Загрузка...
16336

В 2021 году исполнилось сто лет трагическому событию в истории Челябинска — закрытию Одигитриевского женского монастыря.


Челябинский Одигитриевский женский монастырь — старейший в Оренбургской епархии, утвержденный 23 февраля 1854 года Николаем I по докладу Святейшего Синода.

5cbb43452016adbd8e6e96f0c6f8ba83.jpg

    Челябинский Одигитриевский женский монастырь. Открытка. Фонды Государственного исторического музея Южного Урала


Он располагался там, где сейчас находится здание областной администрации и гостиница «Южный Урал» — на пересечении улицы Цвиллинга и проспекта Ленина. В 1860 году была устроена монастырская заимка (ныне территория сада в Ленинском районе Челябинска).

c6d37fe452adffa471a5f22e5866d5b8.jpg

Игуменья Анастасия, сестры и священство Челябинского Одигитриевского женского монастыря на Никольской заимке, около пруда «Девичьи слезы» (территория современного Ленинского района Челябинска). 1910-е годы. Архив Челябинского Одигитриевского женского монастыря


Накануне революционных событий, в 1915 году, в обители находились 363 монахини и послушницы
1.


Историю монастыря мы знаем, в основном, из архивных источников делопроизводственного характера. Свидетельства очевидцев – бесценный и редкий исторический источник. Таких источников личного происхождения сохранилось немного. Один из них – воспоминания Анны Николаевны Неаполитановой
2.


Анна Николаевна родилась 25 октября 1910 года. Её отец — сын челябинского протоиерея Димитрия Неаполитанова, работал в Челябинске врачом. Мать, Екатерина, была дочерью протоиерея Венедикта Евладова, долгие годы служившего в селе Чумляк Челябинского уезда. Анна Николаевна стала преподавателем музыки (фортепиано), в 1940-60-х годах работала в Челябинске в музыкальной школе №1. Умерла 22 апреля 2000 года. Ныне потомки Анны Николаевны живут в Челябинске и Москве. Они сохранили её воспоминания, написанные в конце 1960-х – начале 1970-х годов (с дополнениями более позднего времени). Изданная книга охватывает события из жизни Анны Николаевны до 1930 года (до смерти её отца)
3.


Ее дедушка — протоиерей Димитрий Неаполитанов — был тесно связан с Челябинским Одигитриевским женским монастырем.


581e23bd8eac60ad3a9d2ff7b9600ac4.jpg

    Протоиерей Димитрий Неаполитанов с семьей. Начало ХХ в. Фонды Государственного исторического музея Южного Урала.



С 1912 года служил священником в монастырских церквях, а после 1917 года находился на покое при монастыре. Картины мирной монастырской жизни, еще до гонений и репрессий, сохранились в памяти Анны Николаевны. «Белая стена монастыря тянулась на целый квартал по улице Спартака от улицы Цвиллинга до Советской, а по Цвиллинга — почти до самого духовного училища. Внутри в большом четырехугольнике монастырского двора было несколько больших двухэтажных каменных домов и много маленьких домиков-келий, окруженных небольшими садиками,Ю в которых росли малина и смородина. Молодая красивая игуменья Анастасия жила в большом белом доме, который выглядывал через монастырскую стену на улицу Спартака. Примерно на этом месте теперь находится вход в гостиницу «Южный Урал». В остальных домах жили послушницы, а заслуженные матушки-монахини обитали в маленьких домиках. В монастырь вели двое ворот: одни, главные — с улицы Цвиллинга, другие, служебные — с Советской. В этом углу монастыря помещались конюшни и другие дворовые службы. Весь монастырский городок утопал в зелени и цветах. Посередине монастырского двора стоял деревянный двухэтажный дом. Наверху там была золотошвейня, а внизу жили три монахини, приютившие у себя дедушку, а потом и папу. Самая старшая из монахинь — матушка Манефа, средняя — мать Феонилла, самая младшая — послушница Маня Костромитина»
4.


Не раз бывала семья Неаполитановых и на монастырской заимке. Они заезжали туда по дороге на дачу, которая находилась вблизи озера Смолино. Девочке запомнился березовый лесок и лебеди на монастырской пруду
5.


В 1920 году семья Неаполитановых, вернувшись из эвакуации (из-за наступления Красной армии на Челябинск), жила в монастыре у тех же монахинь, которые приютили их дедушку, священника Димитрия Неаполитанова. Послушница Маня Костромитина вылечила отца Анны Николаевны, когда он тяжело заболел тифом.


Воспоминания Анны Николаевны о лете 1920 года, проведенном в монастыре, прекрасны: «Как хорошо мне жилось в это лето! Беззаботно, весело! А двор монастыря — сплошной цветущий сад! Выбегала из своего полуподвала — и сразу на зеленый луг. Посреди луга была неширокая заросшая травой канава. … По другую сторону от нашего дома жили в маленьком домике матушка Нектария и Дарья Максимовна. Потом они часто посещали нас. … Однажды возле церкви на дорожке из каменных плит, окаймленных травой, встретилась с игуменьей Анастасией. … Игуменья ласково потрепала меня по щеке»
6.


1921 год… «На монастырь надвигалась гроза. Решено было его разогнать. Разгон начался с того, что у монашек был отобран самый большой двухэтажный каменный дом, стоявший у стены возле улицы Советской. Выгнали монашек и поселили там разных людей. … Между тем монашек продолжали теснить. Наверху нас поселили беспризорников. Что тут началось! Оборванные вшивые мальчишки бегали по всему монастырю, все ломали, крушили. Вскоре цветущий уголок превратился в грязную помойку. Сломали палисадники, вытоптали траву, оборвали ягодные кусты. То, что описано Сейфуллиной, — цветочки…»
7


Драматическая история закрытия монастыря нашла свое отражение в художественном произведении известной писательницы Лидии Николаевны Сейфуллиной – в повести «Правонарушители», написанной в 1922 году, когда Л. Н. Сейфуллина проживала в Челябинске и была свидетельницей трагических событий
8. Лидия Николаевна была знакома с семьей Неаполитановых и не раз бывала у них в гостях и в 1918 году, и позже, когда семья проживала в монастыре.


Анна Николаевна в воспоминаниях пересказывает фрагменты рассказа Л.Н. Сейфуллиной «Правонарушители» и дополняет: «Итак, беспризорники сделались хозяевами монастырского двора. У Сейфуллиной сказано, что они заглядывали во время богослужения в церковь и кричали» «Ленин! Троцкий! Совнарком!» Кабы только это! В первый же день они сорвали замок у чулана. Папа пошел объясняться. К нему вышел старшой. Он сказал: «Извините, товарищ доктор, мы не знали, что это ваш чулан. Думали монашек. Больше этого не будет». Этого больше не было, но появилось другое. Беспризорным лень было ходить в уборную на улицу, и они прудили у себя прямо на пол. У нас стал протекать потолок. Лились ручьи желтой душистой водички. И ничего с этим нельзя было поделать. Сейфуллина бывала у нас и видела, наверное, разводы на потолке, но об этом она не написала»
9.


28 января 1921 года губисполком постановил освободить помещение Челябинского женского монастыря под детские сады и приюты. В конце января — начале февраля были созваны два собрания верующих, численностью до трех тысяч человек, призвавших не допустить выселения монахинь
10. Протоиерей Димитрий Неаполитонов принял в них активное участие. 22 марта 1921 года были арестованы 42 активиста, а в ночь на 24 марта провели обыски в монастыре и аресты монахинь. 28 марта 1921 года был арестован протоиерей Дмитрий Неаполитанов, а 23 апреля Челябинская губернская ЧК приговорила его к расстрелу11.


Анна Николаевна сохранила воспоминания об аресте и смерти дедушки. «Беда пришла в дом. … К нам явились с обыском. Мамочка дала мне в руки свои золотые часы и велела хранить их. Я беспечно стояла в дверях и открыто держала часы на ладони. Смотрела, как роются люди в дедушкиной темной каморке. Часы никто у меня не отобрал, а дедушку увели. В жаркий день бедный старик шел по палящему солнцу к своей Голгофе. Это был последний его путь. Его арестовали только за то, что он жил на территории монастыря и служил в монастырской церкви. Игуменья Анастасия тоже была арестована. Мамочка носила дедушке передачу, а папа как будто имел доступ в тюрьму — лечил больных в тюремной больнице. Вскоре дедушки не стало. Кто-то из заключенных угостил его кваском, и дедушка заболел холерой. Через два дня он умер. Его хоронили в закрытом гробу, отпевали в монастырской церкви. Отпевали долго. … Все думаю: где же была могила дедушки? Если церковь стояла на том месте, где теперь находится памятник Цвиллингу, то примерно где-то возле кинотеатра имени Пушкина»
12.


Семья Неаполитановых, судя по воспоминаниям Анны Николаевны, была под пристальным вниманием советской власти. «Идет 1923 год. Чудесное жаркое лето. Мне 12 лет. Живем на улице Мастерской, №23, на втором этаже большого двухэтажного дома. У нас три комнаты, а четвертую занимают две женщины-чекистки, поставленные к нам по навету…, чтобы наблюдать за нами. Но наблюдать за нами нечего. В вину можно поставить только то, что к нам по воскресеньям приходят пить чай бывшие монашки, а мы ходим иногда в церковь. Видя, что мы не контрреволюционеры, а самая обычная, хотя и очень спокойная и дружная семья, чекистки становятся нашими лучшими друзьями, а их девочка Лена — моей закадычной подругой. У моего отца врагов нет. Он — доктор, человек добрый, отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь больному человеку. К нему охотно идут лечится, в городе его знают»
13.


После того, как закрыли Челябинский Одигитриевский женский монастырь особенно остро перед всеми сестрами обители встал выбор жизненного пути – как жить монахиням в миру, когда ломают многовековой уклад монашеской и, вообще, православной жизни? О трудностях выбора пути монахинями, изгнанными властями из разрушаемого монастыря, вспоминала Анна Николаевна: «Но вот настал день окончательного разгона монастыря. И потянулись печальные обозы. Если кто-то имел родственников в городе — ехал к ним, другие покупали себе холупки на окраине города. Молодые стали устраиваться на работу. Старушки работали на дому, вязали кружева, вышивали, шили и этим зарабатывали себе на жизнь»
14.


Церкви монастыря и все другие постройки были стерты с лица земли, к концу 1930-х годов в Челябинске уже почти ничего не напоминало о существовании здесь некогда цветущей женской обители
. Только на этом история монастыря не закончилась. Единственное уцелевшее здание на монастырской заимке в 1998 году было передано Церкви, восстановлено монастырское кладбище. В 2014 году на этом месте вновь образовалась женская монашеская община, которая в 2015 году была утверждена Святейшим Синодом как Одигитриевский монастырь. В современное время начался новый период в жизни Челябинского Одигитриевского женского монастыря — его возрождение.

99e0dd054ea6aa344cd3870ad5835163.jpg

    Челябинский Одигитриевский женский монастырь. Челябинск. 2015 г. Фотография из открытых источников



Е. М. Шумская,


кандидат исторических наук,


ученый секретарь


Примечания


1 Прыкина Н. А. История женского Одигитриевского монастыря в документах ГАЧО // Исторические чтения. Вып. 3. Челябинск : Центр ист.-культур. наследия г. Челябинска, 1997. С. 82–83.

2 Челябинск начала ХХ века: воспоминания А.Н. Неаполитановой. Челябинск, 2021. 375 с.

3 Там же. С. 6-12.

4 Там же. С.102-103.

5 Там же. С. 54. 

6 Там же. С. 105.

7 Там же. С. 106-107.

8 Правонарушители // Л. Сейфуллина. Рассказы. М.: Советский писатель. 1936. С.171 – 172.

9 Челябинск начала ХХ века: воспоминания А.Н. Неаполитановой. Челябинск, 2021. С. 106-107. 

10 Сообщение челябинских чекистов об обстоятельствах закрытия Челябинского женского Одигитриевского монастыря. Публикация С.И. Панькина // Челябинск неизвестный: краеведческий сборник. Вып. 4. Челябинск. 2008. С. 453-455.

11 Боже В. С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала двадцатого века // Челябинск неизвестный : краевед. сб. Вып. 1. Челябинск : Центр ист.-культур. наследия г. Челябинска, 1996. С. 47.

12 Челябинск начала ХХ века: воспоминания А.Н. Неаполитановой. Челябинск, 2021. С. 118-119.
13 Там же. С. 172.
14 Там же. С. 107.






Другие статьи

Все статьи