В 2021 году в фонды Государственного исторического музея Южного Урала поступил комплекс предметов, принадлежавших Николаю Петровичу Загородневу (1919-1990) – челябинскому художнику, во второй половине ХХ века работавшему портретистом в Челябинском отделении Художественного фонда РСФСР. Н.П. Загороднев – участник Великой Отечественной войны, с 1945 года обучался в Одесском художественном училище, после окончания которого, в 1952 году, вернулся в Челябинск. Его работы хранятся в фондах ГИМЮУ, ЦИКНЧ, Челябинской картинной галерее.
Всего в фонды музея поступило более 35 графических и живописных работ автора. Среди них не только произведения, созданные в период зрелого творчества художника, но, что особенно ценно – ученические альбомы Николая Загороднева с рисунками, созданными им в годы обучения в известной в Челябинске изостудии Николая Русакова.
Н.А. Русаков (1888-1941) – один из старейших художников Челябинска, по праву считающийся выдающимся живописцем, внесшим огромный вклад в развитие изобразительного искусства региона1. Николай Афанасьевич стал одним из основателей Челябинского отделения Союза художников, преподавал рисование и изобразительных искусств в различных учебных заведениях Челябинск с 1916 года, в 1920 году создал изостудию при уездном отделе народного образования2, а с 1935 по 1941 год – преподаватель изостудии Дома народного творчества городского комитета по делам Искусств. В 1930-е гг. через студию Н. Русакова прошли многие челябинские художники и графики, однако, документальных подтверждений этому сохранилось не так много, и студийные работы Н.П. Загороднева – среди них.
Наиболее ранние работы собраны в двух альбомах 1934 года – когда Николай Загороднев учился на первом курсе изостудии. В числе работ: учебные натюрморты, портреты и сюжетные композиции. Почти на каждом листе – роспись преподавателя – узнаваемый росчерк Н.А. Русакова.
Лист из ученического альбома Загороднева Н.П. с подписью Н.А. Русакова (фрагмент). 1934 г. – из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Несколько акварелей 1934-1935 годов, очевидно, написано учеником под влиянием учителя – это работы с пейзажами Средней Азии – одной из излюбленных тем творчества Николая Афанасьевича Русакова, которой посвящена значительная часть сохранившегося творческого наследия художника. В воспоминаниях Н. Загороднева, записанных в 1989 году и опубликованных в монографии Г.С. Трифоновой «Николай Русаков. Жизнь и творчество (1888-1941)», художник упоминает о том, что копировал акварель Николая Русакова «Всадник на фоне Гиндукуша»3, и среди поступивших работ можно увидеть акварель с названием «»Герат» на фоне горы Гиндукуш».
Загороднев Н.П. Акварель «Герат на фоне горы Гиндукуш». 28 марта 1934 г. – из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Еще один альбом периода обучения Н. Загороднева в изостудии датируется 1935 годом – и в нем мы видим рисунки, говорящие о растущем мастерстве Николая как художника, уже в них определяется основа его таланта – портретный жанр в альбоме превалирует, эти рисунки выполнены с большим мастерством.
Загороднев Н.П. Рисунок «Портрет Герасимовой». Из ученического альбома. Портреты, пейзажи, натюрморты. 1935 г. – из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Альбом 1935 года привлекает внимание и тем, что на одном из листов – с акварельным изображением учебного натюрморта – поставлена круглая печать с надписью «Союз Советских художников * ССХ»; под печатью – надпись графитным карандашом «Студия ИЗО // Директор студии…», далее – знакомая роспись Николая Русакова. Слева от подписи – дата «22/ XI 35 г.».
Загороднев Н.П. Рисунок «Натюрморт» (лицевая и оборотная сторона). Из ученического альбома. Портреты, пейзажи, натюрморты. 1935 г. – из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Такая подпись и печать не могут не заинтересовать исследователя – официально датой организации Челябинского отделения ССХ считается январь 1936 года4. Именно тогда Президиум Челябинского облисполкома официально утвердил оргбюро Союза советских художников и скульпторов Челябинской области. Однако, представленная в альбоме 1935 года печать Союза советских художников, дает основания полагать, что и до упоминавшегося постановления Президиума Челябинское отделение ССХ было уже вполне функционирующей организацией.
Отдельные листы, не вошедшие в альбомы, но так же выполненные в годы обучения Николая Загороднева, лишь подкрепляют уверенность в его таланте портретиста – рисунки показывают прекрасное владение графическим материалом, изображения, чаще выполненные в виде набросков – передают характерные черты портретируемого.
Загороднев Н.П. Рисунок «Натюрморт» (лицевая и оборотная сторона). Из ученического альбома. Портреты, пейзажи, натюрморты. 1935 г. – из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
На некоторых листах мы видим надписи, выполненные Н.А. Загородневым – «Студийная работа», однако подписи Н.А. Русакова на них уже нет.
Загороднев Н.П. Рисунок «Портрет Н. Турсанова». Июль 1937 г. – из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Передача в фонды музея творческого наследия южноуральских художников – редкое и значимое событие. Ранее в коллекцию Государственного исторического музея Южного Урала поступали работы И.Л. Вандышева, Н.И. Черкасова, Д.Ф. Фехнера (последние — в 2011-2015 годах).
Т.С. Балабан
научный сотрудник научно-фондового отдела
Примечания
1 Байнов, Л.П.. Художники Челябинска. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1979. С. 19
2 Трифонова, Г.С.. Николай Русаков. Жизнь и творчество (1888-1941). Челябинск: Челябинский Дом печати, 2004. С. 145
3 Трифонова, Г.С.. Николай Русаков. Жизнь и творчество (1888-1941). Челябинск: Челябинский Дом печати, 2004. С. 138
4 Кудзоев, О.А.. Челябинская организация Союза художников России. Ч., 1996. С. 10