11760

Это неправда, что театр начинается с вешалки. Настоящий театр, Театр с большой буквы, начинается с главного режиссера, художественного руководителя, творческого лидера. Как яркая звезда, такой руководитель проносится по небосклону, увлекая за собой планетарную систему – театр – к немыслимым творческим высям, от которых захватывает дух. Такой яркой звездой был Наум Юрьевич Орлов. Челябинский государственный академический театр драмы носит его имя. Это имя хорошо известно друзьям и поклонникам театра. Об Орлове много написано, изданы книги. Что можно добавить к сказанному? Только воскликнуть: как же повезло театру, да и всему городу, что здесь жил и творил такой удивительный Мастер! Театр был его домом, его семьей, любовью и страстью, радостью и жизнью.

Откуда рождается в человеке эта неудержимость, целеустремленность, цельность натуры? Наверное, для этого надо много всего, что дается с рождения и формируется с самого раннего детства. Наум Юрьевич родился 20 февраля 1924 года в Чернигове. Из того периода часто вспоминал эпизод, происшедший с ним в 5-6 лет. Друзья, дворовые мальчишки лакомились раздобытыми где-то яблоками, а у него не было ни одного. И вот он увидел его на яблоне – последнее, единственное, лучшее, такое, какого не было ни у кого. Достать это поистине райское яблоко, не привлекая внимание соперников, пренебрегая опасностью сорваться с тонкой ветки на землю – эту цель он достиг, вызвав восхищение всех ребят. Достижение своей цели, стремление сделать лучше, чем другие, – это превратилось в черту характера, это стало основой успеха в жизни. 

Наум Юрьевич Орлов

Наум Юрьевич Орлов

 

А таких ступенек к успеху было немало. Сначала был школьный театральный кружок, и, конечно, именно здесь было принято главное в жизни решение: надо стать артистом. Но не все оказалось просто: началась война. Вопрос выбора не стоял: конечно, на фронт. Военкоматы были забиты мальчиками, желавшими защищать Родину. С ними обходились просто: собирали для отправки на фронт, а вместо этого направляли в тыл. Так, спустя некоторое время, Наум Орлов оказался в Челябинске. Здесь представилась возможность осуществить давнюю мечту стать артистом – при Челябинском театре драмы открывалась театральная студия. В архиве театра сохранилась книга приказов за 1943 год, где записаны фамилии студентов, принятых в студию, среди них значится: «Наум Юрьевич Орлов». И новое препятствие, на этот раз болезнь, больница. Учиться возможности не было. Еще не оправившись от болезни, после мытарств по ряду городов он, наконец, в Киеве.

Желанный театральный институт открылся только в 1945 году. Три отборочных тура, волнение, уверенность в провале и – зачисление. Науму Юрьевичу завидовали: он попал на курс самого Константина Павловича Хохлова. В 1949 году Орлов окончил Киевский институт театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого сразу по двум специальностям: «режиссер драматических театров» и «театровед». Опустим детали следующих нескольких лет биографии режиссера, констатируем лишь факты. В 1950-1952 годы он – режиссер Киевского Александринского музыкально-драматического театра имени П. Саксаганского. В 1957-1964 годы –   режиссер Одесского ТЮЗа и Одесского украинского театра им. Октябрьской Революции. С 1965 по 1973 год Н.Ю. Орлов работает главным режиссером Казанского русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. На его сцене он поставил 15 спектаклей; здесь оттачивалось мастерство театрального режиссера, приобретался опыт, формировался творческий стиль. Тогда же пришло первое признание: в 1968 году спектакль «Зыковы» (М. Горький) удостоен дипломов 1-й степени Всероссийских фестиваля и смотра. Здесь же, в Казани, началось его творческое сотрудничество с известным театральным художником Т. И. Сельвинской, во многом определившее успех его последующих спектаклей, поставленных уже на челябинской сцене.

Наум Юрьевич любил вспоминать о том, как он попал в Челябинск. Летом 1973 года Челябинский театр драмы выехал на гастроли в Куйбышев (ныне Самара). В это же время театральное руководство предложило главному режиссеру из Казани Н. Ю. Орлову посмотреть челябинский театр на предмет, не захочет ли он взять этот театр, взять руководство над ним. Наум Юрьевич приехал в Куйбышев, посмотрел несколько спектаклей. Театр ему не понравился, и он решил дать отказ. Как часто было в то время, купить железнодорожный билет летом не всегда удавалось. Пришлось еще на день остаться в Куйбышеве. Куда пойти вечером режиссеру в чужом городе? Конечно, в театр. Шел спектакль Э. Баэра «Случай в метро», недавно поставленный режиссерами братьями Морозовыми. Спектакль был необычным для своего времени, жестким. Играли молодые артисты Юрий Цапник и Николай Ларионов. Этот спектакль, игра актеров заставили Н.Ю. Орлова коренным образом поменять свое решение – сразу и бесповоротно: он увидел возможности труппы, разгадал скрытый потенциал актеров, с которыми можно работать и получить блестящие результаты. Так Наум Юрьевич Орлов во второй раз оказался в Челябинске, на этот раз до конца своей жизни.

Театр нуждался в новом руководителе, в обновлении, встряске, свежем дыхании – и они начали работать: театр и режиссер. Понимая состояние актеров, Наум Юрьевич выбрал для первой постановки не хорошо проверенную «правильную» пьесу, а ту, которая бы взбудоражила коллектив, вдохнула бы в него новую энергию, веру в свои силы и возможности. Так появился Швейк (В. Константинов и Б. Рацер «Иосиф Швейк против Франца Иосифа», 1974 год).

Сцена из спектакля «Иосиф Швейк против Франца Иосифа», 1974 год. Реж. Н. Орлов. Фельдкурат Кац – П. Кулешов, Иосиф Швейк – В. Чечеткин

Сцена из спектакля «Иосиф Швейк против Франца Иосифа», 1974 год.
Реж. Н. Орлов. Фельдкурат Кац – П. Кулешов, Иосиф Швейк – В. Чечеткин

 

Спектакль-мюзикл, спектакль-буф, спектакль-гротеск проходил на сцене, где декорации сценограф Т. Сельвинская решила в виде цирковой арены. И актерам пришлось соответствовать образу: даже народный артист РСФСР П. И. Кулешов (фельдкурат Кац) проделывал немыслимые, почти акробатические номера – а ведь к началу постановки ему было 62 года, и спектакль с его неизменным участием шел 17 лет. «Так вот и начался мой нынешний, челябинский период. Теперь, надо сказать, прошло уже около трех десятков лет. Как же быстро они пролетели… Челябинск стал мне родным, без него, без этого замечательного театра, этих выдающихся актеров и прекрасных людей, которых не видно со сцены, я не представляю теперь своей жизни», — этими словами Наум Юрьевич словно подвел итог своей жизни в Челябинске. А жизнь это была полна работой, радостями и огорчениями, неудачами и успехами – все как у каждого человека.

И все-таки, он не был, как «каждый», как все. Даже на улице в гуще прохожих встречные люди, не зная этого человека, выделяли его из толпы: его лицо отличала особая одухотворенность, оно освещалось светом глубокой внутренней культуры. Автор этих строк был свидетелем такого случая – Наум Юрьевич зимой в дубленке заходит в служебное фойе театра. Делавшая уборку техничка, простая женщина, невольно воскликнула: «Наум Юрьевич, какой Вы красивый!» На что он с улыбкой ответил: «Какой же я красивый, я старый». Это и есть та самая духовная красота, которая отражается на внешности, независимо от возраста. В каждом он умел любить и уважать Человека. Это было не нарочито, а очень естественно и искренне – настолько, что каждый считал: это к нему Орлов так особенно относится, его ценит и уважает. «Я очень люблю актера, – говорил Н.Ю. Орлов. – Актер требует любви и чувствует ее. У него всегда очень сложное положение, он всегда хочет много работать и никогда не виноват, что мало занят в репертуаре. Понимать это и быть художественным руководителем – очень тяжелое бремя».

Репетиция спектакля «Вишневый сад», 2000 год

Репетиция спектакля «Вишневый сад», 2000 год

 

«Жизнь не стоит на месте. Для меня работать – значит жить. Когда за твоей спиной целый театр, десятки одаренных, уникальных людей, нельзя расслабиться ни на минуту. Именно это помогает мне держаться на плаву, быть в форме. Десятки спектаклей, сотни ролей, которые нужно пройти от начала до конца… Тяжкий и благословенный труд… Очень важно ощущать свою востребованность, заполненность каждого дня, каждого мига. Именно поэтому я считаю себя счастливым человеком». – Таково было жизненное кредо Н. Ю. Орлова. Театральное творчество было смыслом его жизни, и это давало свои результаты.

Другие статьи

Все статьи