В преддверии 285-летнего юбилея Челябинска Государственный исторический музей Южного Урала начинает цикл публикаций, посвященных дневникам, мемуарам, письмам, путевым заметкам и научным трудам с описанием города, составленный современниками. С помощью широкого круга источников мы попытаемся сформировать портрет Челябинска в различные периоды его существования, начиная с основания крепости в первой половине XVIII века до индустриального города 30-х годов XX века.
В 1734 году с целью закрепления на территории Средней Азии, Бадахшана и Приаралья была организована экспедиция под руководством обер-секретаря Сената Ивана Кирилловича Кириллова. Одной из причин для этого послужило присоединение киргиз-кайсацкого жуза к Российской империи. Основные задачи, поставленные перед участниками экспедиции, заключались в строительстве опорной крепости на реке Яик и сооружении оборонительных линий. В 1735 году была заложена Оренбургская цитадель, возникла проблема в снабжении города продовольствием. Для безопасного следования обозов из Теченской слободы строится ряд крепостей, одной из которых и стала Челябинская, заложенная полковником А. И. Тевкелевым 13 (2) сентября 1736 года как опорный пункт для пополнения запасов пороха и фуража. В своем донесении основатель писал: «на реке Миасе в урочище Челеби от Миаской крепости в тридцети верстах заложил город».
План Челябинской крепости 1736 года
В июне 1742 года в Челябе остановился известный естествоиспытатель и путешественник Иоганн Георг Гмелин. Этот исследователь родом из немецкого Тюбингена был приглашен в Петербургскую академию наук, где с 1731 года являлся профессором химии и натуральной истории. В ходе 2-й Камчатской экспедиции побывал в уральских и сибирских городах, на основе увиденного составил описание заводов Урала, городов и острогов Сибири. Во время Великой Северной экспедиции вел дневник, в котором подробно фиксировал свои наблюдения.
И. Г. Гмелин
По возвращении в Германию Иоганн Георг Гмелин опубликовал свои записи под названием «Путешествие по Сибири». В этом многотомном труде содержится и одно из старейших описаний Челябинска 1742 года.
«…Эта крепость также находится на реке Миасс, на южном ее берегу, она похожа на Миасскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих бревен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей. Она была заложена вскоре после Миасской крепости, а имя получила от ближайшего к ней, находящегося выше на южной стороне реки бора, по-башкирски — Чилябе-Карагай. С того времени при этой крепости располагается главная квартира обоих Драгунских полков, а также старого Сибирского и вновь сформированного Оренбургского, которые сначала стояли лагерем среди домов слободы, чтобы держать в узде башкир, а также предотвращать набеги киркиз-кайсаков. Но в этом году большая часть их отбыла на Уй строить крепость, часть сопровождает провиант в Оренбург. Вышло также распоряжение, чтобы каждая крепость должна как зимой, так и летом содержать 2 роты драгун, поэтому казармы должны быть подготовлены уже этим летом. Выше и ниже крепости находятся 261 крестьянский двор, 20 солдатских и 5 казачьих квартир. Дома также выстроены в линию, улицы очень широкие. Чуть ниже крепости на свободном месте стоит церковь Святого Николая, где уже 2 года ведутся службы. Священник этой церкви держит в подчинении священников остальных крепостей.
В этой местности очень много прекраснейших полей, здесь отлично вырастают все виды злаков. До последнего времени достаточно было леса, вблизи же он в основном уже вырублен, и сейчас его приходится привозить. Рыбы в этом месте очень мало. Но озера, богатые карасем не очень далеки; только потому, что жители очень заняты строительством и обустройством крепости, крестьяне еще не могут сильно удаляться от своих домов и ловить рыбу в отдаленных местах. 21 июня я оставался здесь, в ночь с 20-го на 21-е был сильный дождь и ужасный ураганный ветер, который разразился из черной, как смола, тучи, которая покрыла всю слободу. Дождь шел почти до обеда 21 июня…».
В июне 1742 года помощник воеводы Исетской провинции капитан Агарев сообщает Иоганну Георгу Гмелину о наличии подвод и денег на их оплату для поездки к горе Магнитной. Этот факт свидетельствует о дальнейшем продвижении профессора на юг.
После издания указа 22 сентября 1743 года правительствующим Сенатом центр Исетской провинции переносился из Теченской слободы в Челябинск. Последовавший только на следующий год переезд провинциальной канцелярии и управления исетскими казаками сыграл важную роль в дальнейшем развитии города.
Сведения о Челябинске в статусе центра Исетской провинции содержатся в объемном труде известного географа Петра Ивановича Рычкова «Топография Оренбургской губернии». Петр Иванович не сразу связал свою жизнь с наукой. Родился он в Вологде. С 1720 года трудился в Москве на полотняной фабрике Ивана Тамеса, где освоил иностранные языки, бухгалтерию и торговое дело. В 1734 году он применил полученные навыки, выполняя обязанности бухгалтера Оренбургской экспедиции. Свою деятельность осуществлял под руководством Ивана Кирилловича Кириллова, Василия Никитича Татищева и Ивана Ивановича Неплюева. В 1744 году стал начальником Оренбургской губернской канцелярии, много путешествовал. Во время отставки занимался географией, историей и экономикой, публиковал научные работы. Одним из результатов его трудов стала «Топография Оренбургской губернии». В эту работу вошло описание около двухсот наиболее крупных сел, крепостей, городов, с указанием точного расстояния между ними, названо количество домов, церквей, торговых и промышленных учреждений в них, число войск, их охранявших, сословный и национальный состав населения и т. д.
П. И. Рычков
Среди значительного количества материала, представленного в работе Петра Ивановича, встречаются сведения и о Челябинске.
«Челябинская крепость не только между новопостроенными крепостями, но и во всей Исетской провинции есть главнейшее место, ибо тут с прошлаго 1743 года для способности к Башкирии находится воевода и провинциальная канцелярия, подушный сбор, духовное правление, а для купечества и ратуша. Она построена на реке Миасе, по течению ея на правой стороне, а ныне и на другой стороне дворов со сто построено. Укрепление ея: внутри жила замок, или небольшая крепостца, рубленая с двумя башнями, а вокруг всего жила по обеим сторонам реки Миаса обнесено заплотом, рогатками и надолбами, с тремя проезжими башнями. Служивых казаков состоит здесь 354, при которых, для всех в Исетской провинции находящихся нерегулярных людей, войсковой атаман один да старшин восемь жительствует. Сверх оных вместо разсыльщиков провинциальная канцелярия имеет особливую роту, которая именуется провинциальною, в коей комплект полный против пехотной роты. Купечества и записных в цехи по ревизии числится 192 души, крестьян и дворовых людей, по ревизии ж написанных,42 да после ревизии поселившихся в деревне Баландиной, от Челябинска в 15 верстах, и переехавших из Шадринска, 154 души. Жительства внутри крепости и за Миасом рекою до 500 дворов. Церквей 2: одна деревянная во имя Николая Чудотворца, построена еще прежде, нежели переведена была сюда провинциальная канцелярия, которая, как выше значится , прежде того имелась Окуневского дистрикта в Теченской слободе, разстоянием от Челябинска 80 верст; а несколько времени была она и в нижнеписанной Чебаркульской крепости. Другая церковь каменная, застроенная в бытность провинциальной канцелярии, трехпрестольная: главный во имя Рождества Христова, второй — Иоанна Богослова, третий — Николая Чудотворца. Расстояния до сей Челябинской крепости от Оренбурга по почтовой дороге через крепость Зелаирскую 572 версты, от Челябинска до Троицкой крепости — 110, до Екатеринбурга — 200, до Тюмени 384, а от Тюмени до Тобольска — 254, и потому от Челябинска до Тобольска 638 верст».
В 1768 году Академией наук с целью углубленного исследования территории России, в особенности Урала, Приуралья Среднего и Нижнего Поволжья, Алтая, было сформировано 5 экспедиций, 2 Астраханские и 3 Оренбургские. Оренбургские отряды возглавили ученые Петр Симон Паллас, Иван Иванович Лепехин и Иоганн Петер Фальк. В ходе продвижения ученым необходимо было не только выполнять задачи по экономико-географическому исследованию территории Российской империи, но и изучать обряды и обычаи местных жителей, записывать сказания о событиях старины, исследовать древние сооружения.
П. С. Паллас
Отряд Петра Симона Палласа был основным в Оренбургской экспедиции. Естествоиспытатель, которому выпала руководящая роль, родился в Германии, где получил образование. После избрания членом Петербургской академии наук в 1767 году прибыл в Россию. Итогом его работы в экспедиции по территории Российской империи стал 10-томный труд «Путешествие по разным местам Российского государства», в котором содержатся сведения и о Челябинске, где Петр Симон Паллас оказался 8 июня 1770 года, изменив первоначальный маршрут из-за паводка.
«Прибыл я в назначенное для зимнего пребывания место Челябинск, оно для больных глаз моих было весьма приятно, для пребывания выгодно, и в нем нашел я довольно случаев изведывать, как об окрестных достопримечательностях, так и для опытов в естественной истории, почему и мог я сию зиму прожить с пользой».
В 1770-х годах Челябинск изменился, это заметно на плане 1768 г. Погрузиться в атмосферу города второй половины XVIII века и познакомиться с его обликом нам позволят записи из дневника Петра Симона Палласа.
План Челябинской крепости 1768 года
«… Наконец 16 апреля оставил я город Челябинск; оный состоял сперва из одной токмо крепости, построенной противу киргизских и башкирских набегов, но потом, когда Исетская провинция причтена к Оренбургской губернии, то чрез переведенную в оный город воеводскую канцелярию, под ведомством которой состоит 3 уезда: Шадринский, Окуневский и Куртамышский, стал он быть знатным. Он укреплен по образцу здешних крепостей деревянным строением и разделен на правильные улицы; лежит несколько вдоль по правому берегу Миасса и имет одно предместье на левом берегу реки, находящееся, однако ж, на довольно высоком месте, чтоб от наводнений быть безопасну и во всякое время года сухим, по причине покатистого положения и каменистой земли.
В нем находится одна каменная и одна деревянная церковь, также различные изрядные публичные и приватные строения; но большая часть домов построена на деревенский вкус, также и упражнение большой части жителей состоит в хлебопашестве».
«…провинция сия… подает удобность к разведению садов. Всякое обыкновенное огородное растение родится наилучшим образом, а особливо белая репа, которая удивительной величины бывает. Нерадение здешних крестьян причиною, что они о других растениях, кроме простой капусты, репы и моркови, не заботятся…
В мое время поймали татары не далеко от Челябинска соболя, коего однакожь за весьма великую редкость почитали…
В первую неделю марта стояла почти беспрестанно сырая и столь теплая погода, что даже 24 числа… множество простаго народа, по древнему от Славянского язычества вкоренившемуся обычаю, в покрытой еще льдом реке купалось…
…с 24 по 27 выпадал опять сильный снег, но вскоре потом сделалась столь теплая погода, что в исходе сего месяца вскрылась река Мияс и в первых числах апреля от стаявшего снега из своих берегов сильно выступила…
Уже оказывались различные пролетные птицы, из коих галки, грачи и вороны были первыми, за ними вскоре последовали лебеди и всяких родов утки, а после последнего снегу также гуси, скворцы и жаворонки…
В четырех верстах от города проедешь мимо горького озера, в длину с лишком на версту простирающегося. Зимой дорога идет по оному, ныне же по причине сделавшихся уже по льду прососов, должно было по летней дороге объезжать оное…
По причине сего объезда должно ехать мимо другого еще озера в 10 верстах от города… которое больше перваго, имеет также горькую воду и весною соединяется с другим, в северной стороне находящимся. Сказывают, что сии оба озера имели довольно долгое время и даже за четыре еще года, рыбу, но стех пор она вовсе пропала…»
В Челябинске Петр Симон Паллас ожидал прибытия профессора Иоганна Петера Фалька, ему было важно обсудить дальнейшие маршруты по Сибири. Иоганн Петер Фальк был шведским путешественником и натуралистом, учеником известного естествоиспытателя Карла Линнея. Являлся руководителем 3-го отряда Оренбургской экспедиции, который следовал по приволжским районам, Уралу, Западной Сибири. Шведский ученый стал первым, кто разделил Уральские горы на 3 крупные части: Башкирский (Южный), Екатеринбургский (Средний) и Верхотурский (Северный).
Встреча Петра Симона Палласа с Иоганном Петером Фальком в Челябинске состоялась в марте 1771 года. Шведский натуралист находился в городе до мая и зафиксировал следующее:
«…Челяба и Челябинская крепость, при Миассе, в 107 верстах от Екатеринбурга. Она была построена в 1736 году и получила деревянное укрепление от набегов башкирцев. В 1740 году была она Исетским провинциальным городом и имела воеводскую канцелярию. Окружающая ее деревянная стена придает ей вид четырехугольника, простирающегося в длину на 4 версты 637 сажен. В углах и на башнях у ворот стоит 6 пушек. Для защищения ее находилось в ней 57 человек солдат под командою одного офицера.
В ней был острог для преступников, деревянный мост через реку, 1 каменная и 1 деревянная церковь, 80 деревянных дворов и жителей, по церковным книгам 1771 года, 2394 души мужеского и 2381 душа женского пола грекороссийского исповедания и 67 раскольников. По ревизии 1763 года, было между ее жителями 431 человек оренбургских казаков, 314 купцов и ремесленников, 94 инвалида, 28 казенных служителей 13 церковнослужителей. Между ремесленниками было 2 юфтяных сыромятника. Главнейший промысел в городе состоит в земледелии и скотоводстве. Торговля самая худая; в лавках едва можно найти самонужнейшие вещи, но 2 ярмонки заменяют весь недостаток.
Обыкновенные съестные припасы здесь в изобилии. С 1760 по 1770 год были средние цены следующие: 1 пуд ржаной муки стоил 14 копеек, муки пшеничной — 20 копеек, круп гречневых — 22, проса 30 коп., говядины — 33 коп., баранины — 32, свинины — 65 коп., пара уток — 5 коп., пара тетерок — 5 коп., пара кур — 10 коп., 15 яиц — 3 коп., 1 пуд мерзлых больших щук — 40, мелких 20 коп., налимов — 20 коп., сотня сушеных окуней — 18 коп., сотня сухих крупных 15 и 16 коп., фунт меду — 9 коп., воску — 22, свеч сальных — 4 и 5, пуху — 18 коп. и проч.».
После пребывания в Челябинске Петр Иоганн Фальк направился в Сибирь. Все материалы, собранные ученым, были систематизированы и изданы его другом немецким медиком Иоганном Готлибом Георги в 1785 году под названием «Записки путешествия академика Фалька».
В период с 1770 по 1771 годы Челябинск стал местом встречи ведущих интеллектуалов Российской империи: географа Николая Петровича Рычкова (сына Петра Ивановича), медика Иоганна Готлиба Георги и естествоиспытателей Иоганна Петера Фалька и Петра Симона Палласа.
Приведенные описания города выдающихся исследователей фрагментарно, но формируют определенный образ города XVIII века с его архитектурой, жителями и их деятельностью. Дают возможность узнать, сколько стоил тот или иной продукт, и позволяют познакомиться с Челябинском, которого сегодня не увидишь на фотографиях и видеозаписях.
Литература
1. Виноградов, Н. Б. Челябинск: История моего города / Н. Б. Виноградов. Челябинск : ЧГПУ, 1999.
2. Гмелин, И. Путешествие по Сибири / И. Гмелин // Дореволюционный Челябинск в слове современников. Челябинск : Полиграф-Мастер, 2010.
3. Паллас, П. С. Путешествие по разным местам Российского государства / П. С. Паллас // Дореволюционный Челябинск в слове современников. Челябинск : Полиграф-Мастер, 2010.
4. Рычков, П.И. Топография Оренбургской губернии. 1762 / П. И. Рычков. Оренбург : Оренб.отд. Имп. Рус. Геогр. О-ва, 1887.
5. Самигулов, Г. Х. Из истории Челябинска : в 3 кн. Кн. 1. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 год / Г. Х. Самигулов. Челябинск : Каменный пояс, 2015.
6. Фальк, И. П. Записки путешествия академика Фалька / И. П. Фальк // Дореволюционный Челябинск в слове современников. Челябинск : Полиграф-Мастер, 2010.
7. Челябинск: энцикл. / сост. : В. С. Боже, В. А. Черноземцев. Челябинск : Каменный пояс, 2001.
Д. Е. Васильев,
сотрудник научно-исследовательского отдела