Во второй половине XIX – начале ХХ века Челябинск в церковно-административном отношении входил в состав обширной Оренбургской епархии, охватывающей Оренбургскую губернию, Тургайскую и Уральскую области. В Оренбургской епархии в конце XIX века, в русле правительственной политики Александра III по русификации и христианизации окраин империи и согласно общероссийской церковной тенденции создания епархиальных и приходских братств и обществi, стали активно создаваться различные общества церковно-просветительского характера.
Челябинск также не остался в стороне от этих событий церковной жизни епархии. В городе в 1903 году было учреждено общество хоругвеносцев при Христорождественском соборе Челябинска.
Христорождественский собор Челябинска. Начало ХХ в. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Христорождественский собор в Челябинске был заложен 23 марта 1748 года и стал первой каменной церковью города. Собор имел два придела: правый в честь святителя Николая, левый в честь апостола Иоанна Богослова. С 1914 года являлся кафедральным (с момента появления епископской викариатской кафедры в Челябинске).
Данилов Ю. Соборная площадь. Акварель
По сообщению благочинного челябинских церквей протоиерея Митрофана Кремлева, инициатива учреждения общества хоругвеносцев исходила от жителей города. За образец в его организации было взято одноименное общество при Омском Успенском кафедральном собореi.
В общество пожелали вступить 40 жителей Челябинска:
Батраков Андрей Максимович;
Пентегов Евгений Андреевич;
Тарасов Александр Алексеевич;
Токарев Петр Павлович;
Шпагин Степан Андреевич;
Бухарин Александр Степанович;
Пентегов Аркадий Андреевич;
Шапошников Иван Николаевич;
Пономарев Андрей Иванович;
Беляевский Павел Васильевич;
Семеин Александр Александрович;
Баев Иван Дмитриевич;
Культин Яков Андреевич;
Лебедев Петр Иванович;
Шапошников Николай Иванович;
Лебедев Степан Петрович;
Валаков Никита Ефимович;
Пахомов Афанасий Михайлович;
Кедров Николай Афанасьевич;
Чикин Александр Андреевич;
Степанов Павел Степанович;
Холодов Андрей Петрович;
Дмитриев Валентин Васильевич;
Сотпев Иван Евстигнеевич;
Соболев Андрей Васильевич;
Пономарев Федор Егорович;
Бакуев Петр Денисович;
Лямин Иван Ларионович;
Варнавин Павел Васильевич;
Катков А. А.;
Катков Иван Андреевич;
Павлов Гавриил Васильевич;
Колбин Василий Михайлович;
Иванов Михаил Павлович;
Филиппов Федор Васильевич;
Столбов Николай Сергеевич;
Боровинский Иван Николаевич;
Круглов Павел Васильевич;
Хованов;
Петров Никита Ивановичii.
Страницы из дела «Об учреждении при Христорождественском соборе Челябинска общества хоругвеносцев». ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 7227. Л. 2–3
Целью общества хоругвеносцев была забота о «благолепии храмов Божиих в городе и о благочинии среди богомольцев во время Богослужения»i. На цель общества указывает его название. Хоругви являлись важными предметами богослужения, на крестных ходах их как священные знамена несли церковнослужители и прихожане. На хоругвях обычно изображались Спаситель, Божия Матерь и особо чтимые святые и праздники. Деятельность общества имела церковно-просветительский характер и была направлена на укрепление православного благочестия и нравственности среди жителей Челябинска.
Е. М. Шумская
кандидат исторических наук, ученый секретарь
Государственного исторического
музея Южного Урала
1 Нечаева М. Ю. Единение во имя Христа: Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX – начала XX веков. Екатеринбург, 2008. С. 67, 119, 167; Федорова Ю. С. Социальная деятельность братства святых Кирилла и Мефодия на территории Оренбургской Епархии во второй половине XIX – начале XX вв. // Православная культура на Урале: контексты истории и современность. Челябинск, 2006. С. 250.
2.ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 7227. Л. 1, 4.
3.Там же. Л. 2 об., 3
4.Там же. Л. 1.