14828

Почтовые карточки 1920-х гг. — весьма информативный объект изучения, который способен выступить как документальный источник по изучению истории города, государства, так и в качестве иллюстраций, которые характеризуют интереснейшие явления культуры эпохи НЭПа.

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится небольшая коллекция почтовых карточек, изданных в конце 1920-х гг. В. Ф. Куренщиковым. Очевидно, что частное издание последних лет НЭПа просуществовало недолго, так как открытки — его основная продукция — выпускались лишь в 1927–1928 гг. Тем не менее, за это короткое время было отпечатано несколько серий карточек с видами Свердловска и фотографиями природы Урала. Тираж каждой из них насчитывал от 1500 до 5000 экземпляров.

  

1.png

Коллекция почтовых карточек В. Ф. Куренщикова. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Особый интерес среди них представляет открытка под № 32 из серии видов Свердловска: впервые в послереволюционный период на почтовой карточке как объект, имеющий культурную и историческую ценность, был запечатлен печально известный дом Ипатьева — место расстрела Николая II и царской семьиi.

i
Кашанский С. В. «Дом особого назначения» на видовых открытках // Шестнадцатые Романовские чтения: Всероссийская научно-практическая конференция (Екатеринбург–Алапаевск, 19-20 июля 2018 г.): материалы. Екатеринбург: изд-во КВАДРАТ, 2018. С. 288–289.

2.jpg

Коллекция почтовых карточек В. Ф. Куренщикова. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Открытки, издававшиеся В. Ф. Куренщиковым, интересны тем, что знакомят зрителя с любопытным явлением первой половины ХХ века — искусственным международным языком ОМО, автором которого явился живший в Свердловске В. И. Венгеров (1883–1959). Полиглот, фотограф, художник и лесовед по профессии, Владимир Венгеров еще в 1910 году издал первый проект научного и международного языка, который впоследствии, в процессе подготовки учебника (тиражом в 2000 экземпляров издан в 1927 году), обрел свое название: «ОМО — язык человека».
3.jpg
Венгеров В. И. ОМО — язык человека. Курс всемирного языка. Учебник. Свердловск, 1927

Сложно переоценить энтузиазм автора ОМО, который в издании 1910 года начал предисловие со слов «Считая наше дело общечеловеческим…»i. Вера В. И. Венгерова в полезность, и даже необходимость создания простого и удобного общего языка, была непоколебима: он не только рассылал экземпляры своего труда в различные общества и государственные учреждения, но и использовал другой метод агитации — рекламу на открытках.

На обороте вышеупомянутых почтовых карточек крупным шрифтом напечатаны целые лозунги: «Изучайте общечеловеческий язык ОМО — самый простой, точный и разумный», «Язык ОМО — единственная форма всечеловеческой научной мысли, поэтому он неизбежен как всеобщий язык», «Языком ОМО укрепляйте международную связь», «Проводите в жизнь всечеловеческий язык ОМО». Подобные тексты, непременно печатавшиеся на открытках издания В. Ф. Куренщикова, выступали в качестве своеобразной рекламы нового планового языка и служили агитацией к его изучению.

i
Венгеров В. И. Проект научного и международного языка. Екатеринбург: Типография Я. Ф. Шубина, 1910. С. 3.

4.png

5.png

Коллекция почтовых карточек В. Ф. Куренщикова. Оборот. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Несмотря на довольно обширную «рекламную кампанию» и активное распространение программ, учебников, открытие факультативных курсов по изучению эсперантида ОМО в г. Свердловске в конце 1920–1930-х гг., хоть сколько-нибудь широкое распространение искусственного языка было возможно лишь при жизни В. И. Венгерова, и после его смерти в 1959 году об этом интересном явлении культуры и лингвистики Урала практически забыли. К настоящему времени исследованием ОМО занимается лишь узкий круг лингвистов, изучающих искусственные языки.

Т. С. Балабан

научный сотрудник научно-фондового отдела

Другие статьи

Все статьи