманах URL: http://orenlit.ru/tvorchestvo/v-zerkale-istorii/250-let-topografii-orenburgskoy-pi-ryichkova.html (дата обращения: 4.09.2019).