Н.Н. Семейкин за работой. Негативы предоставлены из фондов ОГАЧО
Получив блестящее образование в Московском архитектурном институте, Семейкин был рекомендован к поступлению в аспирантуру, однако научной деятельности он предпочел настоящую работу архитектора. Вернувшись в Челябинск, поступил на службу в институт «Челябинскгражданпроект». Подобно архитекторам прошлого в основу градостроительных поисков молодой автор заложил не только пространственно-композиционные, эстетические идеи, но и идеи создания полноценной среды для физического и духовного развития человека. С этим связано создание озелененных, пригодных для отдыха и прогулок территорий, организация жилых кварталов, культурных и спортивных учреждений. В своих проектах, Н. Семейкин обращался к разным стилевым направлениям, исследуя лучшие архитектурные образцы прошлого.
Первой самостоятельной работой Николая Николаевича стало создание типового проекта гостиницы в Сатке. Затем последовали градостроительные работы в составе авторских коллективов: проект детальной планировки центра Челябинска (1969–1970), генеральный план технополиса «Солнечная Долина» на озере Большой Кременкуль (1991), национального парка на озере Зюраткуль (1993), схема градостроительного зонирования (1999) и генеральный план областного центра (2003)1. Однако далеко не все архитектурные проекты Н. Семейкина были реализованы.
Проект ресторана «Гамбургер», 1991г. Из фондов ОГАЧО
Примером тому служит проект ресторана «Гамбургер» на 88 посадочных мест. Согласно сохранившимся эскизам (1991), ресторан планировалось разместить рядом с кинотеатром «Родина» на улице Кирова, предусматривались и обширная летняя веранда, цветник. Ресторан должен был строиться по индивидуальному проекту. Большое внимание при этом автор уделил архитектурному образу, который был решен в стилистике загородной резиденции с кирпичными стенами и скатной крышей, облицованной красной черепицей. Внешний облик здания должен был органично вписаться в уже сложившуюся архитектурную среду центра города.
Проект органного зала в Челябинске, 1993г. Из фондов ОГАЧО
Не нашел воплощения и проект органного зала в Челябинске, который предполагалось возвести рядом с Аллеей Славы, на пересечении улиц Свободы и Коммуны. Так как наличие органа характерно для католических соборов, проект был решен в стилистике северной готической архитектуры, для которой характерны отсутствие скульптурных украшений, чередование красного и белого цветов, стрельчатое завершение арок. Стены предполагалось декорировать белым коелгинским мрамором, а во внутренней отделке использовать лепной декор, паркетные полы с инкрустацией и витражи, также характерные для католических соборов. Рядом с органным залом предполагалось разбить сквер. Стоимость объекта на 1993 год составляла 220 миллионов рублей.
Проект концертного зала на 1200 мест. Из фондов ОГАЧО
Не меньший интерес представляет и проект концертного зала на 1200 мест по улице Бр. Кашириных в Челябинске, разработанный в стилистике неоконструктивизма. Здесь художественная выразительность здания достигается чередованием простейших геометрических объемов, а отсутствие декора способствует обращению к сплошному остеклению, которое обеспечивает обилие солнечного света. Согласно проекту, в здании предполагалось разместить зоны с живыми деревьями и буфет, но главным архитектурным элементом проекта стала каскадная лестница, украшающая центральное фойе.
Проект здания союза архитекторов в Челябинске. Из фондов ОГАЧО
Еще один проект, разработанный в схожей стилистике, — четырехэтажное здание Союза архитекторов с помещениями, предназначенными не только для работы и отдыха членов союза, но и для занятий школьных кружков. Так, по проекту Семейкина, в цоколе предполагалось разместить фотолабораторию, каминную, буфет, бильярдную, а также секцию ветеранов. На первом этаже — вестибюль с зимним садом, библиотеку, читальные залы, архив архитектурных проектов, кабинеты правления и дирекции, прачечную. На втором этаже — выставочный зал, кинозал, а также помещения для занятий секций юных и молодых архитекторов. На третьем этаже планировалось разместить секцию рисунка (с выходом на кровлю), секцию ландшафтной архитектуры и даже солярий. На верхнем четвертом этаже предполагалось организовать голубятню и разместить секцию альпинизма. Обилие помещений, имеющих разное назначение, свидетельствует о комплексном подходе архитектора к организации пространства. Выразительность композиции самого́ здания достигалась чередованием простых прямоугольных объемов разной высоты. Благодаря большим витражам, интерьер визуально связывался с парком, окружающим здание.
Проект парка «Крестьянское подворье». Из фондов ОГАЧО
Интересны проекты, связанные с реконструкцией центральной части города. Например, на месте бывшей Челябинской крепости должен был располагаться парк «Крестьянское подворье», основным декоративным элементом которого стала бы частично воссозданная сама крепость на улице Кирова. Проект включал строительство башни и крепостных стен, которые трансформировались в мостовую, украшенную изящными фонарными светильниками, декорированными в технике каслинского художественного литья. Конструктивно парк имел каскадную структуру, на каждом ярусе имелись места для отдыха. В нижней части парка под действующими дорогами предполагалось разместить открытые галереи для размещения в них творческих мастерских, кафе или художественных магазинов. Проект одновременно обращался и к истории старого Челябинска (реконструкция крепости), и к современности, позволяя взглянуть на город с разных ракурсов.
Проект архитектурного комплекса «Челябинск-сити». Фото из фондов ОГАЧО
В самом сердце улицы Кирова сегодня находится здание делового центра «Челябинск-сити». Но мало кто знает, что проект был реализован частично. Первоначально предполагалось построить архитектурный комплекс из трех одинаковых зданий, расположенных на улицах Кирова, Карла Маркса и Цвиллинга. Однако на такой масштабный проект не хватило площадей. В итоге было решено построить одно высотное здание делового центра, которое сегодня является высотной доминантой центральной части города.
Проект архитектурного ансамбля академического театра драмы им. Н. Орлова. Из фондов ОГАЧО
Знаковым для Николая Семейкина стало строительство академического театра драмы, который ныне носит имя Наума Орлова. Примечательно, что автора интересовали не только архитектурная конструкция здания, оформление интерьера (Н. Н. Семейкин разрабатывал эскизы паркетного пола, большой центральной люстры), но и прилегающая территория, которая вместе с театром образовывала единый архитектурный ансамбль. На театральной площади предполагалось разбить большой парк с «аллеей искусств», украшенной скульптурными изображениями богов древнегреческого пантеона. Завершалась аллея большой площадью с образцами современной скульптуры.
В 2001 году мэром Челябинска В. М. Тарасовым было принято решение о коренной реконструкции парка им. Гагарина, главным архитектором назначен Н. Семейкин. Примечательно, что проект реконструкции также был реализован с существенными изменениями. Внимания заслуживают эскизы детского городка, где за основу взят проект крупнейшего памятника в истории архитектуры — Великой китайской стены, а в качестве основных декоративных элементов использовались изображения драконов, типичных для китайской культуры. Также интересен эскизный проект входа в парк (площадь у памятника Курчатову), где входную группу украшала аркада в неоготической стилистике.
Проект концепции музея-заповедника «Новый Аркаим». Из фондов ОГАЧО
Особенного внимания заслуживает концепция музея-заповедника «Новый Аркаим». Предполагалось реализовать проекты автовокзала, научно- музейного комплекса «Степь» с лекционными залами, гостиничного комплекса с магазинами и кафе, жилого комплекса для преподавателей и студентов, студенческого палаточного лагеря на 200 человек, оздоровительного комплекса, спортивного центра, театральной площади с костровищами, спуском к воде и художественными мастерскими, «зеленого» амфитеатра для проведения концертов и мероприятий, вертолетных площадок и автостоянок. Масштабный проект «Нового Аркаима» с жилищными комплексами и развитой инфраструктурой так и не был реализован.
Проект индивидуальных домов-коттеджей в микрорайоне № 3 по улице Бр. Кашириных. Из фондов ОГАЧО
Интересно, что Семейкин обращался и к индивидуальной жилой застройке, где необходимо учитывать множество нюансов. Примером тому служат проекты индивидуальных домов-коттеджей в микрорайоне № 3 по улице Бр. Кашириных, предназначенных для людей среднего достатка. Схема, по которой задуман проект, позволяет при необходимости уменьшить или увеличить строительный объем и количество комнат с учетом пожеланий заказчиков. По словам самого автора, проект рассчитан на людей с разными интересами, поскольку к каждому жилому дому примыкает участок, что позволяет реализовать различные увлечения: занятия спортом, искусством, садоводством. Развивая идею «соседства», Семейкин обращается к организации зон отдыха. Для детей предусмотрен так называемый «двор-улочка», выполняющий функцию игровых дворов в микрорайонах. Согласно проекту, такие дворы планировалось декорировать зелеными насаждениями различных оттенков. Так появилась яблоневая улочка, пихтовая, сосновая, сиреневая, рябиновая, вишневая и т. д. По задумке архитектора, въезд во двор разрешался только для спецмашин (полиция, пожарные, скорая помощь и пр.). Для остального транспорта при въезде на территорию жилого комплекса была предусмотрена стоянка. Архитектуру фасадов планировалось реализовать в различной стилистике: модерн, барокко, классицизм, брутализм, деконструктивизм, «русская деревня» и др. В планировке самого коттеджа главным архитектурным элементом интерьера являлась дубовая лестница, ведущая на второй этаж и объединяющая помещения различного назначения. По желанию заказчика в интерьере предполагалось размещение камина, бани-сауны или солярия.
Проект пятиэтажного жилого дома, состоящий из двух корпусов в границах улиц Васенко, Елькина и проспекта Ленина. Из фондов ОГАЧО
Не менее интересен проект пятиэтажного жилого дома из двух корпусов в границах улиц Васенко, Елькина и проспекта Ленина, (по соседству с публичной библиотекой), который также не был реализован. Очевидно, что Николай Семейкин вдохновлялся французской замковой архитектурой эпохи Возрождения, отличительной особенностью которой являются большие башни, которые усиливают впечатление средневекового замка.
Проект здания народной оперы у подножия Витоши в г. София (Болгария). Из фондов ОГАЧО
Н. Семейкин принимал участие и в международных архитектурных конкурсах. Примером тому служит проект здания народной оперы у подножия Витоши в г. София (Болгария). Здание состоит из примыкающих друг к другу бетонных сфер разного размера. Сооружение выполнено в стиле био-тек, который основан на применении свойств, функций и структур живой природы. Одной из задач, которые ставит перед собой архитектурная бионика, заключается в формировании гармоничного единства архитектуры и живой природы. Другая задача этого направления — создание таких архитектурных форм, которые отличались бы красотой и гармонией, свойственной живой природе, и одновременно были бы функционально оправданы2. Напоминающие природные формы бетонные сферы декорированы большими окнами, которые способствуют проникновению внутрь большого количества солнечного света. Здание предназначалось для музыкальных постановок, поэтому основной задачей архитектора было обеспечение особого звучания, которое достигалось при помощи особой сферической конструкции здания.
На сегодняшний день Николай Николаевич Семейкин остается одним из самых выдающихся архитекторов города, который в значительной степени сформировал облик современного Челябинска. Увлеченный архитектор, дизайнер, теоретик, педагог, художник и скульптор — он не просто пытался преобразить родной Челябинск, он стремился изменить мир, в котором мы живем. Изобретая свой собственный архитектурный язык, он воплощал простую геометрию форм, асимметрию, вертикальные плоскости и свободные планировки. Но вместе с тем его вдохновляли классические образцы европейской архитектуры, отголоски которой читаются в его проектах. Он ценил естественное освещение и предпочитал цвета спокойной цветовой палитры: белый и бежевый, оттенки серого, красного. Николай Семейкин в своем творчестве активно использовал промышленные материалы, такие как бетон, сталь и стекло, а также традиционные для Южного Урала гранит, коелгинский мрамор и каслинское литье. Его архитектурное наследие велико и разнообразно: оно включает в себя частные коттеджи, рестораны, общественные и спортивные сооружения, жилые комплексы и церкви, которые позволили автору выйти за рамки условностей и создать неповторимый мир Николая Семейкин.
В.А. Грицук
зав. выставочным отделом
Примечания
1. Энциклопедия Челябинск//Семейкин Николай Николаевич. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2818
(дата обращения: 03.03.2022)
2. Лебедев Ю. С. и др. Архитектурная бионика / Под ред. Ю. С. Лебедева. — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. URL: https://cih.ru/ab/b6.html (дата обращения: 11.03.2022)